Нужна ли спецоперация в культуре?
К такому вопросу мы подошли во время разговора участников ансамблей «Народный праздник» и «Радоница» с известным в России кинорежиссером Валерием Николаевичем Татаровым. Встреча состоялась 9 января 2024 года в с. Чушевицы, где мы участвовали в съемках документального фильма «О русской национальной культуре», т.е. традиционной культуре людей, проживающих на верховажской земле. Начинателем всего, что происходило в этот день и в последующие дни до 12 января 2024 года, выступил Феодосий Борисович Травин, который задумал и осуществил конный обоз с деревни Фомина Гора через Сметанино – Чушевицы – Антуфьеву Гору (Тотемский район) – Середское – Мосеево – Тотьма.
Как есть, так и будем снимать
Выехали на паре и одноконной упряжке двумя санными возками. В полдень были в Чушевицах, где и обоз, и наши коллективы оказались во внимании со стороны директора Чушевицкой школы, работников Дома культуры, местного сельхозпредприятия «Вага». Директор школы Анжелика Александровна Подгорних предоставила ночлег путникам. Директор Дома культуры Татьяна Владимировна Морозова отвела целый зал для проведения празднования Рождества Христова. Виталий Александрович и Ирина Николаевна Андреевы, руководители «Ваги», снабдили обоз сеном.
В ходе подготовки к съемках еще в конце прошлого года Валерий Татаров предупредил, чтобы ничего постановочного не было – ни концертов, ни показательных выступлений. «Как народ празднует Рождество Христово, святки, так и будем снимать то, что у вас есть», – сказал он. Поэтому и мы ничего не просили организовывать, кроме того, что сделали гостеприимные руководители чушевицких организаций для приема обоза и ансамблей.
Съемки начались с проезда обоза по селу Чушевицы, из местных жителей сел в обоз один мужчина, пел песни с Александром Михайловичем Келаревым и детским ансамблем «Ватага», очень ему благодарны за участие.
Засветло пошли по селу колядовать, дети из «Ватаги» вместе с А.М. Келаревым направились по одной улице, мы с липецкими девушками из «Радоницы» по другой. Зашли в дом, встретила Галина Бутусова. Пропели коляду, погадали, походили с «козой, хозяйка оказала большое гостеприимство, спела частушки, одарила колядовщиков, пригласила за стол. Мы пожелали ей «полон двор скота, ржи густой, намолотистой, быть хозяйке проворной, разворотистой»… и пошли в другой дом.
Нас приняла Надежда Николаевна Тесакова с дочерью, потом зашел муж Алексей. Наколядовали, пели, загадывали загадки, предлагали гадание на текущий год. Хозяева очень гостеприимны, радушны, щедры. Перед уходом пожелали хозяевам радости и добра, а дочерям удачного замужества и по семь детей. Липецкие девушки потом сходили еще к Александре Федоровне Сабадош, там тоже встретили колядовщиков очень радушно.
На соседней улице в центре Чушевиц все шло иначе. Подошли к первому дому, подъезжает хозяин, А.М. Келарев спрашивает разрешения поколядовать, тот вежливо отказал, показал на соседний дом: «К ним зайдите». Подходят к соседям, стучат, вышла женщина, тоже попросились поколядовать, развернулась и ушла… больше не вернулась. Третий и четвертый дома оказались «на клюшке». Зашли в магазин, поколядовали, продавец и покупатели отнеслись к колядовщикам благосклонно, одарили детишек. Редкие прохожие встречались на улицах Чушевиц, проходили мимо, не обращая внимания на одетых в национальные одежды людей, поющих коляду, с Вифлеемской звездой, с иконками и колокольчиками в руках.
Сели за стол праздновать Рождество Христово, пропели духовный стих после общей молитвы. Спели «Многая лета» гостю-режиссеру В.Н.Татарову, отцу семерых детей, пожелали здравия и благоденствия всей его семье. Как обычно, пропели «Вся компания хороша». Далее старинные песни, пежемская пляска и так до «Пора, гостюшки, со двора» под балалаечку.
Присутствовавший на празднике вологодский писатель, публицист Анатолий Константинович Ехалов также поддержал начинание Феодосия Травина, связанные с этим святочные гуляния, сказал, что будет проводить съемку приезда обоза в г. Тотьма.
Люди забыли пасхальную радость
Первый вопрос у Валерия Татарова к нам был такой – зачем вам вот эта езда на лошадях, народные гулянья, красивые наряды? Не удастся ответить коротко и односложно. Вспоминаю слова своей мамы о высказывании одного старика с моей родины – «Наступит время, когда в деревне не будет ни конского волоса, ни женского голоса». Таких деревень уже немало и у нас на верховажской земле.
Частичные ответы на вопрос Валерия Татарова мне пришли по телефону уже 10 января 2024 года. Первый звонок от Феодосия с дороги: «Выехали, встретили председателя, который нам помог, поприветствовали его, железные мужики, несмотря на мороз, едут на Тотьму!». Второй звонок от председателя Виталия Александровича: «Встретил ваших бородатых мужиков, помахали мне рукой, пожалел, что сдал своих лошадей, три было с жеребенком, надо бы держать»...
Встреча «Радоницы» и «Народного праздника» с В.Н. Татаровым
По народным гуляньям и нарядам тем более быстро и сжато говорить не получится. Начнем с Чушевиц, картина пестрая: в одном доме прием радость на радость, мы рады, нас привечают от души, в других – равнодушие, безразличие, на пустынных улицах ощущение одинокости у редких прохожих, уныние и отрешенность. Давняя отрешенность, разлука с памятью о родной традиции вызывает скуку, и, как следствие, уныние. Телевизор и случающиеся концерты со сцен местного ДК, видимо, не заполняют пустоту души от утраты живой песни, пляски, детской и юношеской игры, деревенских гуляний на праздниках. Жители села забыли повседневную радость жизни, пасхальную радость от ощущения присутствия Бога в сердце.
Заметно отличается праздничная, да и повседневная обстановка в Липках. По словам Надежды Федоровны Арсеньевой: «Нас ждут на колядки, обижаются, если мы к кому-то не зайдем». Да я и сам, когда работал, часто бывал и в деревне, и в коллективах, всегда отмечали и я, и мои сотрудники – в Липках самый веселый народ. Влияет ли Липецкий дом культуры на настроение липокур? Несомненно влияет, и вот почему. Участницы коллектива «Радоница» три раза в неделю ходят на репетиции много лет. Галина Веденская рассказывает: «Собираешься на репетицию, сразу настроение улучшается. Идешь с репетиции по деревне домой, радуешься». А ведь Галина Павловна не одна, расходятся в разные концы деревни, по пути встречают односельчан, делятся, хоть и мимолетно, своей радостью, хорошим настроением все участницы ансамбля.
Мне могут возразить – во многих деревнях при ДК есть народные хоры и тоже ходят на репетиции. Да, есть, но той радости и настроения надолго они не несут. Почему? Все просто – эти хоры исполняют авторские песни советских или российских композиторов на слова таких же поэтов. Авторы музыки и текстов часто представители иного народа, которые никогда не жили в русской культуре, не ощутили чувства и переживания нашего народа, они передают свои личные чувства (или бесчувственность), свой взгляд на жизнь, пытаются навязать нашему народу тексты и мелодии песен, которые соответствуют их национальному ритму, их волне и не настроены на волну нашего народа (по Л. Гумилеву).
Сами пели и плясали
Много раз мне приходилось видеть людей, выходящих из ДК с концерта, выражение лица меняется почти сразу после выхода за двери зрительного зала. Спустя некоторое время по дороге домой люди уже говорят о повседневных делах и заботах. Другое дело народная песня – ездил со своей сотрудницей в Кочевар, записывали четверу и кочеварские частушки под игру на хромках замечательных гармонистов Виталия Николаевича и Александра Ивановича Стуловых. Встречаю свою сотрудницу через несколько дней, она мне говорит: «До сих пор ощущаю радость и какую-то силу от пения и игры на гармошках, кажется, совсем недавно были, а уж сколько дней прошло, все еще весело».
Почему так происходит? Потому что это близко, что сама поплясала, потому что так пели ее родители, бабушки и дедушки и все поколения предков. Сто лет в России с момента объявления большевиками культурной революции министерство культуры борется с русской национальной традицией и культурой народа. Достигли «успехов», это ощущается не только в Чушевицах, других деревнях района, области, страны. Передача «Играй, гармонь», все малые и не очень малые народы выходят в национальном костюме, используют народные танцы, песни. Русские выходят в домкультуровском прикиде, с чем-то вроде снегурочки на голове, конечно же, без фартука и пояса, модных туфлях, часто все костюмы из одного большого тюка материи, ну и, конечно же, «народная» песня «Напилася я пьяная» или «Шумел камыш».
Нести не только субкультуру
В августе прошлого года пообщался на фестивале «Деревня – душа России» с чувашским ансамблем. Все видели их настоящие народные костюмы.
– Вы сами по себе или какое-то учреждение? – спросил я.
– Мы при Доме культуры, многие работают в ДК.
– Чем занимаетесь?
– Чувашской народной культурой, хотя директор Дома культуры русский, молодой парень.
– А еще чем, кроме чувашской культуры?
– Больше ничем, – последовал короткий ответ.
Возникает законный и наболевший вопрос – когда верховажские дома культуры (досуговые центры) будут заниматься народной культурой, а не нести народу только другую субкультуру?
Готовы ли люди, прежде всего дети, молодежь, вернуться в свою культуру? В декабре 2023 года втроем были в Верховажской школе в пятых классах. Ребята с удовольствием играют в национальные детские игры, пытаются плясать под гармошку, даже частушки попели, а на тальянке захотели научиться играть не только мальчики, но и девочки. Кто-то пробовал себя на балалайке, заходили более старшие ребята, тоже плясали. Ответ – дети готовы, нет предложения, школьная программа также не предусматривает русскую культуру. А.М. Келарев готов научить пению, игре на инструментах, народным играм, пляске, кадрили. Видимо, нужна совместная работа управления образования, школы и Центра традиционной народной культуры, чтобы проводить занятия в школе.
Феодосий Травин с единомышленниками осуществил конный Святочный обоз от деревни Фомина Гора до Тотьмы
В ДК – услуги за деньги
Набравшись впечатлений от Чушевиц, общения с верховажскими фольклорными коллективами, Валерий Татаров поделился своим опытом общения с теми, от кого в государстве российском зависит русская народная культура, и задал нам такой вопрос – нужна ли спецоперация в культуре?
Ответ очевиден и краток – нужна. Вопрос в другом – не опоздали ли? Напомню слова русского композитора М.П. Мусоргского – «Сначала исчезает традиционная народная культура, потом исчезает народ». Кто не слепой, видит – культура держится на маленьких островках в виде ансамблей, нескольких учебных заведениях культуры, где преподается традиция. Зато исчезновение русского народа идет полным ходом. Поэтому нужно начинать на местах – с детских садов, школы, сконцентрировать силы ЦТНК, музея и начать сотрудничать с управлением образования. Домам культуры перенять опыт малых народов.
Вот что писал наш вологодский писатель В.И. Белов – «Между сценой и зрителем огромная пропасть, в которую провалилась русская народная культура». В этом вся суть: народные хоры при ДК ориентированы на сцену, зритель только смотрит и слушает, сам не участвует.
Традиционная культура – это когда люди сами поют и пляшут, народ гуляет, проявляет себя через танец, частушку, песню, забаву в соответствии с содержанием народного праздника. Святки – это коляда, христославие. Масленица – конец поста, последние забавы, совсем другие песни. На Петров день – горочные гулянья, хороводы, а до того Троица, тоже хороводы, осенью – зажинки и т.д. Так народ радуется. А в ДК теперь Досуговые центры – предоставляют услугу за деньги. Русский народ перестал, разучился радоваться, народ заболел и исчезает.
Что мешает этим заняться сейчас и есть ли какие помехи? Да, есть – и в культурной среде тоже. В системе управления культурой остались люди, которых называют «пятая колонна», то есть те, кто откровенно действует против своей страны, подрывает ее изнутри. Они далеко не все убежали с началом СВО на Украине. Работают те же люди, которые пришли в административные органы управления. Эти люди привыкли делать только то, что указано «сверху», по-другому они уже и не могут, они везде – от министерств, департаментов в регионах и на местах. Президент страны объявил, что с принятием поправок к Конституции РФ в 2020 году Россия начала освобождаться от колониальной зависимости – да. Но в сознании людей осталось сформированное за десятилетия колониальное мышление. По телевизору говорят, что мы приобретаем как страна все больше суверенитета. А люди приобретают этот суверенитет? Есть ли сопротивление, достаточное для преодоления негативных последствий от деятельности «пятой колонны» и просто ошибочных решений? Поэтому и спецоперация нужна не только на Украине, но и в культуре, и в других сферах деятельности.
Вячеслав ЩУКИН. Фото со странички в «ВК» Валерия Татарова
«Верховажский вестник» №9 за 9 февраля 2024 года
Видео о путешествии обоза Феодосия Травина обозе от телеканала «Русский Север» можно посмотреть по ссылке.