• Главная
  • Есть проблема
  • Огни большого города. Как если не остановить, то минимизировать отток молодежи из района?

Огни большого города. Как если не остановить, то минимизировать отток молодежи из района?

25.10.2017

В составе Общественного Совета при главе района произошли серьезные кадровые изменения. Преемником Валентина Горынцева, сложившего полномочия по собственному желанию, на этом посту стал Юрий Ордин. Кроме того, членство в объединении общественников получили Наталья Кузнецова и Петр Шутов. Единогласное голосование по этим трем кандидатурам подтвердило востребованность административного опыта.

30 лет спустя

Стоит отметить, что «дебютанты» сходу активно включились в работу, внеся несколько в конечном итоге принятых советом предложений. Дискуссия же по второму вопросу повестки дня шла достаточно жаркая, поскольку под сомнение оказалась поставлена эффективность существующей системы профориентации.

Если проанализировать, на каком уровне была профориентационная работа в советское время, и как она поставлена сейчас, то сравнение явно не в нашу пользу, – задал тон разговору глава района Анатолий Малыгин. – Вроде и различных мероприятий проводится много, особенно в местном филиале Тотемского колледжа, но в конечном итоге эффективность, скажем так, невысокая. Каким образом нам организовать дело, чтобы молодежь не уезжала из района и возвращалась после учебы на малую родину? Когда район возглавлял Юрий Вячеславович, у нас насчитывалось 15 тысяч населения, сейчас – 13 тысяч. И тенденция к снижению численности верховажан не меняется. Проблема не только в смертности, но и большом оттоке молодых людей в города.

Систему профориентации советской поры и в самом деле можно вспомнить добрым словом. Комсомольско-молодежные бригады работали и в лесу, и в сельском хозяйстве. Люди из тех, «комсомольских призывов» до сих пор трудятся в аграрном секторе. И полноценной смены им пока что-то не предвидится. Пусть случались и «перегибы», когда пытались «загонять» на производство целыми классами. Но ведь и результаты были, когда при всех издержках «навязчивой» профориентационной политики удалось обеспечить кадрами основных профессий главные отрасли экономики района. Сейчас, конечно, насильно никого не удержать, остается только осваивать новые методы работы с молодежью. 

Связь между «мирами»

Резко выступил начальник управления сельского хозяйства Вячеслав Щукин. По его глубокому убеждению, наша сфера образования готовит кадры именно для города, а не для села, не учитывая свою, верховажскую специфику. В том числе, в отношении изучения русского традиционного народного творчества.

Еще сразу несколько высказавшихся по проблеме констатировали: между образованием и реальным производством образовалась «пропасть». Мол, фактически это два разных мира, живущих собственной жизнью и, как правило, за незначительным исключением, не пересекающиеся друг с другом. Работодатели мало интересуются имеющимся молодежным потенциалом и не утруждают себя агитацией в пользу имеющихся вакансий. В свою очередь, учащиеся, в том числе и выпускники, слабо себе представляют перечень востребованных в районе профессий. Забегая вперед, скажу, что налаживание взаимных обоюдных связей между «мирами» члены совета признали важнейшим направление дальнейшей деятельности.

Другой вопрос, как это сделать? По мнению члена Общественного Совета Александра Бутусова, инициативу должны проявлять именно работодатели, если они действительно нуждаются в трудовом резерве. Надо ли им это? На мой взгляд, сказано в самую «точку». Ведь именно руководители предприятий, беспокоящиеся о будущем своих производств, по логике вещей должны быть кровно заинтересованы в приходе кадровой смены. Тогда непонятна их пассивная позиция. В таком случае, по меньшей мере, часть упреков в адрес местной системы образования автоматически снимается. В конце концов, в первую очередь школа призвана учить, давать знания, и несправедливым было бы сваливать на нее всю вину за отток молодежи из района. 

Уехать, но вернуться

Если внимательно присмотреться, то и в самом деле ежегодно проводится масса мероприятий профориентационной направленности. Начиная с уроков занятости и заканчивая рассказом ученикам о сельских профессиях. Разработана целая программа. Любопытную информацию привел методист управления образования Николай Самылов. Пока пусть и с некоторой осторожностью, но все же можно говорить о переломе одной негативной тенденции.

По крайней мере, в течение последней пятилетки значительная часть верховажан-выпускников девятых классов вообще уезжала учиться за пределы области. К примеру, в 2016 году из 142 человек Вологодчину покинули 38 школьников, что составило 26,7 процента. В 2017-м из 162 выпускников – только 17, 10,5 процента. Свои плоды принесла активизация работы по популяризации учебы в Верховажском филиале колледжа. В сам же колледж с учетом вернувшихся обратно поступили 26 человек. Что касается оттока за пределы Вологодчины выпускников 11-х классов, то он пока стабильно держится на уровне 30-31 процента от общего числа закончивших школы молодых людей. Но вина ли школы в том, что юные верховажане предпочитают престижные вузы Петербурга, Архангельска или достаточно близкого Ярославля, большой вопрос.

Собственно, все всё прекрасно понимают. При самом горячем желании полностью остановить отток молодежи из района невозможно.

Нежнекулойские дети знакомятся с сельским трудом с начальных классов. (Фото из архива Нижнекулойской школы)

Назад, на родину

Так что о 100 процентах выпускников школ, пожелавших бы связать свою жизнь с малой родиной, говорить просто смешно. Но о каком-то разумном числе, способном влить в район «свежую кровь» и остановить катастрофическую убыль населения, мечтать не вредно. И не только мечтать. А понять психологические мотивы «беглецов». Кстати, по недостатку опыта видящих город исключительно сквозь «розовые очки». Тем сильней бывает разочарование.

Почему молодой человек уезжает из деревни в город? Да потому, что ему кажется, будто там лучше, что там его ждут, не дождутся, – считает Юрий Ордин. – Согласно известной пословице: хорошо там, где нас нет. В жизни же все гораздо прозаичней и сложней. Со временем он может осознать, что сделал ошибку и в глубине души пожалеть о сделанном выборе и позавидовать оставшимся дома друзьям, знакомым, одноклассникам…И – задумается о возвращении. Вот в этом случае «горожанин» должен знать, что на селе его ждут и готовы трудоустроить, о нем позаботятся. Подобная уверенность может способствовать обратному оттоку молодежи из города в деревню.

Действительно, примеры того, когда юные верховажане, попытав счастья в городе, в том же Вельске, возвращаются обратно, есть. Но это лишь единичные случаи. И не станут массовыми до тех пор, пока наши земляки не убедятся в существовании надежного «тыла». Проще говоря, если не будут уверены в том, что району есть что предложить взамен городских благ. Имеется газ, связь, Интернет, не обделено Верхневажье и природой. Верховье благодаря уникальным ландшафтным особенностям вообще сравнивают со Швейцарией. Но нет главного – уверенности в завтрашнем дне. И тут важно создание информационного фона. 

Новое – хорошо забытое старое

Нужно со школьной скамьи прививать любовь к родному краю, – высказывает свое мнение Наталья Кузнецова. – Наша же молодежь очень мало знает об истории малой родины, о ее достопримечательностях, не говоря уже о действующих на территории района производствах. Просто необходимо возить школьников на экскурсии на фермы, в делянки, на пекарню, знакомить с работающими в этих сферах специалистами: доярками, механизаторами, зоотехниками, проводить творческие встречи с интересными людьми. В общем, на практике показать потенциал района.

Члены совета поддержали подобные предложения. И в самом деле, вполне реально договориться с крупными лесозаготовителями и показать верховажским парням работу лесных комплексов, позволить посидеть в комфортабельной кабине форвардера или харвестера. А когда выпускники узнают, сколько зарабатывают операторы этих машин…Было в принципе одобрено и предложение «приблизить» туристические маршруты к фермам, другим сельскохозяйственным объектам с целью показа местного производства.

