Верховажская лесосека

27.11.2013

Верховажская   лесосека

Характеристику состояния дел в отрасли дал начальник Верховажского районного отдела-государственного лесничества Владимир Булганин. Расчетная лесосека по району сейчас составляет 831 тысячу кубометров, 405 тысяч кубов из которой – по хвойному хозяйству. Зарегистрировано 26 арендаторов лесного фонда с «расчеткой» в 603 тысячи кубометров.

Древесина для собственных нужд
За девять месяцев заготовлено около 440 тысяч кубов древесины, примерно на уровне прошлого года. Несколько увеличилась и достигла почти 388 тысяч кубометров доля арендаторов. Больше вырублено леса по муниципальному заказу. Примерно на одном уровне остаются объемы заготовки древесины населением – 32296 кубометров.
- Граждане заготавливают древесину для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, – пояснил Владимир Булганин. – При этом допускается реализация ими до 50 процентов от общего объема древесины для приобретения стройматериалов. Но не больше. Если говорить о нормах, то для строительства жилых домов выделяется до 200 кубометров древесины, не менее половины из них в обязательном порядке должна быть деловой хвойной. Многодетные семьи и погорельцы могут рассчитывать на 300 кубометров. Для строительства хозпостроек отпускается до 100 кубов, для отопления домов – до 25 кубометров ежегодно. С молодыми семьями (до 35 лет)договор купли-продажи заключается вне очереди.
Лесохозяйственный регламент гослесничества предусматривает отпуск древесины из кварталов, закрепленных за местным населением для собственных нужд. На 1 ноября верховажанам было выделено свыше 33 тысяч кубометров. Более половины из этого количества – на бани, хлевы и прочие хозпостройки. 11 тысяч – на строительство жилых домов. И лишь 4,4 тысячи кубов – на дрова.
В 2013 году было проведено 163 проверки целевого использования древесины, из них 104 – по строительству жилых домов. Выявлено 17 случаев использования леса не по назначению. Обычная в подобном деле практика – претензионные письма, а затем обращение в суд.
Если говорить о переработке древесины, то за 10 месяцев ее объемы составили без малого 68 тысяч кубометров. Рекордсменом здесь остается ООО «БиоЛесПром» – 32 тысячи. Почти столько же переработали на своих лесопилках все индивидуальные предприниматели вместе взятые.

Лесной мониторинг
В связи с этим зашел разговор об областном законе «О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Вологодской области» годичной давности. Принят он был с благими целями: охрана окружающей среды, предотвращение незаконного лесопользования, установка требований к пунктам приема, хранения и переработки древесины. Но, как показала практика, механизм применения нормативного акта оказался «сырым», недоработанным. Что повлекло за собой проблемы с контролем за деятельностью тех же пилорам. К примеру, полномочия лесных инспекторов действуют лишь на территории лесфонда, на сами лесопилки их власть не распространяется. По информации верховажской прокуратуры, правительство области ведет сейчас мониторинг с целью внесения поправок в этот документ. Свои пожелания в отношении определения порядка и периодичности проверок лесопереработчиков высказали и депутаты Представительного собрания.

Что оставим детям и внукам?
Несколько иной вектор придало обсуждению вопроса выступление представителя общественного совета Валентина Горынцева. Он говорил о более рациональном и экологически оправданном лесопользовании: «...Жизненно важно добиться пересмотра расчетной лесосеки в сторону уменьшения. Сейчас она свыше 800 тысяч кубометров. Даже в советские годы «расчетка» не превышала 510 тысяч. Что же после нас останется детям и внукам, если и дальше мы станем рубить лес в таких объемах? Нужно создавать комиссию, обращаться в высшие инстанции, просить, убеждать, требовать. Категорически запретить заготовку в водоохранных зонах. Не допускать захламления делянок вершинными частями деревьев. Раньше на вырубах люди ягоды собирали, а теперь там сплошной бурелом. Почему в лесах не убирают ветровалы? В прежнее время лес там отдавали людям за копейки. Надо активней заниматься лесовосстановлением».
По мнению специалистов, на уменьшение объемов расчетной лесосеки в ближайшей перспективе вряд ли стоит надеяться. Ведь это реальные деньги для государства. Львиная доля арендной платы за лесопользование поступает в федеральный бюджет, меньшая часть остается в области. Кто же добровольно согласится на снижение платежей?
Владимир Булганин опроверг информацию о якобы ведущейся заготовке леса в водоохранных зонах. Не согласен руководитель лесничества и с тем, что в районе не убираются ветровалы. Просто бывает трудно уследить за возникновением подобных «очагов» из-за малочисленности лесной охраны. Сейчас на каждого инспектора приходится по 70 тысяч гектаров лесфонда. Он просит сообщать о всех таких фактах. Ведется и приемка делянок. Сдача вырубленных участков в чистоте и порядке в интересах самих же лесозаготовителей. При выявлении нарушений они по закону могут быть наказаны административным штрафом до шести тысяч рублей. Более того, это может также грозить выплатой неустойки.

План всхожести
По словам докладчика, план по лесовоспроизводству в нынешнем году был выполнен на 100 процентов. Контролируется и качество восстановления лесных насаждений. Проверка проводится на первом, третьем и пятом годах. Если приживаемость хуже плановых показателей, выполненные посадки попросту не пойдут в зачет арендатору.
Депутаты интересовались также фактами безбилетных рубок. Таких случаев в нынешнем году было зарегистрировано 11. Четверо нарушителей добровольно оплатили нанесенный ущерб.
И еще. У ряда глав сельских администраций возникли вопросы по обеспечению населения дровами. Здесь есть свои нюансы. По договоренности с лесничеством «ВВ» опубликует требующуюся информацию в одном из ближайших номеров.

Проблемные свалки
Второй по порядку (но не по значимости) вопрос касался организации работы по охране окружающей среды и природопользования в районе. По признанию председателя Представительного собрания Владимира Полежаева, здесь есть положительные сдвиги, но до идеала еще далеко.
При всем многообразии темы дискуссия в основном развернулась вокруг «мусорной» проблемы. Система утилизации отходов, как бытовых, так и промышленных, по-прежнему работает не столь эффективно, как хотелось бы. В итоге захламленная территория лесоперерабатывающих производств и несанкционированные свалки мусора в окрестностях населенных пунктов.
Если мелкую фракцию деревообработки завод по производству пеллет «БиоЛес-
Прома» берет для использования, то «кусковых» отходов он «проглотить» не в состоянии. Для горбов и всего остального в райцентре предназначены две площадки: в урочище Игумново и участок за полигоном ТБО. Но это в самом Верховажье. На «низовках» с утилизацией еще сложнее.
С учетом этого не столь уже невероятным показалось предложение Василия Гребенюка. По мнению депутата, отходы лесопереработки вполне можно использовать для отопления сети бюджетных учреждений, находящихся на территории сельских поселений: медпунктов, детсадов, клубов, библиотек…
Как известно, в районе имеется 22 площадки для утилизации бытового мусора: два проектных полигона и 20 свалок. Область давно уже «продавливает» идею оптимизации всего этого хозяйства.
Проще говоря, число мест хранения ТБО настойчиво предлагается сократить до пяти. Но даже сейчас, когда свалки есть в каждом поселении, часть хлама попадает не по назначению. Нетрудно спрогнозировать, что с увеличением «плеча» вывозки, а с ним и денежных издержек, проблема может еще более усугубиться.
Руководители сельских территорий находятся в незавидном положении. На содержание всех свалок в районе выделяется всего 30 тысяч рублей. В среднем по 1,5 тысячи на одну свалку. В год. Что можно сделать на такие деньги?
Ответ – брать за утилизацию мусора деньги с населения. Но не везде подобная система, как, например, в Н-Кулое, приживается. И глава поселения Любовь Верещагина не видит пока смысла ломать сложившуюся схему избавления от отходов.
Но главное, по мнению большинства депутатов, человеческий фактор. Экологическую культуру нужно прививать молодежи с ранних лет, с детсада и школы. Иначе слова «чистота» и «порядок» для людей будут просто пустым звуком. А основой для этого должна быть внятная государственная политика.
Бурную дискуссию среди депутатов вызвала проблема раздельного сбора мусора. Это давно делается в цивилизованных странах. С точки зрения специалистов, в наших условиях это пока нереально. Даже в райцентре сейчас не принимают стеклянные и пластиковые бутылки. А ведь не столь давно такие пункты приема в Верховажье были. Стоило заводам снизить цену – и приемка стекла и пластика стала убыточной для местного бизнеса. Впрочем, депутаты не теряют надежды. Они дали задание определить адреса организаций в области, которые ведут приемку различного вида бытовых отходов.
Владимир Басов. 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер