- Главная
- Есть проблема
- Зыбкое равновесие
Зыбкое равновесие
Среднестатистический верховажанин практически не осведомлен о том, что минувшей весной традиционно сложившаяся за последние три с лишним десятилетия система организации автобусного обслуживания населения пережила серьезный кризис, реально грозивший транспортным коллапсом. Проще говоря, закрытием внутрирайонных социально значимых маршрутов. Последствия такого шага в первую очередь испытали бы на себе наиболее незащищенные в социальном отношении жители верховажской глубинки. Именно они в силу скромных доходов – основной контингент «бюджетных» рейсов, осуществляемых организованным, по всем правилам зарегистрированным, имеющим лицензию пассажироперевозчиком. Добавим, и плательщиком налогов в местную «казну».
Эстафетная палочка
Благо, что удалось предотвратить полный крах наработанной и востребованной системы автоперевозок. «Эстафетную палочку» у «Верховажье Авто» подхватил индивидуальный предприниматель Виктор Фоминский.
- Я проработал в этой структуре три десятка лет, изнутри знаю специфику и имеющиеся проблемы, - говорит Виктор Николаевич. - Для меня автопредприятие было как родное. Существовали варианты, куда уйти и где зарабатывать на жизнь после закрытия «Верховажье Авто». Либо к «частнику»-конкуренту, либо арендовать или выкупить автобус и «левачить» на свой страх и риск. Но как бы я после этого посмотрел в глаза своим коллегам-автобусникам, вместе с которыми плечом к плечу трудился столько времени? Вот и пришло решение попытаться сохранить то, что еще можно сохранить.
На сегодняшний день благодаря индивидуальному предпринимателю и коллективу его единомышленников в районе сохранены три внутрирайонных маршрута: на Н-Коленьгу, Пежму и Шелота. Более того, периодичность движения с двух раз увеличилась до трех. А коленгский автобус ходит даже четыре дня в неделю: по понедельникам, средам, пятницам и субботам. Плюс рейсы на город Вельск. Есть и еще пара позитивных моментов. Удалось, пусть и ненамного, повысить зарплату водителям, которая не знала прибавки последние четыре года. А стоимость проездных билетов на несколько рублей, но снизилась.
Проблемы по наследству
Впрочем, наивно было бы надеяться на то, что новое предприятие минуют все трудности и проблемы, которые привели к банкротству предшественника. Ведь ситуация на районном рынке услуг по перевозке пассажиров продолжает оставаться неоднозначной. И на настоящий момент – не особенно благоприятной для организованного перевозчика, несущего полную налоговую нагрузку и, мягко сказано, не обделенного «вниманием» контролирующих органов. Никуда не денешься – издержки конъюнктуры. И – происки недобросовестных конкурентов. Но об этом ниже, в отчете с «круглого стола», посвященного вопросам организации автобусных перевозок и недопустимости закрытия социально значимых маршрутов. Туда были приглашены представители власти, полиции и бизнеса, кровно заинтересованные в сохранении существующих гарантий на проезд жителей района, гипотетично говоря, из пункта А в пункт Б.
Открыл обсуждение глава района Геннадий Непомилуев:
- Да, ОАО «Верховажье Авто» ушло в историю, и с этим ничего не поделаешь. Но вряд ли население района сможет обойтись без услуг организованного пассажироперевозчика. Большое спасибо предпринимателю Виктору Фоминскому и его коллегам за то, что они взяли на себя ответственность за содержание внутрирайонных маршрутов, так нужных людям. К сожалению, районный бюджет не в состоянии финансово поддерживать автопредприятие. А ему очень нелегко выживать в условиях жесткой конкуренции со стороны частников, причем, конкуренции далеко не всегда добросовестной. По статистике, более четырех тысяч верховажан являются собственниками автомобилей. Но у остальных-то транспорта в личном пользовании нет. Поэтому автобусы как средство передвижения остаются востребованными. Другой вопрос, каким образом сделать автопредприятие рентабельным.
Игра без правил
По мнению руководителя муниципалитета, сейчас ситуация с пассажироперевозками в районе находится в состоянии «хрупкого равновесия». То есть сезонная активность путешествующих на общественном транспорте позволяет новому автопредприятию, что называется, сводить концы с концами. Даже несмотря на значительный отток потенциальных клиентов к частным извозчикам. Но это – временное явление. С окончанием лета наполняемость салонов автобусов неизбежно снизится, а, значит, придется в буквальном смысле слова бороться с конкурентами за каждого пассажира. Или – сложа руки ждать наступления краха?
Но как бороться, если «правила игры» заведомо не выполняются? Если конкуренты изначально находятся в более выгодных условиях? На равных основаниях можно конкурировать лишь с тем, что реально существует в природе. А частные извозчики, называющие себя «бомбилами», — это юридические фантомы, не числящиеся ни в каких реестрах. Вроде бы их нет, но они есть. И, пользуясь большей мобильностью и нестесненностью жестким графиком движения, с успехом «уводят» клиентов прямо из-под носа.