Отдельно поднимался вопрос об организации школьного трудового обучения. Юрий Ордин вспомнил, как с десяток лет назад ездил по делам в Грязовецкий район. Так вот там, в Покровской школе, на уроках труда парней учили не колотить табуретки, а прививали навыки строительства жилых домов, в том числе на практике знакомили с классическими типами рубки углов срубов. Впрочем, по словам Николая Самылова, в середине 90-х годов прошлого века нечто подобное практиковалось и в Верховажской средней школе. Получается, что и в самом деле новое – хорошо забытое старое.

Владимир БАСОВ

 

Комментарии 

Лидия Бутусова, руководитель Отдела занятости населения:

На сегодняшний день в нашей базе 102 вакансии. Так, к примеру, Верховажская ЦРБ предлагает 19 рабочих мест – медсестры, врачи различных специальностей. В сельское хозяйство требуются трактористы, оператор искусственного осеменения, зоотехники, животноводы, операторы машинного доения, сторожа.

Нужны также работодателям продавцы, электросварщик, пекарь-технолог, программист, почтовые работники, сотрудники МВД, электрик, водители, художественный руководитель фольклорного коллектива и другие.

По нашим наблюдениям, молодежь не так часто обращается в Центр занятости. Поначалу пытается найти работу самостоятельно. И, прежде всего, главным показателем для молодых людей является уровень заработной платы. Для многих оклад в 14 тысяч – неудовлетворителен, поэтому юноши и девушки, не найдя подходящих условий, уезжают в города или в другие регионы.  

 Тамара Полежаева, заведующая верховажским филиалом Тотемского политехнического колледжа:

Хочу сказать, что выпускники нашего колледжа получают разностороннее образование. Не обязательно они идут работать в сельское хозяйство, хотя и таких ребят немало. Наши парни трудятся также и в лесной, и в дорожной отраслях. Что касается девушек, то многие из них остаются в районе работать в различных торговых точках.

Считаю, что, в принципе, решение молодых людей – остаться или уехать – во многом зависит от работодателей, от условий, которые они могут предложить.

 

Слово молодежи

 

Ксения, 23 года:

Я вернулась в Верховажье после учебы в большей степени из-за мужа. Он не захотел жить в городе. И все бы хорошо: дом, семья, все как полагается. Но трудности возникли при устройстве на работу, которую я искала полгода. Куда бы я не обращалась, мне везде отказывали. Причины были разные. То стажа не хватает, то образование не подходит. А где взять стаж, если я только что закончила университет? Но бывало, что ситуации доходили до полного абсурда. Меня не принимали на работу, формулируя отказ так: «Вы недавно вышли замуж, значит скоро уйдете в декретный отпуск. Потом у вас появятся дети, а это постоянные больничные. Нам нужны более надежные сотрудники».

А еще я поняла, что многое решают связи и знакомства. Очень обидно, когда работодатели отдают предпочтение человеку без соответствующего занимаемой должности образования, который, как оказывается потом, приходится ему родственником или каким-нибудь другом семьи. К счастью, позже я нашла работу. Правда, не по специальности.

Столкнувшись с такой несправедливостью, задумалась: а стоит ли, получив высшее образование, возвращаться в родной район. Выходит, молодым специалистам здесь не особо и рады, а ведь мы и есть будущее района и наши дети тоже.

 

Яна, 24 года:

Несмотря на то, что у меня достаточно узкая специальность, работу я нашла очень быстро. Наверное, повезло. Приди я годом раньше или позже, этого места, возможно, уже бы не было. Должность, хорошая по сельским меркам зарплата меня полностью устраивают.

