Кадры для села. Как переломить негативный тренд в отношении сельского хозяйства

19.03.2019

Благоустроенное жилье – один из способов привлечь в хозяйство работников. Дом для работников в ООО СП "Вага"

Итогом совместного совещания представителей власти, руководителей сельхозпредприятий и директоров образовательных учреждений района должна стать выработка районной профориентационной программы. Реальной, а не составленной «для галочки». Обстановка настолько серьезная, что аграрный сектор в ближайшее время рискует столкнуться с дефицитом кадров основных сельских профессий. Собственно, уже сейчас значительная часть работающих в отрасли – трудовые мигранты. На прогрессирующий процесс оттока молодежи «в города» накладываются проблемы демографического характера. Если пустить все на самотек, то ситуация может стать необратимой. Корреспондент «ВВ» с подробностями о состоявшемся трудном и эмоциональном разговоре.

Неутешительная статистика

– Проблемы с кадрами для села в районе зрели давно, – первым взял слово начальник управления сельского хозяйства районной администрации Вячеслав Щукин. – Но особенно они обострились в последние несколько лет. Мы сейчас завершили разработку положения о соревновании сельхозпредприятий. Так вот в качестве критериев оценки на первое место мы ставим не производственные, а социальные показатели: обеспеченность жильем, бытовые удобства, условия труда, зарплату. Только приближением уровня жизни к городскому можно привлечь специалистов и рабочих на село, и в первую очередь – молодежь.

Далее в своем выступлении Вячеслав Николаевич привел статистику по ряду позиций. Казалось бы, безобидные на первый взгляд цифры при сравнительном анализе по-настоящему шокируют, что называется, бьют наотмашь. И поневоле вызывают опасение за дальнейшую судьбу муниципального образования, как самостоятельной административной единицы. С 1989 года, то есть за три десятка лет, численность населения района снизилась на шесть тысяч человек. Фактически за время жизни и взросления одного поколения верховажан мы потеряли каждого третьего. Если так пойдет и дальше…

Самое печальное, что тенденцию не удается переломить и сейчас. Факты говорят об обратном. В 2016 году родилось 156 человек, умер – 231, в 2017-м соответственно 126 и 214, в 2018-м – 122 и 216. По состоянию на 25 февраля нынешнего года родилось 9 человек, умерло – 51. И еще не внушающая оптимизма информация: распадается практически каждый второй заключенный брак.

– Если считать, что ежегодно в районе делалось до 200 абортов, то за последние четверть века в жизни было отказано в общей сложности пяти тысячам маленьких верховажан, – продолжил перечисление неутешительных данных Вячеслав Щукин. – Вдумайтесь в эту цифру. И мы еще удивляемся, почему все меньше становится воспитанников в наших детских садах, учеников в школах, почему пустеют наши деревни.

Стареет деревня

Вопрос об абортах дискуссионный, поэтому вернемся к основной теме совещания – проблемам сельского хозяйства. По официальным данным, в отрасли сейчас работает 344 человека. Для сравнения, 25 лет назад численность тружеников села достигала 2600 человек. Да, за последние десятилетия в хозяйствах появились современное оборудование и высокопроизводительная техника, позволяющие снизить долю ручного труда. И, тем не менее, только одним лишь повышением уровня механизации столь резкое «сокращение штатов» не объяснить. В свое время были вынуждены «закрыться» колхозы в Коленьге, Осташеве, Сибири, Слободе. И не всегда из-за одних финансовых проблем. В какой-то мере способствовал углублению кризиса и недостаток крестьянских кадров. К слову, в этом отношении показателен пример колхоза «Терменьга», буквально возродившегося, как «Феникс из пепла» в виде достаточно успешного крестьянского хозяйства, наращивающего продуктивность и объемы производства.

Выжившие и вписавшиеся в рыночные отношения верховажские сельхозпредприятия испытывают те же самые трудности. Население деревень стремительно стареет. Если взять крупные молочные производства, то расклад такой. Доярок до 50 лет – 62, старше 50-ти – 13. Механизаторов до 50 лет – 39, старше 50 – 34. Причем, для сезонных нужд руководители хозяйств вынуждены приглашать на временную работу и пенсионеров. По крайней мере, у председателей колхозов советского образца голова по этому поводу не болела. Всегда можно было найти полноценную замену выбывшему из строя по тем или иным причинам работнику.

Трудовые мигранты

Еще благо, что значительную часть вакансий удалось заместить трудовыми мигрантами. Руководителям сельхозпредприятий в нагрузку к основным обязанностям приходится для пополнения штата лично выполнять еще и роль «вербовщиков». Политика поиска специалистов «на стороне» себя оправдывает, помогая если не снять полностью, то сгладить кадровый голод. Вернее, это фактически единственный на сегодняшний день за малым исключением источник пополнения кадров.

Примеров в районе хоть отбавляй. В СПК колхозе «Н-Кулое» восемь из 17 доярок приезжие. В ООО «Вага» не местные шесть из девяти животноводов. В крестьянском хозяйстве Александра Постникова вообще все доярки «привозные». Похожая ситуация в ООО «Мегаполис», где вынуждены приглашать работников даже из-за пределов нашей области.

Жилье для доярок

Сложившаяся с кадрами ситуация заставила аграриев инвестировать деньги либо в новое строительство, либо в капитальный ремонт имеющегося жилья с целью повышения его комфортности и уровня благоустройства. В старый барак без всяких удобств по нынешним временам никаким калачом не заманишь. Тем более квалифицированного, знающего себе цену специалиста в своей профессии. «ВВ» уже писал о том, что в ООО «Вага» для переселенцев обустроили шесть квартир и домов, в ООО «Колос» – пять. В «Н-Кулое» жильем обеспечены все приезжие семьи. Аналогично поступает глава крестьянского хозяйства Александр Постников, делающий ставку либо на ремонт, либо на покупку жилых помещений для своих работников.

Отдельный разговор о чушевицком «Мегаполисе». После капитального ремонта благоустроенные квартиры переданы под жилье ветеринарам и механизаторам. Что интересно, для постоянной работы сюда намерены переехать несколько семей из поселка Плесецк Архангельской области, в общей сложности 16 человек. Точнее, главы семей уже работают в хозяйстве механизаторами, а их жены с детьми детсадовского и школьного возраста планируют присоединиться к ним ближе к весне. Сейчас идет реконструкция и перепрофилирование под жилье здания бывшей колхозной конторы. Опять же с основными элементами благоустройства.

В крестьянском хозяйстве Александра Мызина на 70 процентов готово здание будущего общежития. Причем, квартиры здесь могут предоставить не только животноводам и механизаторам, но учителям, воспитателям детсада и медикам. Да и остальные сельхозпроизводители намерены «делиться» жильем и со специалистами бюджетной сферы, поскольку сами кровно заинтересованы в сохранении имеющейся социальной инфраструктуры. Без нее у деревни нет будущего. Дальновидные руководители это давно поняли, поэтому изначально противились происходящим «оптимизационным» процессам. Ни для кого не секрет, что в сельских школах назревает дефицит педагогов. Другое дело, что, по словам главы «Колоса» Сергея Селянина, «выбить» земельные участки под новостройки – большая проблема.

Крестьянский «кошелек»

В любом случае сложившееся устойчивое представление о том, что деревня по части условий труда и уровня бытовых удобств в отличие от города осталась в прошлом веке, теперь не совсем корректно. Далеко не все так беспросветно, как кажется непосвященному человеку. При всех издержках жизнь на селе все же меняется в лучшую сторону. Пусть медленнее, чем хотелось бы. На ферме душ, теплый туалет, комната отдыха – в порядке вещей. И живут те же животноводы отнюдь не в трущобах, а в добротных домах и квартирах, в том числе служебных. И возят их на работу специальным транспортом. И уровень механизации производства постоянно растет, сельхозпредприятия инвестируют в модернизацию значительные средства. Кстати, в положении о соревновании хозяйств района есть пункт, предусматривающий направление работников на отдых и санаторно-курортное лечение и другие льготы за счет средств предприятия.

Не совсем соответствует действительности и созданный за последние десятилетия общественным мнением стереотип о нищенских зарплатах в сельском хозяйстве. Об этом говорили сами руководители хозяйств. Заработок действительно неоднороден, но в крепких и успешных предприятиях находится на вполне достойном уровне, позволяющем селянам не ломать голову по поводу того, как свести концы с концами. Что касается сезонных работ, которые в силу специфики производства растягиваются на весну, лето и осень, то они вообще оплачиваются по «тарифу» квалифицированного лесозаготовителя. Звучали цифры от 30-40 и выше тысяч рублей в месяц. Причем, как отмечалось, это не предел. Производственные инновации способны реально повысить продуктивность и, соответственно, увеличить наполняемость колхозного фонда заработной платы. Даже при явной недооцененности верховажского молока.

Как сломать стереотипы?

В связи со всем этим закономерен тот факт, что присутствующие одним из главных приоритетов работы по привлечению молодежи на село сочли, если так можно выразиться, развенчивание негативных мифов о сельском хозяйстве. Полезны тут и видеоролики, в которых можно воочию увидеть подробности жизни современной деревни. Большой проблемой как аграрии, так и директоры школ считают именно неосведомленность юных верховажан о нынешнем состоянии дел в сельхозпредприятиях, о происходящих там коренных изменениях.

– Из-за недостаточной информированности в глазах молодежи сельское хозяйство – это непосильный физический труд, грязь, навоз, соответствующие неприятные запахи, – говорит глава крестьянско-фермерского хозяйства Александр Мызин. – Да им стоит побывать практически на любой ферме, скажем, в Терменьге у Александра Постникова, чтобы убедиться, что это не так. Ребята не знают, насколько вперед ушла механизация производства как в животноводстве, так и в растениеводстве. Не представляют, что, к примеру, за ходом, посевной, кормозаготовительной, уборочной кампаний можно следить в режиме реального времени благодаря спутниковой системе ГЛОНАСС на планшете. Много чего не знают. И наша задача показать реальную ситуацию, не приукрашивая действительность, но и не недооценивая влияния на жизнь деревни технического прогресса, новых технологий. А ведь производственный процесс продолжит совершенствоваться.

Договор о сотрудничестве

После продолжительной дискуссии сельхозпроизводители и педагоги заключили между собой договор о сотрудничестве. Пока негласный, но имеющий все шансы в перспективе быть оформленным официально, на бумаге. Суть его в тесном взаимодействии сторон между собой в вопросах профориентации и информирования учащихся. Предполагается, что связь станет обратной. Не только школы приглашают к себе аграриев с рассказом о своей жизни и работе, но и те в свою очередь готовы будут организовать для детей экскурсии на свои предприятия.

Пожалуй, самым ярким и предметным стало выступление директора ООО «Мегаполис» Наталии Борисенок. Именно она первая озвучила предложение включить в условную связку «школа-колхоз» третью заинтересованную сторону – родителей. В этом ее поддержали и аграрии, и директоры школ. Кто бы что ни говорил, но в семье оказывается решающее влияние на формирование мировоззрения детей и их жизненных предпочтений. В том числе и при выборе будущей профессии. Даже если папа с мамой первоначально против того, чтобы их ребенок после окончания школы или вуза пошел на работу в аграрную отрасль, это мнение может и измениться после плотного знакомства среальнымположением дел. Как уже говорилось, чем дальше, тем все более высокотехнологичным становится сельское хозяйство. А уж заполучить в союзники родителей – значит, решить половину задачи.

– В принципе перспективность работы в сельском хозяйстве не надо и доказывать, – считает Наталия Вячеславовна, – надо только это наглядно показать. Хотя стоит признать, что у большинства населения сейчас представление о работе на земле без преувеличения «пещерное». На самом деле все не так. Работающие в отрасли люди гарантированно обеспечивают себе безбедную жизнь, смогут получить жилье, завести семью. Считаю, что вести агитацию среди нынешних выпускников уже поздно, нужно начинать работу с учащимися 5-6 классов.

По мнению директора Чушевицкой средней школы Светланы Кузнецовой, в обществе сложился негативный образ сельского хозяйства. Для того, чтобы молодежь оставалась работать на селе, ей нужна уверенность в завтрашнем дне. Нужно показать, что сельхозпредприятия у нас стабильные, основательные, что у них есть будущее. В результате подробного обсуждения вопроса решили создать своего рода реестр, «базу данных» нужных сельхозпредприятиям профессий. Поступило также предложение подключить к работе молодежное движение «Альтернатива».

В заключение была озвучена информация об инновационном проекте по созданию агрошколы на базе Огарковской школы под Вологдой. Решено познакомиться с опытом ее работы. Появятся ли агроклассы в верховажских школах – покажет время.

Владимир БАСОВ. Фото автора

“Верховажский вестник» № 19 за 13 марта 2019 года

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер