Анна Нечаевская: "Без падений взлетов не бывает"

30.08.2019

С Анной Нечаевской мы встретились в детском оздоровительном лагере "Дружба", куда она пришла поздравить ребят с открытием третьей смены. К слову, в свое время будущая спортсменка сама не раз проводила здесь свои летние каникулы

Пословица «Готовь сани летом, а телегу – зимой» вполне применима и для спорта. К примеру, лыжного. Ведь летом спортсмены-любители, а уж тем более профессионалы, вкладывают в тренировочный процесс не меньше усилий чем зимой. Наша землячка, бронзовый призер Олимпиады 2018 года Анна Нечаевская об этом знает не понаслышке. В первой половине августа в перерывах между летними сборами она на несколько дней приехала погостить на малую родину. «ВВ» встретился со спортсменкой, чтобы узнать о впечатлениях минувшего сезона и подготовке к будущему.

 

Тренер – главный помощник

– Аня, очень радостно видеть тебя не только на экране телевизоров во время гонок, но и вот так, вживую. Расскажи, пожалуйста, немного о прошедшем сезоне. 

– В целом все хорошо, но, признаться честно, настрой местами был разный. Порой приходилось себя буквально настраивать на нужный лад. Причина, наверное, в некоторых изменениях. После Олимпиады я стала тренироваться в команде Егора Сорина (Егор Сорин – тренер сборной России по лыжным гонкам у юниоров – ред.). Новый тренер, новые тренировки – все было здорово! Но в итоге, возможно, мы просто с ним немного не сошлись характерами. В нашей группе набрана молодежь, а я была самой старшей. И естественно, когда мне нужно было выезжать на этапы, Егор оставался с командой, а я ехала одна. Конечно, без тренерского пригляда я не осталась – Егор договорился с Маркусом Крамером (Маркус Крамер – тренер взрослой сборной России по лыжным гонкам  – ред.), и я примкнула к их команде. 

– Как тебя там приняли?

– Да, было непросто без своего тренера, но Маркус очень спокойно отреагировал и принял меня под свое тренерское крыло. А вот некоторые ребята стали немного «кусаться». Напрямую что-то редко говорилось, но различные шуточки и подколы в свой адрес приходилось слышать, и не раз.  Но ничего, со временем притерлись друг к другу. Да и я старалась особо не реагировать на это, не растрачивать свою энергию. Понимала, что это не моя команда, но знала, что Маркус был не против, поэтому просто делала свое дело. 

– Но сейчас ведь ты в его команде?

– Да. Я еще в предыдущий сезон хотела тренироваться у Маркуса Крамера, но Егор сказал мне, что там, с более опытными спортсменами, мне будет тяжело и что лучше еще повариться в этой «каше», тренируясь у него. Но позже я узнала Маркуса поближе. Это очень внимательный наставник, хороший психолог, который каждому пытается уделить внимание, каждому помочь, дать какие-то рекомендации и советы. Любой, наверное,  плохо реагирует, когда на него кричат. Я в таких ситуациях могу даже сделать что-то наперекор. Так бывало, к примеру, с Егором. А Маркус все спокойно и грамотно объясняет, говоря: «Ты – взрослый человек, профессионал своего дела, сама должна понимать, что тебе нужно». И ты как-то живешь с этой мыслью, что действительно все это нужно тебе, а не тренеру. А тренер – это твой главный помощник, твой друг. 

Перед Чемпионатом мира подошла узнать, будет ли возможность попасть в команду, поскольку понимаю, что мне необходимо тянуться вверх и вперед, тренироваться с сильными спортсменами. Маркус ответил, что будет рад видеть меня. И в апреле на тренерском совете, когда шло распределение, я окончательно оказалась в его команде.

– Уже почувствовала разницу?

– Да. Несмотря на то, что суть тренировок примерно одинаковая, подача и выполнение отличаются. В том числе и по интенсивности. Даже если судить по прошедшему июльскому сбору, то разница в 600 километров. Больше занимаемся и по времени. К примеру, в Норвегии, мы тренировались на болотах, бегали пятичасовой кросс на 44 км по пересеченной местности, были длительные походы. А один раз встретили на тренировке в лесу медведя. Нам составили маршрут, но не проверили его. Сначала мы попали на три болота, а потом кто-то из девчонок говорит: «Смотрите, какая большая куропатка». Подбежав поближе поняли, что это не куропатка, а медвежонок. А раз так, то значит, где-то рядом должна быть и медведица. Признаться честно, в тот момент немного растерялись. Хорошо, что с собой был телефон. Стали искать связь, кричали, аукали. Потом навстречу нам пошел человек из нашей команды, позже, смеясь и со словами «Stupid russian girls» («глупые русские девчонки» – ред.), вышел и Маркус. В общем – и весело, и тяжело, но одновременно и очень интересно. 

28 февраля 2019 года Аня Нечаевская в составе сборной России завоевала бронзовую медаль в эстафете на чемпионате Мира по лыжным гонкам в Зеефельде

 

Поддержка близких – один из факторов успеха

– Аня, твоя жизнь после Олимпиады изменилась? Ощутила это? Внимания, наверное, стало больше?

– Да, внимания прибавилось, но, признаться честно, я до сих пор как-то неловко себя чувствую, смущаюсь немного. Но с другой стороны мне это и приятно. Особенно, когда люди пишут, интересуются по тренировкам, экипировке, спрашивают совета. Что-то я могу, конечно, рассказать, но в некоторых вопросах я не компетентна, ведь я не тренер. 

– Наверное, среди всех обращений есть не только положительные комментарии? Как справляешься с «негативом»?

– Конечно, комментарии бывают разные. Настоящий шквал негативных отзывов посыпался на меня после моего падения на Кубке мира в Бейтостолене, где я бежала завершающий этап в эстафете. Это было по-настоящему тяжело. Самое неприятное, наверное, то, что писали в основном взрослые мужчины и женщины, у которых есть свои дети и внуки. Мне и самой было ужасно обидно и стыдно за то падение. И прежде всего перед девчонками по команде, что подвела их. Но девочки успокоили меня, сказав, что с каждым могло такое случиться и что это для нас всех урок и тренировка, а вот на приближающемся Чемпионате мира ошибиться будет никак нельзя. Маркус тоже отнесся к этому адекватно – да, обидно, да, было, но с кем не бывает! Забыли и идем дальше! Конечно, поддержали и мои близкие – родители, муж Никита. Сейчас все это уже легче вспоминать, но тогда я серьезно переживала. Наверное, и правда, без падений не бывает и взлетов. 

– Поддержка близких – это дорого для тебя?

– Безусловно. Это один из факторов моего успеха в спорте. С мамой мы всегда «на телефоне». А Никита зачастую со мной и на соревнованиях. Хотя я иногда прошу, чтобы он не приезжал, поскольку в эти моменты мне нужна другая, скажем, более суровая, как кулаком по столу, поддержка, которую мне может дать тренер, помощник команды. Я понимаю, что могу дать слабину в настрое, эмоциях когда рядом родные, ведь знаю, что они могут меня защитить и пожалеть. Но с другой стороны, конечно, хорошо, когда вместе с тобой есть свой человек. От этого становится как-то спокойнее. 

 

Малая родина всегда в сердце

– Аня, когда удается приехать домой, чем занимаешься в Верховажье?

– Несмотря на перерыв в сборах, отдыха у нас нет. Тренировки, пусть и в облегченном виде, продолжаются. Есть четкий план, которому мы следуем и за который отчитываемся наставнику. А вообще, время между сборами летит очень быстро, поэтому стараешься максимально больше побыть с родными, отдохнуть, встретиться с друзьями, настроиться на новый сезон. 

– Какие планы, кстати, на него?

– С 12 августа мы будем на подготовительных сборах в горах Швейцарии. Затем Тюмень, где ждет летнее первенство – роллеры и кросс, после – в Германию на соревнования и тестирование, в Москву – на тестирование и медосмотр, потом в Австрии – экипировка и выход на снег, дом и все – уезжаем в сезон. Этот год считается неким «пропускным», поскольку крупные соревнования – Чемпионат мира и Олимпиада – будут в 2021 и в 2022 годах. В этом – главными испытаниями станут этапы Кубка мира и Тур де Ски. 

– Уже настраиваешь себя к Олимпиаде?

– Конечно, это масштабное мероприятие, к которому нужно готовиться последовательно, выкладываясь по максимуму на каждой тренировке, на каждом выступлении. Естественно, хочется медаль и в личном зачете, поэтому предолимпийское четырехлетие нужно провести без расслаблений. 

– Следующие зимние Олимпийские игры пройдут в Пекине в 2022 году. Тебе к этому моменту будет 30 лет? Уже задумываешься о будущем вне спорта?

– Честно, пока даже не думаю всерьез об этом. Некоторые спортсменки отлично бегают и в 35 лет, и старше. К примеру, со мной на этапе была финка, которой вообще 40 лет, и она собирается стартовать на следующей Олимпиаде. Поэтому без спорта я себя пока не мыслю.

– Аня, мы желаем тебе хороших сборов, крепкого здоровья, удачи в новом сезоне! И помни, что Верховажье гордится тобой!

– Большое спасибо! Это очень приятно и дорого для меня! Правда! Я тоже слежу за жизнью родного Верховажья в соцсетях. Порой после тяжелого тренировочного дня хватает сил только поболтать с родными и посмотреть в новостной ленте, что происходит у друзей, знакомых, порадоваться за кого-то. Ну и конечно, приветы с малой родины получать всегда приятно. Это большая эмоциональная подпитка для меня. 

Ольга ГУЛИНА. Фото автора и с сайта olympteka.ru

"Верховажский вестник" №64 за 23 августа 2019 года

Поделиться
Комментарии (1)
06.09.2019 в 10:55 Гость написал:

...

Свежий номер