«Дикий» рынок
Тактика проста и вместе с тем эффективна. Зная расписание, нелегалы за 10-15 минут до отправления или прохождения автобуса через промежуточный пункт подъезжают к автобусной же остановке и берут на борт пассажиров – потенциальных клиентов официального пассажироперевозчика. Подобный «частный извоз» практикуется на всех трех внутрирайонных маршрутах. Причем, очень активно. Автобусники знают своих конкурентов практически наперечет. По их оценке, только в Чушевицах имеется как минимум четыре-пять машин-«леваков», водители которых регулярно «залезают в карман» автопредприятию. На автодороге Н-Коленьга-Верховажье для «снятия сливок» «бомбилы» облюбовали Н-Кулое, Север, Слободу. То есть населенные пункты, где имеются павильоны для ожидания автотранспорта. В общем итоге количество пассажиров, «пролетающих» мимо кассы легального перевозчика, исчисляется несколькими десятками каждый автобусный день. Умножьте эту цифру на среднюю стоимость билета в 100 рублей, и будет примерно понятен наносимый нелегалами убыток.
«Ну и что в этом плохого, рынок есть рынок», - скажет, прочитав эти строки, иной подписчик «ВВ».
- Это «дикий» рынок! - возмущается Виктор Фоминский. - Как говорит мой давный знакомый-коллега, пассажиров перевозить — не огурцами-помидорами торговать. Это огромная ответственность, и заниматься этим должны профессионалы, специально подготовленные и обученные люди. Наши водители имеют соответствующую квалификацию, значительный стаж работы на автобусном транспорте. Они постоянно проходят предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотры. Техника дважды в год проходит технический осмотр. Предусмотрено обязательное страхование пассажиров. Скажите, у кого еще из наших конкурентов соблюдены все эти необходимые условия для обеспечения безопасности людей при перевозке?
- Фактически то, чем занимаются таксисты-нелегалы, можно квалифицировать как незаконная предпринимательская деятельность, - считает Геннадий Непомилуев. – Официальную регистрацию имеет только один перевозчик – в Шелотах. А «бомбилы» есть на всех автобусных маршрутах. Я считаю, что полиция должна вмешаться и навести в этом деле порядок. Для начала взять всех нелегалов на заметку, а затем начать принимать к ним пре-
дусмотренные законом меры.
Заместитель начальника полиции по охране общественного порядка Александр Ивашевский пообещал, что сотрудники органов правопорядка проведут рейды по выявлению таксистов, занимающихся незаконной предпринимательской деятельностью.
Бабушкинский эксперимент
Речь вовсе не идет о том, чтобы «запретить и не пущать». Смысл планирующихся действий – в переводе бизнеса пассажироперевозок на законные «рельсы». Процесс этот уже запущен в крупных городах, где организованные перевозчики постепенно вытесняют нелегалов. То есть предполагается, что таксисты должны нести не только налоговую нагрузку, но и социальную ответственность за пассажиров. Конкуренция должна быть, но конкуренция равноправная.
Если все оставить так, как есть, то имеется риск повторения «бабушкинского варианта». В этом районе пассажиры стали жертвами жлобского, иначе не назовешь, эксперимента, последствия которого тамошние власти не могут «расхлебать» по сей день.
Пара частников решила монополизировать бизнес по перевозке земляков в областной центр. Но для этого понадобилось устранить конкурента – местное автопредприятие. Начали с заманивания клиентов – резко снизили стоимость проезда. Естественно, большая часть клиентуры переметнулась к ним. Что вынудило организованного перевозчика уйти с рынка услуг. Идиллия длилась недолго. Убедившись в том, что достигли своего, частники взвинтили цены до заоблачных высот. Обманутые пассажиры сейчас жалуются во все инстанции, но переиграть назад крайне сложно. Нетрудно спрогнозировать, что и у нас, сойди с дистанции организованный перевозчик, цены неизбежно будут диктовать нелегалы. В отличие от автобусников, которые не вправе самостоятельно повышать проездную плату, их в этом отношении не контролирует никто.
Кстати, если все пойдет как планируется, Виктор Фоминский намерен расширять спектр услуг и вернуть имевшуюся у «Верховажье Авто» материально-техническую базу. Отремонтированный автобус «ЛиАЗ» будет работать на заказ. А автогаражи намечается выкупить у нынешнего владельца.
«Новая» автостанция?
Еще один важный вопрос обсуждался на заседании «круглого стола» - где подыскать замену утраченному зданию автостанции? Летом еще ладно, но осенью и зимой пассажирам в обязательном порядке нужна крыша над головой. Впрочем, особого выбора попросту нет.
Глава администрации Верховажского сельского поселения Анатолий Малыгин предложил наиболее оптимальный вариант: приспособить под зал ожидания нижний этаж здания, где «квартируют» «РемСтрой», магазин «Нива» и другие организации. Это оправдано и с точки зрения безопасности людей. Из «новой» автостанции пассажиры пойдут на посадку к бывшей автостанции по пешеходному переходу.
Владимир Басов.