Закрыть нельзя оставить

28.12.2016

Редакционный «Прямой провод» – своего рода «индикатор» общественного мнения. Он в значительной степени отражает проблемы и заботы, волнующие верховажан. Очередной читательский запрос – тому подтверждение.

– Мы крайне обеспокоены упорными слухами о возможном закрытии внутрирайонных автобусных маршрутов. Далеко не у всех есть свой личный транспорт, чтобы ездить по делам в Верховажье. Нельзя допустить того, чтобы автобусное сообщение между райцентром и сельской глубинкой было прервано. Ведь и без того остались лишь три направления. Хотелось бы через газету услышать пояснения представителей власти и руководителя автотранспортного предприятия.
Сведения о возникших у автобусников проблемах доходили до редакции и из других источников. Для получения необходимой информации из первых уст корреспондент «ВВ» встретился с индивидуальным предпринимателем Виктором Фоминским.

– Виктор Николаевич, вопрос ребром: ситуация действительно настолько серьёзная, что речь и вправду может зайти о закрытии маршрутов, действующих уже несколько десятков лет?
– Я работаю в автотранспортном предприятии с 1983 года, то есть свыше 30 лет, но столь сложного положения даже не припомню. Неоспоримый факт: в последние годы, если не десятилетия, пассажиропоток неуклонно снижался. Чем больше техники в личном пользовании – тем меньше спрос на автобусные перевозки внутри района. Тем не менее, до недавнего времени удавалось сводить концы с концами. Минувшая осень и начало зимы спутали нам все планы и расчёты, и сейчас финансовая ситуация предприятия в самом деле крайне близка к критической.

– И что же случилось прошедшей осенью?
– Видите ли, у пассажиропотока есть сезонные подъёмы и спады. Самыми «хлебными» всегда условно считались весенне-летне-осенние месяцы, самыми «провальными» – зимние, особенно январь, февраль и март. Так что вплоть по декабрь включительно мы не прогнозировали резкого снижения количества пассажиров рейсовых автобусов. Но нынче отрицательная тенденция проявилась гораздо раньше обычного, в конце октября – начале ноября и опровергла наши ожидания. Заполняемость автобусных салонов почти всю осень низка как никогда, что совершенно нехарактерно для этого времени года.

– Вы, конечно, знаете причину подобного спада пассажиропотока?
– Естественно, в этом нет ничего загадочного. По осенней слякоти и распутице частные «извозчики» ездили совсем мало, берегли свои машины. Но как только нынешние необычно ранние морозы привели дороги в порядок – резко активизировались. Увозят наших потенциальных клиентов прямо с остановок, где те ожидают прихода автобуса. Даже рейс Верховажье – Шелота, раньше «тянувший» и два других маршрута, стал убыточным.

– Конкуренция.
– Какая же это конкуренция? Автопредприятие и частники изначально поставлены в неравные условия. Фактически неоформленные официально перевозчики платят деньги только за горючее, остальное кладут себе в карман. А мы платим налоги, оплачиваем прохождение дважды в год технического осмотра транспорта, ежедневный медосмотр водителей. «Бомбила» не несёт за клиента совершенно никакой ответственности. У нас же, кроме того, что все водители – профессионалы, еще и введена обязательная страховка жизни и здоровья пассажиров. На любого человека, купившего билет и севшего в автобус, подобная страховка распространяется автоматически. Такое правило регламентирует Федеральный закон от 14.06.2012 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда». Не подумайте, что мы жалуемся, просто обидно, когда сталкиваешься со случаями недобросовестной «конкуренции».

– Насколько мне известно со слов и.о. главы администрации района Юрия Онищенко, ситуация вокруг внут-
рирайонных автобусных маршрутов стала предметом рассмотрения на заседании комиссии по безопасности дорожного движения. Полиция и ОГИБДД обещали усилить контроль за нелегальными перевозчиками. Может быть, такие меры снимут создавшуюся напряжённость?
– Конечно, я благодарен властям за помощь. Тем не менее, практика показывает, что проведение рейдов-проверок даёт лишь временный эффект. Пройдёт несколько дней, и «бомбилы» вновь, как ни в чем не бывало, выезжают на трассу. По моему глубокому убеждению, окончательный выбор должны все же сделать сами пассажиры. Уйти с рынка пассажироперевозок легко, вернуться обратно – практически невозможно. А это может привести к неприятным последствиям для населения.

– Что Вы имеете в виду?
– Наше автопредприятие держит в жёсткой «узде» цены на перевозки пассажиров внутри района. Стоит нам «сойти с дистанции», как частники тут же взвинтят стоимость проезда в несколько раз. Лишь один маленький пример. По просьбе жителей деревни Теребино, больше известной верховажанам под названием Угреньга, утренний субботний рейс по маршруту Верховажье-Вельск заезжал за пассажирами в этот населённый пункт. Билет до Вельска обходился им в 50 рублей. За такую же цену можно было доехать до города и «на частнике». Так получилось, что автобус перестал заходить в Угреньгу. И что бы вы думали? Звонит мне глава местной администрации и говорит: «бомбилы» тут же вздули стоимость проезда до Вельска аж до 750 рублей. Думаю, больше комментариев не нужно.
– Я так понял, что закрывать рейсы вы не собираетесь?
– Мы закрывать ничего не собираемся. Если кто и закроет автобусное сообщение внутри района, так это сами пассажиры. Выбор за ними, пусть думают и решают, нужны мы им или нет?

Владимир БАСОВ. Фото автора  

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер