- Главная
- Есть проблема
- Страсти по лесу
Страсти по лесу
На этой неделе работники Верховажского лесничества на себе испытали последствия посленовогоднего ажиотажа вокруг выделения деловой древесины на корню для населения. Дело в том, что подошел отведенный по закону срок ответа на поданные людьми заявления. И тут многих заявителей постигло глубокое разочарование, поскольку им были вынуждены отказать. Со стандартной формулировкой: «в связи с отсутствием расчетной лесосеки». Корреспондент «ВВ» лично присутствовал при одном таком «выяснении отношений» между сторонами.
Спрос выше предложения
Необходимое предисловие. Наш разговор с начальником территориального отдела-государственного лесничества Владимиром Булганиным шел как раз на эту актуальную для нынешней зимы тему. По его информации, в прошлом году древесиной удалось обеспечить за малым исключением практически всех желающих. Счет неудовлетворенных заявлений фактически равнялся нулю. Но нынче спрос неожиданно существенно превысил предложение. А если быть точным, то по меньшей мере в два раза. В общей сложности было подано около четырех сотен заявлений. Очень много. К примеру, по имеющимся сведениям, в соседней Тарноге за лесом обратились всего 15 человек.
Остается только гадать, с чем связано столь резкое увеличение спроса на древесину. Ведь не только же с тем, что верховажане вдруг массово озаботились постройкой домов, бань, хлевов или их ремонтом. Есть веские основания полагать, что вновь активизировались перекупщики леса на корню, не имеющие собственной арендной базы, но располагающие техникой для того, чтобы работать в делянках. Для них древесина – возможность заработать.
«Бабушкина» доверенность
«Технология» подобного приема ни для кого не секрет. Схема насколько простая, настолько и эффективная. Как правило, заготовители получают делянки по доверенностям условных «бабушек», которым потом платят заранее оговоренную сумму «отступных». Или караулят заключившего договор купли-продажи прямо у лесничества. Ничего криминального, бизнес в чистом виде. Даже не знаю, подходит ли для него определение «теневой». Проблема здесь в другом. Из-за таких перекупщиков нередко не хватает леса действительно собирающимся строить дом или хозпостройки жителям района. И они предсказуемо начинают протестовать, жаловаться во все инстанции. Один из таких обиженных ворвался в кабинет начальника отдела лесничества во время нашего разговора с Владимиром Булганиным.
Суровая реальность
Сказать, что общение получилось эмоциональным, значит, ничего не сказать. Посетитель буквально кипел возмущением и праведным гневом, впрочем, вполне объяснимым. Отброшу не имеющие отношения к делу выражения, обвинения и несущественные подробности. В принципе, история Юрия для нынешнего года достаточно характерна. Кое-кто из знакомых мне людей тоже получил отказ. Не столь давно мужчина построил дом. А после решил возвести на усадьбе хозпостройки. Подождал, когда подойдет срок на получение леса, собрал необходимый пакет документов и пришел в лесничество. Решение «отказать из-за отсутствия лесосеки» привело его в настоящую ярость.
Честно признаться, нужно иметь железные нервы, чтобы спокойно общаться с настолько раздосадованными посетителями. Надо отдать должное начальнику лесничества, в конце концов его корректная манера разговаривать и объяснять ситуацию возымела действие. Реальность такова, что отказать были вынуждены не только Юрию, но и еще доброй сотне заявителей. Чтобы обеспечить всех желающих, существующую расчетную лесосеку-2019 для населения нужно как минимум увеличить вдвое, с 30 до 60 тысяч кубометров. Вопрос – из каких резервов? А ведь еще нужно что-то оставить и на 2020 год. И пока неизвестно, удастся ли набрать даже нынешние объемы.
– Нужно отправлять перекупщиков, которые сами не строят, а лишь зарабатывают на делянках для населения деньги, в Тарногу, – высказал свое пожелание начавший остывать Юрий. – Пусть дадут возможность получить лес тем, кто действительно собирается строить.
– Вопрос не к лесничеству, – ответил Владимир Булганин. – Мы обязаны принять заявления у всех обратившихся. Хотя я в определенной мере понимаю возмущение Юрия. Каждый день ко мне и к нашим работникам приходит по нескольку человек с подобными претензиями. Стараемся как можно доходчивей объяснить людям сложившуюся ситуацию. Не досталось леса сейчас, пусть приходят в следующем году.
Кому без очереди?
Кстати, нынче существенно снизило шансы на получение леса для «рядовых» граждан расширение перечня льготных категорий. Основание – внесенные законодателями 24 декабря 2018 года поправки в областной закон «О порядке заключения гражданами договоров купли-продажи зеленых насаждений». Если раньше внеочередным правом на выделение древесины пользовались лишь пострадавшие от стихийных бедствий, в том числе от пожара, то теперь для тех, кто не знает, этой привилегией могут пользоваться многодетные и молодые семьи. В принципе, разумное решение, если мы хотим, чтобы молодежь оставалась в районе на постоянное жительство. Другое дело, многие ли из них реально построят дом, а какая часть просто продаст древесину перекупщику. Но это уже их личное дело.
Напомню, что на строительство дома выделяется до 200 кубометров леса, на хозпостройки – до 100 кубометров. Но не чаще, чем раз в 10 лет. Что касается дров, то тут можно рассчитывать на 25 кубов. Соответственно для этого необходимо представить справку, подтверждающую, что у заявителя в доме нет центрального, газового или электрического отопления.
Владимир БАСОВ. Фото Михаила КИСЕЛЕВА
"Верховажский вестник" №6 от 25 января 2019 года