Вопрос в другом. Оказывается, приобрести собственное жилье или какую-либо недвижимость даже в таком небольшом селе, как наше, – большая проблема. Скажете – возьми кредит. Да, не тут-то было. Самая дешевая квартира в Верховажье сегодня стоит не меньше 500 тысяч рублей. Кредит на такую сумму даже с моей, казалось бы, хорошей зарплатой не одобрят. А если одобрят, то на длительный срок с почти стопроцентной переплатой. Рассматривала вариант и с ипотекой. Там еще хуже – необходим первоначальный взнос. А где его взять? Опять же возвращаемся к кредиту. Какой-то замкнутый круг безысходности получается.

Слышала, что существуют какие-то льготные государственные программы и меры поддержки для молодых специалистов в области медицины, образования и сельского хозяйства. Бесспорно, на селе – это необходимые и важные профессии. Но как быть молодым людям с другим образованием, вернувшимся в район? Далеко не каждый может рассчитывать на посильную помощь от родителей, хотя многих выручают именно они.

Еще на различных профориентационных уроках любят повторять: «Приезжайте в наше Верховажье! У нас здесь такие леса, такие поля. Одним словом – красота!» Да, с таким отношением к молодежи, здесь скоро кроме красоты ничего и не останется…

 

Ирина, 24 года:

– Я всегда думала, что после окончания учёбы уеду из города, и до сих пор ещё не оставляю этой мысли, но закончив бакалавриат, поняла, что хочу ещё повысить свой уровень образования. Отъезд отложился. Отложился он и в этом году, когда я получила диплом магистра. И передо мной снова встал вопрос выбора. К этому времени я уже работала два года на довольно неплохом месте. Да, с небольшой зарплатой для города, но стабильной и с возможностью роста. Я не решилась сейчас бросить это место. Боялась, что вернувшись домой, с трудом найду себе работу. Хотя, конечно, некоторую роль в принятии решения сыграли и личные причины, но вопрос образования и работы для меня тоже очень важен.

 

Анна, 27 лет:

– Окончив университет, практически не сомневалась, что мне придется остаться в городе. Поскольку на малой родине работу по специальности мне было бы просто не найти. Однако если бы была такая возможность, то с удовольствием бы вернулась в село жить и работать. 

 

Ксения, 25 лет:

– Я не стала исключением и так же, как и большинство, после окончания университета осталась жить и работать в городе. Причиной является желание развиваться по моей специальности. Однозначно, с дипломом о высшем образовании больше возможностей открывается именно в городе. Потратив за время обучения большое количество времени и денег, хочется восполнить все потери и обеспечить себе достойное будущее. Со слов родителей и знакомых знаю, что перспектив для этого в нашем районе нет. Новые предприятия не открываются, в социальной сфере идет процесс оптимизации: бюджетные учреждения объединяют, должности сокращают. Тут не то, что молодых трудоустроить, а дать бы доработать до пенсии прежним кадрам.

 

Артем, 22 года:

– Я закончил техникум и, получив диплом, вернулся домой с твердым намерением жить и работать в родном селе. В поисках работы обратился в районную администрацию, где мне дали понять, что в рабочих специальностях у нас особо не нуждаются. Устроиться помог случай. Я оставил свои данные в местной дорожной организации, где мне также ничего не пообещали, но приехавшее из области начальство обратило внимание на мою довольно узкую специальность и предложило работу в Вологде. Я согласился. Жилье, конечно, не предоставили, пришлось оформлять ипотеку. Без помощи родителей работать и платить кредит я бы не смог. А останься я в Верховажье, мог бы хотя бы первое время жить дома, а часть зарплаты вкладывать в строительство своего дома. Знаю, что из моих друзей далеко не все хотят жить в городе, но  у них нет уверенности в том, что молодых специалистов встретят на родине с распростертыми объятиями. Главная причина, почему молодежь не возвращается – отсутствие работы по полученной специальности.

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер