- Главная
- Есть проблема
- Травмированный батальон
Травмированный батальон
Передо мной — статистическая таблица производственного травматизма за последние 13 лет, с 2001 по 2013 годы. В целом по району, а также отдельно по лесопромышленному комплексу и сельскохозяйственным предприятиям. Знаете, производит сильное впечатление. За этот сравнительно небольшой срок травмы, как принято говорить, различной степени тяжести, в том числе и смертельные, получили в общей сложности 808 (!) человек. Если мерить по военным меркам, целый батальон полного состава. Согласитесь, наводит на вполне определенные выводы.
- С одной стороны, казалось бы, наблюдается положительная динамика, то есть несчастных случаев на производстве фактически из года в год становится все меньше, - комментирует ситуацию ведущий специалист отдела охраны труда и государственной экспертизы условий труда департамента труда и занятости населения Вологодской области по Верховажскому и Сямженскому районам Татьяна Полежаева. - Но с другой, на фоне среднеобластных показателей наш район все равно выглядит неблагополучным. Как мне подсказывает многолетний опыт работы, основная причина в том, что наши работодатели хорошо знают трудовое законодательство и просчитывают последствия его нарушения. Поэтому не рискуют, даже если есть соблазн, скрывать факты получения их работниками производственных травм.
Куда ведет «кривая»?
То есть приводимая статистика отражает достаточно достоверную картину производственного травматизма в районе. Поучительным будет посмотреть, куда ведет нас «кривая» линия погодового графика.
На общем фоне «рекордным» выглядит 2001 год — 94 случая. В последующие пару лет количество полученных верховажанами трудовых увечий держалось на одном уровне — 78 фактов. В 2004‑м — рост сразу на пять несчастных случаев на производстве. Дальше наблюдается постепенное, но устойчивое снижение с периодическими незначительными подъемами. В последние годы число травмированных на производстве уменьшилось с 51 человека в 2011-м до 33 человек в 2013-м. Эти три года есть смысл проанализировать более подробно. Но прежде — об одной весьма примечательной тенденции.
В самом начале «нулевых» травматизм в лесном и агропромышленном секторах находился практически на одном уровне, соответственно 36 и 42 производственных ЧП. Но в последующие годы картина здесь принципиально изменилась. В сельском хозяйстве число случаев трудовых увечий медленно, но верно снижалось, за исключением единственной заметной «вспышки» в 2010-м. К примеру, в прошлом году их было зарегистрировано три. Трудно сказать, какая причина тут первична: сокращение объемов производства и численности работников или совершенствование механизма охраны труда. Зато лесопромышленный комплекс демонстрировал крайне противоречивые показатели. При относительно благополучных 2002-м и 2004-м годах в остальное время уровень травматизма либо держался на одном уровне, либо существенно рос. «Пик» был достигнут в 2005-м, когда число несчастных случаев на производстве достигло 54, две трети от всех, произошедших в районе. В минувшем году их было зарегистрировано 31 — в 10 раз больше, чем за тот же период в сельском хозяйстве.
Опасное производство
Приходится смотреть правде в глаза. Трудиться в лесной и деревообрабатывающей промышленности у нас гораздо опасней, чем на любых других производствах. В 2011 году лесопромышленный комплекс дал свыше 78 процентов от общего числа травмированных. В 2012-м этот показатель вырос до 84 процентов, в 2013-м остановился на 82 процентах.
Небольшая справка. Ежегодно в России фиксируется порядка 75 тысяч несчастных случаев на производстве, при которых гибнет свыше четырех тысяч человек. В Вологодской области в среднем травмы получает тысяча человек в год, причем около трех десятков из них — несовместимые с жизнью.
Но вернемся к ситуации в районе. В 2011 году при несчастных случаях на производстве пострадал 51 человек. Для одного из них происшествие закончилось смертью, для троих — тяжелыми травмами вплоть до инвалидности. В 2012-м трудовые увечья получили 32 работника, причем трое — с тяжелыми последствиями для здоровья. 2013 год — 33 пострадавших, в том числе один смертельный и один тяжелый. В нынешнем году уже зарегистрировано два смертельных и один тяжелый несчастный случай.
Чаще всего несчастные случаи происходят на предприятиях частного сектора: за последние три года соответственно 42, 29 и 31. Большинство травмированных, как уже упоминалось, работали в лесном хозяйстве и на лесозаготовке, плюс занятые на обработке древесины и производстве изделий из дерева.
Надежда «на авось»
Несчастные случаи не происходят беспричинно. И достаточно часто являются результатом «человеческого фактора». Эти происшествия случились из-за того, что кто-то чего-то недоглядел, недодумал, не рассчитал, не сделал или сознательно нарушил правила, надеясь «на авось».
Среди основных причин происшествий можно выделить три: нарушение технологического процесса, неудовлетворительная организация производства работ, а также ненадлежащее содержание и недостатки в организации рабочих мест.
Достаточно часто в графе «причина несчастного случая» встречается банальная неосторожность. Впрочем, специалисты по охране труда в определенных случаях сомневаются в правильном заполнении актов Н-1, где указывается причина происшествия.
По статистике в «группу риска» попадает как молодежь, так и люди уже в солидном возрасте. Самый травмоопасный возраст — с 23 до 32 лет, когда у человека еще недостает ни опыта работы, ни навыков. А также с 53 до 57 лет. Тут все как раз наоборот. Отдав производству много лет, работники подчас начинают считать себя непогрешимыми и теряют элементарное чувство опасности. Последствия подобного легкомыслия не замедлят сказаться.
- Беспокоит вот еще что, - озабочена Татьяна Полежаева, - растет число пострадавших от несчастных случаев на 1000 работающих. В результате коэффициент частоты случаев травматизма в районе в 2012 году превысил средне-
областной в 2,7 раза, а в 2013 — в 3,5 раза. Правда, утешает тот факт, что коэффициент тяжести все же, пусть и ненамного, на 6-7 процентов, за последние два года ниже показателя в среднем по области.
Оценка условий труда
Есть в перечне мер по организации охраны труда и такой показатель, как доля работающих во вредных условиях. Официально она вроде бы понемногу снижается. С 1355 человек в 2012-м до 1159 — в 2013 году. Если в среднем по области до 40 процентов работников трудятся во вредных условиях, то по району — 30 процентов. Хотя специалисты предвидят, что в связи со вступлением в силу федерального закона №426 «О специальной оценке условий труда» ситуация может в корне измениться, поскольку требования станут более жесткими. Понятно, что этот вопрос очень волнует верхушку верховажского бизнеса. Подтверждение тому — недавно прошедшее совещание для руководителей и специалистов по охране труда. «ВВ» намерен вернуться к этой теме в самое ближайшее время. А пока вот какой нюанс.
В 2013 году трем верховажанам официально поставлен диагноз «профессиональное заболевание». То есть заболевание, полученное в связи с их трудовой деятельностью. Те самые пресловутые вредные условия. К примеру, повышенная вибрация в кабине той же лесозаготовительной техники вполне может привести к повреждениям опорно-двигательной системы работника.
Впрочем, хочется закончить на оптимистичной ноте. Ежегодно до ста и больше ответственных за охрану труда на предприятиях района проходят профильное обучение. Всего же за последние три года 417 руководителей и специалистов получили соответствующие документы. Для нашего района это достаточно много.
Владимир Басов.