"Мусорные" перспективы

13.12.2013

"Мусорные" перспективы

Полигон под завязку
Совсем недавно на одном из совещаний районного уровня о возможных грядущих проблемах власть предупреждал представитель общественного совета Валентин Горынцев. Суть вот в чем. Центральный типовой полигон ТБО рассчитан на 25-30 лет. Но, как считает Валентин Дмитриевич, из-за недостаточно грамотной эксплуатации сооружения и роста объемов мусора хранилище отходов заполнится «под завязку» гораздо раньше. И что, строить новое? Вряд ли у района найдется на эти цели несколько лишних миллионов. Выход в другом.
Тогда и прозвучали в принципе здравые предложения по поводу того, как «продлить жизнь» полигона. С одной стороны, не «кустарничать», а придерживаться существующей технологии утилизации отходов, кстати, расписанной до мелочей. С другой, ослабить мусорный пресс за счет сбора и отправки хотя бы части вторсырья на переработку. В первую очередь стекла, пластика с полиэтиленом и макулатуры.

«Ноль отходов»
Здесь, на мой взгляд, есть смысл взглянуть на чужой опыт в этом деле. Как известно, в мировой практике существуют три пути ликвидации отходов: сжигание, захоронение, переработка. У нас понятно: что не закапываем в землю, то сжигаем. На западе уже давно забраковали и то, и другое. В моде сейчас концепция Zero Waste, в буквальном переводе «ноль отходов». В мусоре научились видеть продукт: не существует материалов, не пригодных для переработки, производство таковых просто запрещено. Теперь уничтожение отходов – не «черная дыра» в бюджете муниципалитетов, а прибыльный бизнес. Конечно, в той же Европе давно устанавливают контейнеры для раздельного сбора мусора, у населения сформировалась соответствующая культура обращения с отходами. Но ведь там тоже с чего-то начинали.

Невыгодное вторсырье
У России, похоже, и здесь свой индивидуальный, особенный путь. Опыт раздельного сбора мусора в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других городов был признан Росприроднадзором негативным. Основная причина отказа от сортировки – слишком дорогая технология извлечения вторсырья из общего потока отходов. Мол, европейским государствам потребовалось 15 лет, чтобы увеличить в 2,5 раза долю отходов, которые можно использовать вторично.
Вот и сделана ставка на то, от чего цивилизованный мир, наученный горьким опытом, отказался – на строительство мусоросжигающих заводов (МСЗ). А ведь доказано, что сжигать дороже всего. Более того, две трети бытового мусора вообще сжигать нельзя. Продукты сгорания гораздо опаснее, чем просто отходы, потому, что «освобождаются» все яды – диоксины, тяжелые металлы, всего более 400 соединений. Заводские ловушки вылавливают пыль и пепел, из остальных вредных веществ фильтруется лишь малая часть. То есть весь этот опасный «коктейль» оседает в окрестностях.

Адреса возможных партнеров
Явной утопией было бы организовать раздельный сбор мусора в отдельно взятом Верховажском районе. Вот и заинтересовавшиеся этой проблемой депутаты Представительного собрания после обмена мнениями согласились, что в нынешних условиях и в настоящий момент это практически нереально. Разве что в перспективе, если заполнить пустующую нишу на рынке вторсырья решится частный бизнес. На этот случай отделом природопользования и охраны окружающей среды подготовлен перечень организаций и предпринимателей, осуществляющих прием и переработку отходов на территории области, то есть адреса готовых деловых партнеров. Вдруг у кого-то из верховажан возникнет решение заниматься данным промыслом.
В списке – 16 адресов. В том числе и приемщик древесных отходов, находящийся в нашем районе – ООО «БиоЛесПром». Череповецкий «Природоохранный центр» занимается приемом изношенных шин, нефтесодержащих и ртутьсодержащих отходов, аккумуляторов, переработкой отработанных масел и шин. Ярославское ООО «Энергоресурсы» берет нефтесодержащие отходы. В ООО «Бис-Пак», что в поселке Майском, можно реализовать на переработку отходы пластмассы. Вологодское ООО «Эколайн» ведет прием оргтехники, электроники, телефонии, электроинструмента, медоборудования и др. ООО «Древоплит» в Соколе берет для переработки макулатуру. ООО «Экология и ресурсы» в Вологде – макулатуру и полиэтиленовую пленку. Чагодощенский стеклозавод – стеклотару. Вологодский «Втормет» - лом черных и цветных металлов, отработанные аккумуляторы. ООО «Грааль» в Череповце – макулатуру, полиэтиленовую пленку, стеклотару. И так далее и так далее, вплоть до приема и обезвреживания отработанных лакокрасочных материалов.

Контейнеры в дефиците
То есть теоретически сбыть целую «линейку» наименований различных отходов вроде бы есть куда. Но на практике все гораздо сложней. Востребованней всех металлолом. По официальным, и, конечно, неполным данным, в 2012 году в районе образовалось свыше 138 тонн «железа». Подавляющее число, 94 процента этой массы, передано для использования. А вот макулатура, которой ежегодно накапливается, по меньшей мере, несколько десятков тонн, фактически вся поступает на захоронение, а если проще – отвозится на свалки. Такова же судьба пластика, полиэтилена и стеклотары.
- Рад бы ошибаться, но для сортировки мусора мы пока не созрели, ни психологически, ни технически, ни технологически, – считает глава администрации Верховажского сельского поселения Анатолий Малыгин. – Приходится констатировать, что у нас в селе и нынешняя схема сбора отходов пока не работает так, как следует. Как и система водоснабжения. Не зря же власть решилась на передачу этих функций в другие руки для того, чтобы улучшить ситуацию. Даже сейчас под образовывающиеся объемы мусора банально не хватает контейнеров, что уж говорить о его раздельном сборе, который потребует увеличения количества стандартных бачков сразу в три раза. Вот население поселка Южный просит установить контейнеры для сбора бытовых отходов. Это пожелание мы, конечно, выполним, но только ближе к весне, когда появятся деньги на приобретение дополнительных железных хранилищ для мусора. Обязательно с герметично закрывающимися крышками. Цена одной штуки составляет от трех до пяти тысяч рублей.

А где смысл?
Но, в конце концов, даже не это главное препятствие. Представим себе, что в Верховажье вдруг, откуда ни возьмись, вместо 36 имеющихся контейнеров возникли необходимые для сортировки 120. И появилась возможность выделить, как в Европе, отдельные контейнеры под пластик, стекло и макулатуру. При отсутствии налаженных связей с пунктами приема этих видов отходов раздельный сбор вторсырья просто теряет смысл. Поскольку, хоть в общем, хоть в отдельном контейнере, мусор в любом случае попадает не на переработку, а на свалку. То есть в одну кучу. Альтернативы же пока не видно.
И еще. Жители верховажских многоквартирных домов долго привыкали к простейшим правилам – не лить жидкие отходы в баки для сухого мусора, из-за чего многие контейнеры до весны стояли этакими замершими помойками. Правда, в последнее время подобных «ошибок» стало меньше. Ведь потребители услуги наказывают сами себя. А сколько времени людям придется привыкать не путать контейнер для макулатуры с контейнером для стеклотары? Вопрос, конечно, риторический.
- И все же я не теряю надежды, что со временем все изменится к лучшему, - надеется Анатолий Малыгин. – Верховажане уже знают, что сбором, вывозом и утилизацией бытовых отходов теперь будет заниматься новое предприятие – «ВерховажьеСтройСервис». От активности управляющей компании будет зависеть, сколько договоров удастся заключить с населением, в том числе и владельцами домов. И от того, предложат ли коммунальщики варианты, устраивающие потребителей. Если дело пойдет, можно будет думать и о перспективе. Вполне возможно, обслуживающая организация на взаимовыгодных началах будет налаживать контакты с предприятиями-приемщиками бытового мусора. И вот тогда к теме раздельного сбора и сортировке можно будет вернуться.

Владимир Басов.

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер