Муниципальная оптимизация: трудности и "подводные камни" объединения сельских поселений

04.03.2015

 Как я понял из официальных и «кулуарных» разговоров с посвященными в проблему людьми, резких, необдуманных и непросчитанных шагов опасаться не стоит. Что называется, семь раз отмерь, а потом отрежь. Ведь резать придется, без всякого преувеличения, по живому.
- Главный наш принцип при укрупнении сельских поселений – не навреди, - прокомментировал ситуацию корреспонденту «ВВ» первый заместитель главы района Петр Шутов. – За последние две недели прошло уже два совещания по этой теме с участием глав и специалистов поселений, района, представителей правительства области. Обстоятельно рассмотрены и проанализированы все плюсы и минусы объединения. Это касается вопросов финансового и материального обеспечения территорий, проблем управленческого характера. Да, процесс запущен, и начинается уже в нынешнем году. Но я обещаю, что никакой «кампанейщины» мы не допустим. Все будет происходить постепенно, поэтапно, с учетом местных условий. С соблюдением законодательства и конституционных прав граждан.

Как известно, разработана типовая организационная структура штатной численности органов местного самоуправления районов и поселений. Кроме того, департамент госслужбы области провел анализ организационных структур и штатных расписаний всех органов местного самоуправления нашего региона. Ее численность предстоит довести до нормативной и выйти на среднестатистический уровень числа муниципальных служащих по Северо-Западному федеральному округу и России в целом. Внедрение новой системы обосновано необходимостью реализации известного 136-го Федерального закона. Этот же документ регламентирует также перераспределение ресурсов с уровня поселений на уровень районов.
То есть вместе с полномочиями низовые муниципалитеты лишатся и существенной части доходных источников, позволявших до сегодняшнего дня пусть и с трудом, но сводить бюджетные концы с концами. К примеру, серьезно снизятся объемы отчислений НДФЛ и сельхозналога, полностью выпадут из местной «казны» платежи за аренду земли.
Как мне представляется, именно этот момент в первую очередь беспокоит и тревожит действующих глав территорий и чиновников районной администрации, а не боязнь «потерять место» при планирующемся раньше или позже объединении и неминуемом сокращении штатов.

Казалось бы, решение о сокращении количества чиновников исключительно популярно в народе. За него двумя руками наверняка проголосует большинство населения. Но стоит задуматься, к каким это может привести непредсказуемым последствиям в нашей глубинке, и крики «ура» поутихнут.
Впрочем, как раз предсказуемым. Вспомните, какие опасения высказывала в одном из недавних номеров «ВВ» глава Шелотского сельского поселения Светлана Корниенко. Федеральные стандарты, рассчитанные для городов, по ее мнению, не годятся для сельской местности.
И с этим трудно не согласиться. Риски сбоев в управлении территориями многократно увеличиваются. Начиная с расчистки и содержания дорог в отдаленные населенные пункты и заканчивая предоставлением определенных услуг нотариата, входящих в компетенцию местных органов самоуправления.
Хотелось бы ошибиться, но власть при подобном раскладе еще на шаг отдалится от народа. Не только в переносном, но и в самом буквальном смысле слова. За какой-нибудь малозначительной, но жизненно необходимой справкой, которые в средней руки «сельсовете» ежемесячно выдают по сотне и больше, жителям «низовок» придется ездить гораздо дальше. Не говоря уже о личной встрече с представителем сельской администрации по насущным проблемам, до которых сейчас привычно рукой подать.

По предварительным расчетам, для того, чтобы довести численность штата муниципальных служащих до нормативной, точнее, если следовать правильной формулировке, оптимальной, в районе предстоит сократить порядка 28 человек. А ведь некоторым из них до пенсии еще далеко. Да и тем, кому «откажут от места», придется выплачивать выходное пособие.

С другой стороны, в иных сельских территориях, например, Сибирской, найти специалиста в администрацию – целая проблема. Не остается в деревнях людей с соответствующим образованием и задатками управленцев, не говоря уже об опыте администрирования. Скорее всего, именно такие «депрессивные», с практически исчерпанным внутренним кадровым потенциалом и малочисленным населением «сельсоветы» в первую очередь и присоединят к более крупным и перспективным соседям.
Согласитесь, своя логика здесь есть. Но опять же без излишней и непозволительной спешки, не форсируя события. Тем более, опыта в этом деле у верховажских властей практически не имеется. Вряд ли за эталон и образец можно взять присоединение В-Терменьги к Чушевицам, произошедшее несколько лет назад. Не те масштабы, чтобы получить возможность учиться на этом примере.
Предполагается, что пробный, если хотите, экспериментальный проект, будет реализовываться уже в нынешнем году. Никакого секрета из этого уже давно не делается, наоборот. Планируется слияние Верховского и Олюшинского сельских поселений в одно муниципальное образование. Но даже объединенное по общей численности населения оно все равно немного не дотянет до 1000 человек (754 плюс 228).

Не спрашивайте пока, где будет административный центр, хотя ответ напрашивается сам собой. Впереди еще публичное обсуждение, исполнение всей положенной по закону процедуры. Окончательную точку на заседаниях поселений должны будут поставить сельские депутаты, естественно, прежде заручившись поддержкой избирателей. Проведение референдума для таких случаев закон не предусматривает. Сейчас ведется подготовительная работа, к апрелю предстоит оформить необходимый пакет нормативной документации.

Есть в объединении и свои приятные стороны. По крайней мере, для успешно прошедших «горнило» сокращений муниципальных чиновников. По расчетам региональной власти, оптимизация штатной численности органов местного самоуправления позволит высвободить бюджетные средства, которые можно будет направить на повышение заработной платы служащих. Она у рядовых «муниципалов» действительно невелика, даже с учетом относительно низких показателей в целом по району. Это одна из причин потери квалифицированных кадров для системы местного самоуправления. Предполагается, что оптимизация даст возможность повысить среднюю заработную плату в поселениях с 14 до 17 тысяч рублей, а в районных администрациях – до уровня средней зарплаты по экономике региона. Будем надеяться, что умелых и эффективных управленцев, нужных селу, особенно в пору кризиса, у нас прибавится.

Понятно, преобразования в системе местного самоуправления, которые уже идут и еще готовятся, гораздо сложней и неоднозначней, чем кажется на первый взгляд. Даже для людей, вплотную занимающихся проблемой. Так что к этой теме газете еще придется вернуться не раз.

История вопроса

Грядущее укрупнение неразрывно связано с начавшейся оптимизацией штатной численности органов местного самоуправления районов и поселений. Проще говоря, с сокращением аппарата управления низового звена. По словам губернатора области, работу региональных и муниципальных властей по определенным критериям ежегодно оценивает администрация президента. И в рейтинге эффективности область занимает далеко не самые высокие места. Это, по мнению главы региона, происходит потому, что по численности чиновников в соотношении к общему количеству жителей мы занимаем одно из последних мест в стране (т.е. их значительно больше, чем в других регионах).

Владимир БАСОВ

Поделиться
Комментарии (1)
26.10.2018 в 12:22 Гость написал:

Я сама работник Администрации сельского поселения... что творите мало того хотите чтоб мы ещё и по собственному желанию уволилась... Сокращайте как положено... и платите 3 месяца пособия, куда идти потом работать... сживаете села и деревни сосвету...что твориться Ужас полнейший творят что хотят...а жены,дочери Чиновников, депутатов, глав городов клипы музыкальные снимают снимают где хотят, в деньгах купаются отдых шикарный развлекаются как могут кто на что горазд... деньги всё равно в карман пойдут....им

Свежий номер