- Главная
- Есть проблема
- Звонок диспетчеру. На автобусный рейс можно попасть лишь по предварительной заявке
Звонок диспетчеру. На автобусный рейс можно попасть лишь по предварительной заявке
За последние годы на верховажском рынке пассажироперевозок произошли коренные изменения. Фактически полностью ушел в прошлое регулярный, маршрутный принцип организации автобусного движения как внутри, так и за пределы района. Ему на смену окончательно пришли перевозки людей «по уведомлению», то есть под заказ. Предварительный звонок диспетчеру для резервирования места в салоне – теперь неотъемлемая и необходимая часть процедуры предоставления услуги. И это нужно принять как данность, поскольку процесс необратимый и вполне оправданный с финансовой точки зрения.
Дольше всех держалось и работало по привычной для клиентов схеме автотранспортное предприятие ИП Виктора Фоминского. Но и ему пришлось пересматривать свои взаимоотношения с ними из-за прогрессирующего снижения пассажиропотока на протяжении всех шести последних лет. Это касалось в первую очередь внутренних рейсов. Весенне-летнее оживление неизменно сменялось осенне-зимним падением спроса. Впрочем, как показывает опыт, чем дальше, тем меньше стоит рассчитывать на сезонные «всплески» повышения пассажирской активности. Тенденция настолько устойчивая, что спасти положение помогут лишь внутренние резервы.
– Несомненно, в прежние годы пассажиропоток летом увеличивался за счет отпускников и дачников, то есть приезжих людей, – говорит Виктор Фоминский. – Но времена меняются. Теперь городские жители предпочитают приезжать на отдых в нашу верховажскую глубинку на своих личных автомашинах, что гораздо удобней в плане мобильности. И их приходиться вычеркивать из списка потенциальных клиентов.
С другой стороны, бывая в рейсах, я вижу, что потенциал имеющихся в деревнях вероятных пассажиров все же есть. Просто их забирают перед самым автобусом нелегальные перевозчики, так называемые «бомбилы». Тем самым «нелегалы» отбирают у нас хлеб и серьезно осложняют жизнь. Наиболее характерна в этом отношении ситуация на рейсе Верховажье-Шелота. И, наоборот, самые преданные, постоянные наши клиенты живут в Пежме, Коскове и Морозове. Поддерживая нас, они, как правило, при поездке в Верховажье в обязательном порядке сразу берут еще и обратные билеты.
Скорее всего, «леваки» – неизбежное, практически неискоренимое зло. Только вот доверяя им, пассажиры рубят сук, на котором сидят. Руководитель автопредприятия уверен, что недобросовестные конкуренты только и ждут, когда официальный перевозчик «сойдет с дистанции» из-за финансового банкротства. Прямо-таки мечтают о подобном подарке судьбы. Ведь ему, в отличие от «нелегалов», нужно платить налоги, аренду, страховку за пассажиров, а это тяжелое бремя. Это сейчас в стоимости проезда «частники» ориентируются на автобусников – 3 рубля 50 копеек с километра, а уйди при плохом раскладе предприятие с рынка услуг – моментально взвинтят цены. Надо отметить, вполне вероятный прогноз развития событий.
– Для того, чтобы избежать возможного банкротства, нам тоже пришлось отказаться от регулярных рейсов, и перейти на перевозки по наряд-заказу, – продолжает Виктор Фоминский. – У нас есть диспетчер, который с восьми утра до восьми вечера по телефону 8-921-255-36-35 принимает заявки на бронирование мест. Читатели спросят: зачем эти новшества? В зависимости от количества пассажиров мы решаем, есть ли смысл посылать в рейс ПАЗ, может быть, экономней отправить автобус малой вместимости, а, может быть, будем вынуждены и вообще отменить рейс. Пусть потенциальные клиенты не колеблются: звонить или не звонить? Звонить обязательно, иначе человек рискует никуда не уехать из-за нехватки мест. Без предварительных заявок невозможно спрогнозировать, сколько человек в тот или иной день захочет ехать на автобусе.
Надо отдать должное, районные власти понимают важность сохранения официального перевозчика на внутренних рейсах. В советские годы такие социально значимые маршруты еще и дотировались государством. Сейчас на подобные привилегии рассчитывать не стоит. Автобусники надеются на помощь глав сельских администраций по разъяснению необходимости пользоваться услугами только лицензированного транспорта. В принципе то, будет ли ИП Фоминский по-прежнему обслуживать существующие направления движения, зависит от самих потенциальный пассажиров. Более того, автопредприятие готово летом увеличить периодичность рейсов, до минимума сокращенное на зиму.
Владимир БАСОВ.Фото из архива редакции
"Верховажский вестник" №28 за 12 апреля 2019 года