Эх! Кабы не Липино-Шелотские горы…

20.09.2017

Вид склона Мочаловской горы

Верховажские природные красоты, в которых преобладает холмистая местность, во все времена восхищали современников. Особенно летом, когда в полях созревали хлеба, а в пожнях начинали цвести травы. На заливных лугах трудно было счесть крутобокие стога сена. На угорах – суслоны различных зерновых культур. Тут и там бесконечными цепочками на десятки верст тянулись изгороди из кольев и жердей.

 

В более поздние времена внимание проезжающих привлекали многочисленные скирды соломы, клевера, гороха. Среди холмов вились русла рек, торились дороги. Вот они-то, большие и малые пути передвижения, прежде всего заботили деловых людей. Ведь дороги проходили не только по берегам рек. Из глубины девятнадцатого века до нас дошли воздыхания верховажских купцов, доставлявших товары из самой Москвы-матушки: «Эх! Кабы не Липино-Шелотские горы и вакоминские воры, да житнохинские пески, дак и ехал бы без тоски».

 

Преграды белокаменные

Особенно крутые горы были около деревень Горюшино, Леушинская и Мочалово. Онанинская гора получила своё название от деревни Онанино, стоявшей на её вершине. Они памятны и более поздним поколениям наших земляков. Эти возвышенности из плотного известняка усугубляли трудности и без того тяжких военных и послевоенных лет. При доставке в с. Верховажье сена и льнотресты лошади и возчики надрывались, объезжая Онанинскую гору заснеженными полями.

Иван Александрович Данилов и сегодня вспоминает летний день 1941 года, когда большая партия липецких парней уходила на войну. Из деревни Леушинской шли под гармошку, занимая на крутом склоне Онанинской горы всю ширину дороги. От обочины до обочины. Обратно из той партии, по той же самой дороге вернулись лишь двое. Упомянутые горы немало крови испортили шоферам и руководителям хозяйств в 50-70 годы прошлого века, когда колхозы обзавелись собственной техникой. Мучились и дорожники.

Проблема разрешилась лишь в восьмидесятые, когда вступила в строй бетонка. Позднее была капитально реконструирована и большая дорога от Шелот до Чушевиц и дальше до трассы М8. В ходе работ значительно срезали вершину Онанинской горы. Более длинными и пологими стали подножия Горюшинского и Мочаловского холмов. Все это заметно облегчило работу автотранспорта. Конечно, серьезные претензии по содержанию дорожного полотна имелись постоянно, вплоть до сегодняшних дней. Власти и ремонтники сетуют на отсутствие должного финансирования. Народная же молва упорно гласит, что часть выделенных денег уходит «в песок» и никто этому не препятствует.

 

Горы надо своротить!

Весной 2017 года на Онанинской горе начала работать тяжелая техника. Вершину урезали еще на пять метров. Крутые, почти отвесные стены образовавшегося «ущелья» поднялись еще выше. Затем техника переместилась в Мочалово. Характерно, что при этом ни администрацию Липецкого поселения, ни сельских жителей никто не информировал о том, кем принято решение о реконструкции дороги, имеется ли соответствующий проект, каковы расчётные нагрузки на ось автомобиля, из каких источников финансируются дорогостоящие работы и когда они будут закончены. Как будто все происходило на обособленной территории и не имело никакого отношения к работе пассажирского, колхозного, личного транспорта, другим жизненно важным сторонам деятельности населения окружающих деревень. Приходилось пользоваться слухами, что приносила «сарафанная почта».

Предполагали, что бизнесменам из поселка Каменка поставлять лес по бетонке (через Чушевицы) невыгодно, а через наши деревни – мешают горы. Вот они и вгрызаются в них на свой страх и риск. Безо всякого проекта. Но работы ведутся напористо, копают добротно, значит, и новую дорогу сделают быстро и лучше прежней. Проблема, существующая несколько веков, будет решена за одно лето. Первое время жители и многочисленная шоферская братия происходящие события воспринимали спокойно. Если люди и роптали, то как-то сочувственно. Больше на районное начальство за слабый контроль и низкое качество работ.

 

Скоро сказка сказывается…

Но вот минула весна и не менее холодное, дождливое лето. Из-за срезанных вершин липецких гор как-то быстрее обычного показалась ранняя осень,за ней грядет и поздняя, еще более ненастная с ветрами и слякотью. Между тем в разрытых местах полотно стало хуже прежнего, хотя периодически его подсыпают ПГС с крупными камнями. А надо бы гравием! И уплотнить тяжёлыми катками! По существу полотна, как такового, нет. Оно должно иметь определенный поперечный профиль и отсыпанные обочины. Их нет.

Многочисленные просадки полотна объясняются тем, что предварительно не были выбраны слабые, пучинистые грунты. Так называемые воронки с глиной, насыщенной водой. Зимой их будет вымораживать и поднимать. Кроме того дорогу разбивают лесовозы, идущие с явным перегрузом и большой интенсивностью. Днём и ночью.

Вопреки существующим технологиям, откосы дороги выполнены почти вертикально. Со временем их размоет дождями. Это видно уже сегодня. Канавы завалит смытым грунтом, и вода начнёт размывать дорожное полотно.

На стыках старых и новых отрезков дороги и в Мочалове, и в Леушинской легковушки подбрасывает как на трамплине и задней частью кузова они грейдируют дорогу. Эти ухабы «не зарастают» в период всего строительства.

Все лето склон у деревни Мочалово мы преодолевали по двухуровневому пути, названному в народе «Мочаловский серпантин». «Как на Кавказе, – невесело шутили водители. – Только гора пониже да глина пожиже». Многие не скупились на ругань и выстилали полотно матами. Иначе оно было бы менее проезжим.

Одна полоса дороги шла вдоль ничем не огражденного, крутого откоса к реке. Другая (узкая) по краю отвесного, трёхметрового обрыва, ограждённого обычной полиэтиленовой ленточкой. Вероятно, других стройматериалов не нашлось. Надо ли удивляться, что столь «мощное» ограждение сразу оборвал ветер и всё лето забавлялся с ним, отвлекая внимание водителей. По ночам опасный край длинного обрыва иногда подсвечивала луна. По скользкой, размытой дождями белой глине транспорт двигался со скоростью 5-10 км/час. Иначе могло срезать в канаву. 

Поразительно то, что около строящегося участка дороги никто не удосужился установить хотя бы единственный предупреждающий знак. Кстати сказать, один из них («Крутой спуск») с июня валяется на Онанинской горе. В сухую погоду по узкой полосе с односторонним движением автомобили сновали вверх и вниз. 

Некоторые водители на горе делали остановку и, как былинные витязи на распутье, решали: по какому пути следовать дальше, чтобы  со встречным не съехаться лоб в лоб. Не хватало только камня-указателя, Между прочим, в числе других дорог этот участок регулярно патрулировали сотрудники ГИБДД. Неужели они не видели грубых нарушений? Может, направляли предписания дорожникам? И никто не реагировал? Не знаем... Слышали, что в деревне Леушинская они изучали общественное мнение. Видимо, пользы было мало. А вот опасные места они преодолевали всегда с большой осторожностью.

 

Надёжно ли ограждение?

Металлическое ограждение со стороны реки было установлено лишь первого сентября, когда дети были уже в школе. Думается, всем понятно, почему нельзя было тянуть дальше. Пассажирские перевозки по маршрутам Липки-Верховажье, Чушевицы-Вологда и в обратных направлениях проводились всё лето. Но они, вероятно, не входили в зону ответственности строителей. 

Мы проверили  прочность дорожного ограждения. Разнокалиберные опоры были забиты кувалдами в рыхлый грунт и многие качаются от воздействия одной мужской руки. Удержат ли они даже легковой автомобиль?! О неприглядности сооружения уже не говорим. Не дай Бог случится беда, тогда и лучшие краски не помогут. 

Безобразно выглядит разрытый пригорок в центре деревни Леушинской, около здания сельской администрации. Неужели нельзя было сделать более грамотно: срезать его вершину и не разрушать весь склон и подъезды к жилым домам.

По нашему мнению, реконструкция всех трёх участков районной дороги проведена не профессионально, с нарушением всех норм и допусков. Кто рискнёт принять такие работы?!

 

Газета поможет? 

Вряд ли хоть в одной стране мира население так доверяет местной прессе, надеется на её помощь,  как в России. И этому есть простое объяснение: там,  где работают законы, обращаться в редакции газет нет необходимости. Быстрее поможет прокурор, в крайнем случае – суд.

В августе районное начальство заверило, что упомянутая проблема будет решена в ближайшее время. Поэтому наброски данной статьи были положены в стол. Вернуться к ним заставила реакция читателей «ВВ» на короткие, успокоительные заметки чиновников, опубликованные в газете 30.08.2017 и 6.09.2017 (№65,67). Оказывается проблема снята и беспокоится не о чем. Но читатели задают вопрос: «Что это, желание выгородить строителей или бизнесменов?».

Не лучше ли, зная решительность липецких жителей, вместо малоубедительных реплик дать ясное и понятное разъяснение  сложившейся ситуации и взяться за дело. Это поможет снять социально-психологическое напряжение в обществе, сгладить неровности не только на дороге, но и в отношениях власти, бизнеса и населения.

Владимир Кондаков, Александр Елсуков, инженер-строитель. Фото Владимира Кондакова

 

Пока верстался номер, строители начали исправлять ситуацию. Глава района прочитал этот материал в пятницу, а уже в субботу на Мочаловской горе работала техника. Но разве сложно было начать действовать раньше?

 

В тему

В.Н. Сушов, председатель СПК колхоза «Липки»:

– Как в любом сельскохозяйственном предприятии, в нашем хозяйстве имеется техника, в том числе и тяжелая. Мы пользуемся не только проселками, но и районной дорогой, поэтому заинтересованы в хороших путях сообщения, и нас вполне устраивает, что горы стали ниже.

В то же время беспокоит низкое качество строительных работ в разрытых местах. На Онанинской горе сделана всего одна полоса, обочины не обустроены. Большие недоделки имеются на Мочаловском склоне. Там работает тоже одна полоса. Груженые КамАЗы её продавили. Подсыпка не производится, проезжая часть до двух полос не расширена.

В работе молоковоза важную роль играет участок дороги в деревне Леушинской, напротив здания администрации. На сегодня он находится в неудовлетворительном состоянии.

Родители школьников также обеспокоены безопасностью доставки детей в с. Чушевицы, они уже направили письмо по этому поводу на имя начальника ОГИБДД МО МВД России «Верховажский» В.А.Середы. 

Надеюсь, что ремонт дороги закончится до начала осенних дождей, при том с учетом всех требований безопасности дорожного движения. Н.В. Овсянкин заверил меня, что все недоработки будут устранены. 

 

В таком состоянии находилась 12 и 14 сентября дорога на Онанинской горе: на фото вверху – вершина (со стороны д. Никулинской), на фото внизу – вид со стороны деревни Леушинской

 

Вид склона Мочаловской горы 13 сентября

 

Комментарии 

Анатолий Малыгин,  глава района:

– Как я понимаю, все заданные в статье В. Кондакова и А. Елсукова вопросы сводятся к одному: будут ли устранены все проблемы на участке дороги, о которой идет речь? Отвечаю: будут. Причем качественно. Это мне твердо обещал начальник ДРСУ Н. Овсянкин и в настоящий момент принимаются все необходимые меры. В свою очередь, администрация намерена держать этот вопрос под постоянным контролем».

Валентина Середа, капитан полиции, начальник ОГИБДД  МО МВД России «Верховажский»:

– Дороги Чушевицы-Шелота, подъезд к д. Липки (Леушинская) находятся на балансе КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области», за содержание дороги отвечает подрядная организация Верховажский участок Сямженского ДРСУ. Проведение работ было согласовано с казенным учреждением. 

Дорожные знаки при выполнении работ на участках выставлялись согласно утвержденной схемы. После окончания работ по восстановлению дорожного полотна нами регулярно обследовались данные участки, по результатам проверок выдавались предписания по восстановлению покрытия дороги. Подрядной организацией принимались меры по устранению выявленных дефектов. Также выдано предписание на установку барьерного ограждения на опасном участке, которое выполнено в срок. Содержание данных участков дорог находится на постоянном контроле ОГИБДД.

Николай Овсянкин, начальник Верховажского РДРСУ Сямженского ДРСУ:

– Эта проблема возникла не вдруг, она назревала давно. Однако в областном бюджете денег на ремонт нет. Нам средства выделяются только на содержание дорожного полотна. Кроме того, до недавнего времени участок данной дороги был на содержании у другой организации. Мы под свой контроль взяли его в прошлом году. 

Местный предприниматель Александр Житков согласился провести работы по срезке гор полностью за свой счет. Проекта для данного вида работ не требовалось, однако схема, согласованная с владельцем дороги – казенным учреждением «Управление автомобильных дорог Вологодской области», конечно же, имелась. 

Учитывая погодные условия нынешних зимы, весны и лета,  возник  буквально шквал дорожных проблем по всему району. К примеру, только за август нами полностью построен мост через реку Панегу в Морозовском сельском поселении, отремонтирован мост в Житнохино через р. Посташницу и р. Тяловку в Севере. В первых числах сентября уделили большее внимание дороге на Рогну, сейчас нужно восстанавливать путь на Феклуху, проводить отсыпку дорог на Макарцево и Олюшино.  Работ много, и каждая из них требовала внимания практически в одно и то же время. Поэтому вынуждены были выполнять их понемногу, урывками. Но работы по липецкому участку не остановлены, они идут и продолжатся.  Кстати, они велись и в минувшие выходные дни.

В связи с возникшей темой вспоминаю похожую ситуацию по ремонту дороги в Чушевицах, непосредственно на подъезде к селу. Там тоже выполнялась срезка горы с целью снижения крутизны уклона. Как же тогда доставалось дорожникам! Не критиковал их разве что ленивый. И только когда этот участок сдали в эксплуатацию, все критические нападки сразу резко прекратились.

Май этого года. Временные знаки, предупреждающие о ремонте дороги, установлены. Однако в тексте идет речь о другой горе

Мочаловская гора 18 сентября. Работы здесь будут продолжены

Фото предоставлено Николаем Овсянкиным

 

 

 

 

 

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер