Урочище Ельник

09.09.2015

Защитники семеновского Ельника

Наш внештатный корреспондент Владимир Кондаков из Липок как в воду глядел, когда в своей статье «Родной лес» беспокоился о дальнейшей судьбе не только окрестных боров, но и малых липецких перелесков. Не прошло и недели после выхода материала в свет, как в этих местах вновь появились тяжелые лесозаготовительные комплексы, нацелившиеся на еще остающиеся между деревнями урочища. До этого были «выкошены» лесок на берегу Ваги в местечке Горюшино и массив по берегам речки Колодицы.

Позвонившая в редакцию женщина была явно встревожена и потрясена до глубины души. Моя собеседница рассказала, что всего за несколько дней лесозаготовители уничтожили три лесных «островка» в непосредственной близости от липецкой деревни Семеновская. Вырубить четвертый местные жители не дали, в буквальном смысле слова встав на пути харвестера и форвардера. Сначала вынудив операторов комплексов остановить работу, а затем и вовсе вывести технику из обреченного «на заклание» урочища. В поддержку «пикетчиков» выступили сельская власть, здешние охотники, егерь, представители активной части общественности. Корреспондент «ВВ» выехал на место событий, чтобы попытаться разобраться в ситуации, спровоцировавшей «конфликт интересов».
 


Казенная,  Потеряха и новочисть Зотикова

Семеновская – деревня небольшая. Летом обитаемы лишь с дюжину домов, а зимой и того меньше. Население – в большинстве своем пенсионеры. Поэтому, наверное, и готовы горой стоять за свою малую родину, где родились и выросли. Меня встретили Любовь Никитична и Валентин Александрович Шадрины.

- Мы с мужем готовы подписаться под каждым словом статьи Владимира Александровича Кондакова, - говорит хозяйка. – Поскольку на себе испытали все «прелести» вырубки цепочки лесных «островков» вокруг деревни. На днях первой жертвой заготовительных комплексов стало местечко Казенная, примерно в полукилометре от деревенской околицы. Дальше за ним уже деревня Ивонино. Затем настал черед урочища, называемого в народе Потеряха. Там еще долгое время был скотомогильник, закрытый лет пять назад, когда зарыли павшую лошадь. Следом нашествию подверглась новочисть Зотикова. По этим местам словно ураган прошел, оставив после себя пеньки, сучья и вбитый в землю подрост. Причем, рубить старались вечером, чтобы не так бросалось в глаза. А лес вывозили не по дороге, а по колхозным полям. У нас как раз гостил сын, он живет в Вологде, так вот он разместил сообщение об этом на сайте губернатора области, да еще отправил письмо, подписанное жителями деревни.

Последствия рубки в урочище Казенная
 

С топором против харвестера

Следующим на очереди должно было стать урочище, называемое в Семеновской Ельник, в какой-то сотне метров от дома Шадриных, хотя там растет и сосна, и береза, и ольха, и осина. В Ельник деревенские ходят за грибами и на прогулки. Кроме того, этот перелесок защищает Семеновскую от северо-восточного ветра. Выруби его, и населенный пункт будет открыт ветрам и непогоде со всех четырех сторон.

- Лесозаготовительные комплексы приехали около четырех часов вечера, - продолжает Валентин Александрович. – Жена услышала гул моторов, выскочила на улицу и увидела, что около перелеска горят фары больших машин. Сердце так и екнуло: «Конец Ельнику». Рассуждать было некогда. Видно, если сам не позаботишься, никто больше о несчастном перелеске не побеспокоится. Схватил на всякий случай топор и бегом к Ельнику, а Люба стала звонить в сельсовет и собирать по деревне народ. Встал я перед харвестером, машу водителю: выходи из машины. Он кричит: «Уходи отсюда», я в ответ: «Глуши мотор». Он, было, схватился за монтирку, да видит, что я «вооружен», а тут и народ стал подходить, наши деревенские, местные охотники, приехала глава сельсовета Ольга Сергеевна. В общем, не дали мы продолжать рубку, остановили технику, не дали рушить Ельник, хотя комплексы успели пройти полосу метров в сто. Не спохватись вовремя, за ночь бы весь Ельник выхвостали. Что стоит таким мощным машинам смахнуть наш маленький перелесок. Но что они за собой оставляют, просто ужас, это же мертвая земля.

Мы вместе с Валентином Александровичем побывали в полностью разоренной Казенной и частично изуродованном Ельнике. Картина удручающая. В народе про подобное говорят: как Мамай воевал. Я не мню себя специалистом, но даже совершенно стороннему человеку понятно, что лесозаготовители оставили после себя форменное безобразие. Если в таком виде сдавать делянки в государственном лесфонде, то, значит, наверняка обречь себя на огромные штрафы. А на земли сельхозназначения, выходит, общие правила не распространяются? Кстати, скорее всего, наводить порядок придется местной власти при участии здешнего населения.

- Смотрите, что творят, - поясняет Шадрин. – Пеньки никак не меньше 60 сантиметров высотой. Давайте посчитаем годовые кольца, срубленным соснам где-то от 45 до 52 лет. Да я и без колец знаю их возраст, в пору моего детства они были еще совсем маленькие. Куда такой неспелый лес, из одного хлыста едва-едва две «шестеры» получится. И рубили выборочно, вся «листва» оставлена, а нам, местным жителям, делянки на дрова не ближе, чем за 10 километров выписывают. Какая тут справедливость. Разговаривали мы с водителями комплексов, они прекрасно понимают, что не дело делают, да куда деваться: приказ начальства.
 

 «Белые пятна»

«Круги» от случившегося явно нерядового инцидента разошлись достаточно широко и быстро. В его разрешение оказались вовлечены как местная, так и районная власти. Благо, указание разобраться в возникшей проблеме, благодаря обращению в губернаторскую администрацию, поступило и из области. 

Лесники дали заключение, что в данном конкретном случае интересы государства не затронуты, поскольку, перелески не относятся к государственному лесфонду. Это – так называемые земли сельхозназначения. А если точнее, то урочища - своего рода «белые пятна», не имеющие какого-то устойчивого статуса с точки зрения видов разрешенного использования, находящиеся в окружении земель колхоза «Липки». И, прямо скажем, не слишком-то желанные для лесозаготовителей в смысле ожидаемой отдачи. Просто удивительно, что ООО «Дубрава» вообще польстилось на такой явно незавидный «куш».

 

«Костьми  ляжем…»

Какое-то время ситуация находилась в «подвешенном» состоянии. Комплексы хотя и были выведены из урочища, но в течение еще нескольких суток стояли неподалеку от Ельника. Видимо, операторы ждали начальственного приказа: рубить или не рубить? Соответственно жители Семеновской все это время находились, что называется, в полной боевой готовности, чтобы в любой момент, если понадобится, снова выступить на защиту. Даже ввели ночное дежурство. 
Как образно выразился Валентин Александрович Шадрин, «костьми ляжем, но рубить наш Ельник ни за что не дадим, и точка». К счастью, не понадобилось. В день нашего приезда техника отбыла в неизвестном направлении, мы разминулись буквально на полчаса, так что пообщаться с лесозаготовительной бригадой не удалось. По неофициальным данным, наемные комплексы отправились к месту своего основного базирования - в Архангельскую область. Правда ли это, кто знает. А если вернутся? Семеновцы по-прежнему ждут подвоха и пока решили не ослаблять свою бдительность в охране перелеска.

- По какому принципу вообще отводился лес в этих урочищах, - задается вопросом Владимир Александрович Кондаков. – Никакого клеймения не проводилось. Мнения местных жителей спросить не удосужились. Вместо того, чтобы разрешить населению заготавливать ту же березу или ольху рядом с домом, дают дровяные делянки за 10 километров. Такое впечатление, что вновь вернулась практика 90-х годов прошлого века. У населения по этому поводу много вопросов к власти. В частности, сейчас от жителей Липок готовится письмо президенту РФ Владимиру Путину по фактам вырубки перелесков между населенными пунктами. Может быть, это поможет навести в данном деле хотя бы относительный порядок.

Действительно, вопросов пока больше, чем ответов. И не на все можно ответить однозначно, чтобы они устроили все стороны. И главная проблема – наполняемость районного бюджета.

- О финансовом состоянии муниципальной «казны» можно говорить много и долго, - прокомментировал ситуацию по просьбе корреспондента «ВВ» глава района Геннадий Непомилуев. – Суть в том, что средств на выполнение в полной мере своих функций у района не хватает. Приходится использовать любую возможность и изыскивать деньги из внебюджетных источников. Именно за счет муниципального заказа было в свое время построено жилье для медиков. Отремонтирована крыша в Чушевицкой средней школе, заменен котел в котельной Морозова. Жизненно необходимые объекты можно перечислять и дальше.

На таких же основаниях было заключено соглашение с ООО «Дубрава». Предприятие собрало всю необходимую разрешительную документацию, в том числе подтверждающую тот факт, что липецкие перелески не входят в состав государственного лесфонда.

Дело в том, что «Дубрава» не имеет своей арендной базы и вынуждена искать сырье для переработки. На производстве в Чушевицах занято 28 работников, им нужно кормить свои семьи. Поэтому и было дано разрешение заготавливать лес в урочищах, о которых сегодня идет речь. Честно сказать, мы не ожидали такой реакции местных жителей. Липки – уникальная территория, где живут уникальные люди. Взять хотя бы колхоз «Липки», который при всех трудностях не только не сдает позиции, но и развивается. Я уважаю выбор населения деревни Семеновская, которые встали на защиту Ельника.

 

Выбор деревни

По словам Геннадия Сергеевича, на сегодня конфликт исчерпан, благо, и деньги за лесозаготовку еще не заплачены. Согласен глава района и с тем, что если есть возможность, необходимо предоставлять людям дровяные делянки рядом с домом.

- Только действовать нужно в официальном порядке, - предостерегает от опрометчивых шагов первый заместитель главы района Юрий Онищенко. – Для начала рекомендую обратиться непосредственно в местную администрацию и с ее помощью решить все вопросы предоставления делянок на дрова.

Тем не менее, проблема «белых пятен» остается. В связи с этим мне вспоминаются слова жительницы липецкой деревни Плесо Галины Александровны Климовской.

- Знаете, стоит пожить в городе, чтобы в полной мере понять прелесть, неповторимость и чистую красоту своей малой родины. А мы с беспокойством узнаем все о новых случаях вырубки лесов около деревень. С ужасом ждем, когда придет очередь известных с раннего детства мест: наших Красного бора, Белого бора, наволока Соломатница…

Владимир БАСОВ

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер