"Храм величавый святага Николы..."

29.08.2014

Никольский храм в Олюшине.

 О трагичной истории разрушенных храмов начали говорить лишь в конце прошлого века. В его середине на развалины церквей смотрели молча — принимали это как данность. А если и сокрушались, то чаще люди старшего поколения, которые когда-то стояли на службах в белокаменных. Но и те, кто никогда не видели церковную службу и «живого» батюшки, в глубине сердца чувствовали, что утеряно что-то очень большое и важное. О Боге же вспоминали очень редко, в самые трудные минуты жизни. Они и наступили в последнем десятилетии двадцатого века: разор, разгул насилия и агрессии, нищета, кабала... Очумевшие от всего этого люди стали искать спасения, в том числе и духовного. А оно было рядом: почти в каждом сельсовете сохранились, хотя и разрушенные, поруганные церкви. Они и сейчас стоят. Многие уже с куполами и крестами, и службы в них идут, и батюшки приезжают…

 

Под лежачий камень...

Никольскую церковь в Олюшине начали восстанавливать в 2002 году по предложению и с участием отца Георгия Осипова. Первый и значительный взнос на восстановительные работы сделала Лия Валентиновна Онищенко, уроженка олюшинской земли, проживающая в г. Магадан. На ее деньги храм очистили от цемента и всевозможного мусора, накопившегося за те годы, пока его использовали не по назначению. В последнее время в нем хранили газовые баллоны. 

В 2004 году А.В. Лыскова, глава Олюшинского сельского поселения, решила возобновить работы по восстановлению Никольской церкви. Позвонила А.С. Горохову, земляку-олюшинцу, а сейчас верховажскому предпринимателю, мол, помоги, чем можешь. Александр Сергеевич ответил: «Сам давно думаю об этом. Помогу, ведь мой дед пел в церковном хоре».

Приехав в родную деревню, он вместе с Антониной Валентиновной посмотрел, какие работы нужно произвести в первую очередь. Решили начать с кровли. Крышу перекрывал Евгений Черепанов с местными мужчинами. Затем Александр Сергеевич закупил кирпич, цемент, и вскоре были выложены заново выбитые стены, башенки на крыше. А вокруг церкви посадили березки. На посадку деревьев собрались стар и млад.

Пришла очередь вставлять оконные и дверные блоки, рамы и двери. Решетки на окнах чудом уцелели, их просто покрасили. Самая сложная работа — изготовление купола. Александр Сергеевич нашел жестянщика — Александра Анатольевича Кротова, свозил его в Санкт-Петербург, посмотреть, как и что нужно делать.

И свершилось: перед Троицей установили на храме купол и крест. С ювелирной работой справились местные умельцы. Сделали это Михаил Юрьевич Колотушкин и Альберт Дмитриевич Лысков с помощью нанятого специального крана. Хотя об установке купола и креста не объявляли, народу около церкви собралось много.

Пришли прихожане и на службы, которые проводил настоятель храма Успения Божией Матери с. Верховажье, священник Александр Мухорин в Ильин день и в Преображение Господне.

Но это еще далеко не все, что нужно сделать. Необходимо установить на церкви башенки и перекрыть крышу. А пока ее закроют баннерами, которые пообещал привезти Игорь Сергеевич Кузьминский.

Обо всем этом мне рассказала организатор работ по восстановлению Никольской церкви Антонина Валентиновна Лыскова. Более 10 лет она самоотверженно занимается этим делом. Помогает ей староста Галина Филипповна Муллагалиева.

- Антонина Валентиновна, в восстановление храма огромные средства вложил Александр Сергеевич, а местные жители несут пожертвования?

- У людей разное отношение к церкви. Иные при встрече говорят, что, мол, я не хожу в храм, так зачем мне и деньги давать. Другие рады внести свою лепту. В последний мой «поход» по деревням собрала 33 тысячи 350 рублей. Всем, кто подает деньги на восстановление церкви, большое спасибо. Особая благодарность Клавдии Кузьминской. Она живет в Вологде, приезжала в родные края в гости, пожертвовала на храм 10 тысяч рублей. Изготовление купола и креста — работы дорогостоящие, низкий поклон Александру Сергеевичу за все. Я думаю, его дед, который пел в церковном хоре, будь жив, гордился бы внуком. А мы рады, что у нас есть такой замечательный земляк!

Антонина Валентина родом из Нижнекулоя. Но олюшинская земля давно стала для нее родной. Она приехала в Олюшино в 1975 году и работала продавцом. Она интересная собеседница, хорошая хозяйка и огородница. Четыре созыва избирали ее олюшинцы сельской главой. Беспокойной души человек, она сделала много добрых дел, будучи хозяйкой поселения. Вот и восстановлением храма «заболела». Поэтому, наверное, и находятся люди, которые помогают ей в этом благом деле.
 


Герой нашего времени

Кто не слышал нынче слов о том, что люди нынче измельчали, утратили нравственность, забыли, что такое добро и любовь, перестали помогать друг другу, отгородившись собственным благополучием, и т.д.? Я думаю, многим приходилось не только слышать, но и произносить их. 

А вот о том, что есть среди нас герои нашего времени, говорим очень редко. А они есть! Только не спешите скептически улыбаться. И один из них — Александр Сергеевич Горохов. Да, да, тот самый, который давно живет в нашем селе и считает себя обыкновенным человеком. Он и правда очень скромный. Но герой. Кто такой герой? На мой взгляд, это, в первую очередь, тот, кто жертвует ради общего блага. Жертвует своим временем, своими деньгами ради друга, родителей, семьи, прохожих, земляков, своего села, родины. Вот и Александр Сергеевич жертвует своим временем и деньгами для восстановления Никольской церкви в Олюшине, на своей малой родине. И деньгами немалыми. Если на пять крестов потрачено 450 тысяч рублей, то купол обошелся еще дороже. Значит, затраты перевалили за миллион. А ведь у него семья, дети и внуки, деньги-то есть куда деть.

Я спросила, как к его расходам на восстановление храма относится жена, Валентина Клавдиевна? На что получила ответ, что очень спокойно, с пониманием, и во всем поддерживает мужа.

Поддержка семьи Александру Сергеевичу еще потребуется. К весне нужно сделать четыре купола. А помогут в этом Геннадий Николаевич Кушев и упомянутый выше Александр Анатольевич Кротов. Купола и кресты изготовят из дорогостоящего металла, нитрат-титана, с гарантией на 50 лет.

Рассказал Александр Сергеевич и о своих родителях, Ольге Григорьевне и Сергее Васильевиче. Это были простые сельские труженики, но с твердым внутренним стержнем. Сами жили по правде, по совести, этому учили и своих детей. Дед Александра Сергеевича — Василий Малофеевич Горохов — участник Первой мировой войны, за храбрость награжден двумя Георгиевскими крестами, был командиром отделения. Пока воевал, потерял всю семью, умерли пять его детей и жена. Вернулся и начал жизнь заново. Выстоять в житейских бурях ему помогла вера. А сейчас его внук Александр делает очень многое для спасения своей и его души. Да и наших тоже. Помоги ему, Господи, и подай!

Нина Юренская. Фото автора.

 

* * *
Где-то широкая, где-то и узкая
К храму дорога. Где боль, где печаль.
Храм величавый святага Николы
Тянет кресты в поднебесную даль.

Ты испытал на земле этой многое:
Был и поруган, порою гоним.
Шел в нашем мире тернистой дорогою
К вере Господней и к детям своим.

Золотом пусть купола не покрытые,
И жемчугов не увидел твой крест.
Верой великой, святою молитвою
Ты освещаешь крестьянский окрест.

Скромно дорожка идёт к твоей паперти,
Березы зелёные дарят елей.
Место иконы святой Божьей Матери,
Место молитвы и веры твоей.

Храму покоя святой Богородицы,
Тихой обители — низкий поклон.
Кто-то помолится, низко поклонится,
Свечку зажжет у скорбящих икон.

Эта обитель для всех православная,
Каждый здесь нужен, и каждый здесь свой.
Вам прочитают молитву за здравие,
Время придёт — и канон на покой.

Где-то широкая, где-то и узкая
К вере дорога. Где боль, где печаль.
Храм величавый святага Николы
Тянет кресты в поднебесную даль.
Петр Черних
 

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер