История деревянной ступы
На встрече с участниками первого конкурса памяти нашего коллеги Валерия Сальникова, состоявшейся в редакции еще в середине мая, мы говорили и о том, что обязательно познакомим читателей "ВВ" с лучшими работами. Сегодня мы представляем вам рассказ Вероники Наумовой, теперь уже семиклассницы Верховажской средней школы, победившей в возрастной категории до 18 лет. Члены экспертной комиссии отметили не только искренность автора, но и то, что Вероника, использовав данные из различных источников, провела настоящее мини-исследование и поняла, как много интересного хранят в себе самые обыкновенные вещи, окружающие нас.
В эти пасхальные дни природа особенно чудесна. Она просыпается, расцветает, воздух полон свежести. Весенним утром приятно выйти на крылечко родного дома и полюбоваться красотой, которая меня окружает в любимом селе.
Вот лес, вот речка. Я бегу по мостику, впереди бабушкин дом, скоро я буду там, где ждут меня бабушка и дедушка. В такие моменты я особенно убеждаюсь в том, что этот мир создан Богом.
Человек в этом мире сам обустраивает свою жизнь. Он создаёт для себя все, что необходимо для жизни. Поэтому мир, в котором мы живем, делится на рукотворный и нерукотворный. Рукотворный мир создал человек. Всё, что сделал человек, это его культура, образ его жизни. Особенно интересно обращать внимание на те вещи, которые люди применяли в хозяйстве много лет назад. Когда смотришь на них или пользуешься ими, то невольно возвращаешься в те времена, когда хозяева этих предметов делали то же, что и мы. Словно включается машина времени.
В нашем классе на одном из уроков по Истокам мы получили необычное домашнее задание: найти в своём доме старинную вещь, узнать, кому она принадлежала, и описать её. Выполняя его, мы соприкоснулись с миром наших предков. Получились интересные открытия.
Кирилл Зобнин рассказал нам о старинной швейной машинке немецкой фирмы «Zinger», которая принадлежала его прабабушке Некрасовой Марии Михайловне. Она подарила машинку маме Кирилла. В те времена швейные машины были очень хорошего качества. Машинкой пользовались прабабушка, бабушка, мама и даже дядя Кирилла.
Илья Кудрин нашел старинную прялку. Ею пользовалась его прабабушка, которая жила в Санкт-Петербурге. Вместе с тетей, француженкой по национальности, она шила лайковые перчатки. И некоторое время работала прислугой у царского генерала. В её обязанности входила сервировка стола. Однажды ей даже довелось видеть царя Николая II
Таня Творилова показала старинное полотенце, которое вышила бабушка и украсила кружевами своей мамы (Таниной прабабушки).
Ваня Жигалов рассказал про щипцы для сахара, которыми пользовался его прадед.
В семье Стасика Кирилловского хранится икона Божией Матери. Она принадлежала его прабабушке Ступиной Глафире Васильевне. В 1943 году она овдовела. После войны стала швеей-надомницей. Семья Стасика не знает, когда точно появилась икона у прабабушки, но она была глубоко верующим человеком и большой труженицей.
А когда я выполняла домашнее задание по Истокам, то узнала, что в доме моих дедушки Василия и бабушки Маргариты Лобановых находится много интересных старинных вещей. Поначалу я не знала, на чем остановить выбор, потому что услышала про них много интересных историй. Но одна из них очень тронула моё сердце. Один простой предмет рассказал мне про сложный период в жизни моего дедушки Васи.
Мой дед, Лобанов Василий Иванович, родился в 1937 году в крестьянской семье, в деревне Берёзово В-Терменгского сельского совета Верховажского района. Его отец, Иван Иванович, пропал без вести в 1941 году. Детство деда пришлось на военное и послевоенное трудное время. Самыми голодными были 1946-1948 годы.
Его мама, моя прабабушка, воспитывала двоих сыновей одна. Чтобы прокормить семью, собирали клеверные шишки, траву, «черевушник», луговую траву, прошлогоднюю картошку, колоски после уборки. Собирали тайком, чтобы не заметил бригадир. Все сушили, а потом измельчали. Из этой смеси пекли лепешки. Для этого использовалась деревянная ступа.
Раньше я не обращала внимания на старую деревянную посуду, а теперь мне стало интересно узнать её историю. В Интернете я нашла справку. Оказывается, дерево служило нашим предкам основным материалом для строительства домов и дворцов, крепостей и храмов, изготовления предметов крестьянского быта (дуг, саней и т. д.) и посуды.
Токарное изготовление деревянной посуды было налажено ещё в далёком XII веке. При раскопках в Поволжье и Новгороде были найдены точёные деревянные миски. А при раскопках в Горьковской области нашли деревянные ложки с остатками краски, датированные X веком. Значит, уже в те далёкие времена деревянную посуду не только делали, но и украшали.
А у нас на Севере в XIX веке в каждом крестьянском доме можно было встретить берестяные корзины, лукошки для хлеба, налопаточники, короба, большие берестяные бутыли для хранения зерна, пестери, солоницы, лапти.
Из дерева делали обиходную посуду и утварь: корыта для теста, дежи, совки, бочки, жбаны, чаши, миски, солонцы, ложки и т. д. Делали из него и праздничную посуду: ставцы, резные блюда, ковши для медов и квасов, братины и т. д.
Я узнала что особое распространение получила долбленая посуда: ложки, ковши, корыта, ступки, толчеи, миски и блюда для рубки овощей и мяса.
Дедушкина ступа тоже выдолблена из цельного дерева. Она изготовлена очень давно, передавалась по наследству, В ней раньше измельчали пестом траву для домашних животных. У песта в середине выемка для руки, а внизу металлический наконечник. Дед Василий рассказал мне, как благодаря ступе они выжили в послевоенные годы.
Дедушке в то время было меньше 10 лет, но он уже измельчал траву в ступе. Дед хранит её, как память о голодном детстве.
Прослушав этот рассказ, я представила дедушку маленьким мальчиком, которому приходилось с малых лет испытывать такие трудности, ведь голод это большое испытание. До этого дедушка никогда не рассказывал мне о тех тяжелых временах, когда у детей не было сытной еды, красивых игрушек, нарядной одежды.
Я невольно представила себя на его месте и поду-
мала: «Смогла бы я всё это пережить?». Трудно сказать.
Сейчас другое время, другая страна, другая жизнь, и мы другие. Но у меня изменилось отношение к деду. К чувствам любви и душевной теплоты добавились ещё большее уважение и гордость за моего дедушку Васю. Появился интерес к тому времени, в котором прошло его детство. И самая обыкновенная деревянная ступа стала для меня «говорящей».
А еще я поняла, что старинные вещи, сделанные добрыми, трудолюбивыми руками наших предков, могут изменить представление о жизни, помогают задуматься о поступках, которые мы совершаем, а значит, влияют на наши души. Получается, что полезные вещи, вместе с рассказом о них, становятся нашим духовным наследием.
Историю о детстве дедушки Васи, которую «рассказала» мне деревянная ступа, я буду помнить всю жизнь. И передам эти знания и чувства своим будущим детям и внукам. Они очень дороги для меня, так как пережиты в сердцах моих близких.
Вероника Наумова
Ступа, ступка — сосуд, в котором размалывают или измельчают что-либо при помощи песта. Также в ступах могут растирать и смешивать вещества. В настоящее время ступки используются крайне редко, в основном в фармацевтике и химических исследованиях, причем изготовленные из различных материалов, кроме дерева. Ступы могут иметь различную форму и размеры, от неглубокой миски до высоких, более метра в высоту, ступ для размельчения зерна. Слово произошло от старого русского слова ступать — переставлять ногу с места на место.