Лес рубят – щепки летят

25.01.2017

Окончательное заключение о состоянии делянки может дать только специалист

Газета анонсировала появление этой публикации в одном из первых январских номеров. Настало время выполнять обещание. Тем более, тема актуальная и, как показывает практика, является не только предметом недовольства населения, но и «головной болью» местной власти. И неоднократно обсуждалась на уровне районного парламента, общественного совета при главе муниципалитета, рабочих встреч и совещаний.

С другой стороны, специалисты лесного дела считают проблему чрезмерно раздутой и не заслуживающей столь пристального внимания. Тем не менее, согласились вернуться к разговору еще раз и ответить на вопросы корреспондента «ВВ». О своём отношении к ситуации, связанной с качеством приёмки лесных делянок и привлечению к этому сложному процессу представителей общественного контроля высказались начальник территориального отдела-государственного лесничества Владимир Булганин и директор Верховажского лесхоза Александр Шутов. Кстати, оба выпускники профильного учебного заведения – Московского лесотехнического института еще советского времени, имеющие солидный стаж работы в лесной отрасли. То есть в профессионализме оценки обстановки можно не сомневаться.

 

Колеи в делянках

– Я понимаю, есть такая старая поговорка: «Лес рубят – щепки летят». Но сейчас после лесозаготовителей в делянках остаются далеко не только «щепки». Люди говорят, мол, раньше такого безобразия не было.
Владимир Булганин:
– Неправда, раньше «бардака» тоже хватало. И неочистка делянок, и оставленная в лесосеках древесина. Даже в больших масштабах. Зато тогда не было таких лесозаготовительных комплексов, которые из-за своей высокой производительности стали теперь в делянках полными хозяевами. Вот и остаются в лесосеках глубокие колеи. Ручная, более щадящая валка безвозвратно уходит в прошлое. Даже той техники на гусеничном ходу, что использовалась при заготовке в советское время, уже не выпускают.
Александр Шутов:
– Хотя, что скрывать, от мастерства оператора, управляющего заготовительным комплексом, тоже много зависит.


А как у них?

– Позвольте, но ведь техника скандинавского производства, а уж у них в лесу, по общедоступной информации, полный порядок. И вообще, Финляндия и Швеция в этом отношении считаются чуть ли не эталоном рачительности.
Владимир Булганин:
– Так в Швеции и Финляндии почвы преимущественно каменистые, твёрдые, а у нас мягкие, часто сильно переувлажненные, тяжёлая техника проваливается, оставляет глубокие колеи.
– Кстати, а как лесохозяйствуют там, у них? Ведь вам наверняка приходилось встречаться с коллегами из-за рубежа.
Владимир Булганин:
– Естественно, мы встречаемся на семинарах, знакомимся с соответствующими методическими материалами, наши работники и сами бывали за рубежом. Да, в лесах там порядок, и контроль установлен исключительно жёсткий, даже несмотря на то, что лес находится в частной собственности. К слову, там процесс посадки лесных насаждений, в отличие от нас, практически полностью механизирован. Причём, для этого используется та же лесозаготовительная техника, только переоборудованная. Стоит отметить, что сеянцы полностью высаживаются с закрытой корневой системой, проще говоря, «в горшочках». Это хотя и затратно, но эффективно с точки зрения приживаемости насаждений.
Александр Шутов:
– В принципе, система лесохозяйствования сложилась еще в царские годы. В своё время те же финны ездили к нам за опытом, а теперь наоборот, мы к ним.

– Вернемся обратно на нашу грешную землю. Есть ведь какие-то инструкции, нормативные документы, которыми лесничество руководствуется при приёмке делянок?
Владимир Булганин:
– Естественно, существует соответствующая нормативная база. К примеру, это постановление Правительства РФ №273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» вместе с методикой исчисления вреда. С начала нынешнего года начал действовать приказ Минприроды России от 13.09.2016 года №474 «Об утверждении правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках…», а также приказ Минприроды от 27.06.2016 года №367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки».

Нагрузка на инспектора

– Судя по хорошим показателям освоения расчетной лесосеки верховажскими арендаторами, работы у ваших инспекторов хватает?
Владимир Булганин:
– В среднем рубят от 600 до 700 делянок в год. Нередко в отдалённых и труднодоступных местах района. Не везде можно добраться на транспорте, приходится идти пешком, иногда за 15 километров. Но это наша обязанность.
– Удаётся ли справляться с таким объёмом работ?
Владимир Булганин:
– Стараемся, хотя, скажу честно, осмотреть все 100 процентов лесосек успеваем не всегда, просто времени не хватает. В сравнении с советскими годами из-за сокращения штатов нагрузка на инспекторов возросла примерно в 10 раз. На каждого из специалистов приходится в среднем по 70 тысяч гектаров лесфонда. Иной раз возникают проблемы с транспортом, бензином. Хотя теперь появилось больше возможностей успеть везде, поскольку срок осмотра увеличили с двух месяцев до шести со дня завершения рубки.

Повод для штрафа

– Какие основные нарушения выявляются в ходе проведения проверок?
Владимир Булганин:
– Главным образом, неочистка мест рубок, хотя бывает, что арендаторы оставляют и не вывозят в срок заготовленную древесину.
– И это не остается безнаказанным?
Владимир Булганин:
– Конечно, нет. В 2015 году был выявлен целый ряд случаев нарушений лесохозяйственных требований, общая сумма начисленной территориальным отделом-государственным лесничеством неустойки составила 355 тысяч рублей. В 2016 году при девяти фактах обнаруженных нарушений неустойка превысила 400 тысяч рублей. Плюс вынесено 60 постановлений о привлечении виновников к административной ответственности за лесохозяйственные нарушения на сумму 728 тысяч рублей.

– В минувшем году наша газета писала по меньшей мере о двух случаях оставленного лесорубами после себя «бардака» в делянках. Об одном на заседании общественного совета упоминал и.о. главы администрации района Юрий Онищенко, о другом в «ВВ» сообщили жители деревни Ногинской. В связи с этим вы допускаете тот факт, что кто-то из нарушителей мог уйти от ответа?
Владимир Булганин:
– Нужно тщательно разбираться в каждом конкретном случае. Далеко не всегда то, что кажется нарушением стороннему человеку, и в самом деле является нарушением. К примеру, в тех же скандинавских странах считается вполне нормальным, если лесозаготовитель оставил на лесосеке сухостоину или кучу валежника. Это специально делается с целью сохранения биоразнообразия. Ведь надо же тем же лесным зверькам где-то прятаться, в «чистом поле» они станут лёгкой добычей хищников. Так или иначе, но своё заключение должен дать специалист после осмотра делянки в соответствии с разработанной методикой и на этом основании сделать окончательные выводы. Тут свои профессиональные приёмы, тонкости и нюансы, о которых случайный, неподготовленный человек не имеет ни малейшего представления.
Александр Шутов:
– То, что люди стали чаще жаловаться якобы на лесной «беспредел», вполне объяснимо. Раньше древесину заготавливали в дальних кварталах, теперь же рубка идет в непосредственной близости от населённых пунктов. Все, так сказать, на виду. Отсюда и возмущение.

«Отреагируем и проверим»

– Но вы согласны реагировать на сигналы по поводу беспорядка, оставляемого лесозаготовителями в делянках? Наше право сообщить о предполагаемых нарушениях, а ваше дело – проверить.
Владимир Булганин:

–- Обещаю, что отреагируем и проверим.

– Власти и активисты-экологи настаивают на привлечении к приёмке делянок общественного контроля из числа представителей местного самоуправления. Я знаю, что вы не в восторге от подобной инициативы, но и не против?
Владимир Булганин:
– Пожалуйста, пусть участвуют, хотя пользы я от этого не вижу. Можем взять с собой и корреспондента «Верховажского вестника» Владимира Басова. В самую дальнюю делянку, куда надо добираться на своих двоих десятка полтора километров.
– В заключение – по поводу лесоустройства. Позицию Владимира Михайловича я знаю: чем скорей – тем лучше. А как считает Александр Дмитриевич?
Александр Шутов:
– Лесоустройство – основа всех основ. Без полной и обстоятельной инвентаризации лесов мы слепы при осуществлении лесохозяйственной деятельности. Но, с другой стороны, лесоустройство в обязательном порядке должно проводиться по заказу государства, а отнюдь не арендаторов.
Владимир БАСОВ.
Фото из архива редакции

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер