Побывали в святых местах

30.08.2013

Наступило долгожданное 2 августа. Мы отправились в дальнюю дорогу в комфортабельном «Мерседесе». В пути никто не скучал: одни смотрели фильмы, другие дремали, третьи любовались мелькающими за окном деревеньками и городами, некоторые мысленно готовили себя к встрече со святыми местами. Валентина Константиновна Мальгина, учитель Верховажской средней школы, раскрыла перед нами «страницы» истории нашей многострадальной страны (смутное время, Иван Грозный, «кровавый путь»…).
Приехав в Печоры, мы заселились в паломническую гостиницу. Порядки в ней очень строгие, так как до границы с Эстонией всего полкилометра. «Мегафон» тут же прислал sms, приветствуя нас в Эстонии. Соответственно, и сообщения домой по мобильному оплачивались по международному тарифу.
Оставив лишние вещи в корпусе, дружно пошли пешком в монастырь, удивляясь по дороге богатому урожаю местных яблок, узеньким, мощеным улочкам, палисадникам, не таким, как у нас, домам…

И вот нашим восхищенным взглядам открылась прекрасная панорама на Успенский храм Псково-Печерского монастыря. Полюбовавшись чудесным видом, отправились в храм, где встретились с нашими земляками-верховажанами. Литургия прошла, как нам показалось, очень быстро, пока записки писали, к иконам прикладывались... Удивительно, народу было много, но никто никому не мешал.
А часы на колокольне уже показывали 10 утра, началась экскурсия. Инок-экскурсовод поинтересовался, что бы мы хотели посмотреть. Ответ был: «Всё. И даже большое поле за монастырем!» Буквально с первых шагов мы попали в «Богом зданные пещеры» (не рукотворные, природные). Поклонились, помолились многим инокам, мимо чьих надгробных плит проходили, а наш экскурсовод рассказывал об удивительной подвижнической жизни почивших отцов и братии. Нам показали «современное монашеское кладбище», тоже в пещере за дверью с большой иконой Божией Матери. Мы увидели множество гробов, лежащих один на другом. При этом никакого запаха тления. Не чудо ли?
Выйдя из пещер, мы вслед за иноком отправились в сад. И опять дивились богатому урожаю, огромным камням, спокойно разгуливающим между ними раненым вороненку и аистенку. Все протягивали к ним руки, пытались дотронуться до птиц. А они не улетали, не прерывали прогулку, нисколько не боясь бесконечной вереницы паломников. И кто-то мудро заметил: «Здесь все спасаются, не только люди, но и птицы». После экскурсии нам всем благословили по подарку от отца наместника — книгу «Врата небесные». Искренне поблагодарив экскурсовода, мы поспешили в Сретенский храм на молебен Божией Матери.

После молебна ни у кого не было усталости, несмотря на длинную дорогу, бессонную ночь и утро без завтрака. Все были бодры, счастливы чувствовать в душе мир и покой. Но послушание в монастыре превыше всего. Надо было спешить на обед. Вы не представляете, как вкусен может быть вермишелевый суп с черным хлебом и кабачковой икрой! Кому-то приглянулась греча все с той же кабачковой икрой. При желании гречу можно было кушать с постным маслом и сахарным песком. Не хитрая, но полезная еда.
После обеда, заглянув в свои комнаты, мы снова отправились в монастырь. Незаметно пролетело время…. В 20.40 возвратились в гостиницу, где нас ждал ужин.

Воскресенье, 4 августа, началось в 5.30. Нам предстояли исповедь, ранняя литургия, причастие... Получив благословение на дорогу, мы отправились в обратный путь. На часах 9.30, это-то и смущало, так рано, и домой… Поэтому по совету С.Н. Истомина решили съездить на природные водопады «12 апостолов».
Мы попали в чудесное место, где на разной высоте и из разных источников, с разной мощью и шумом низвергалась вода и, соединившись, текла дальше «рекой жизни» в озеро, на берегу которого стояло много палаток. Там, у стен средневековой крепости, собрались любители старины из разных городов России: в городе Изборске проходил Международный фестиваль военно-исторической реконструкции и средневековой культуры «Железный град». Вместо запланированного одного часа проходили два. Вот уж истинно «время лукаво».

Пока обменивались впечатлениями, угощали друг друга купленными местными яблоками и золотистой копченой рыбкой, на горизонте показался город Псков. Ну как не побывать в Псковского кремле! Приняли решение хоть одним глазком посмотреть, хоть проехать мимо… Но, оценив увиденное, не могли удержаться, чтобы не зайти в кремль. Поразили величие, мощь стен, башен и более всего Троицкий собор с уникальным иконостасом — его высота 40 метров. Стояли, молились и благодарили Бога за возможность прикоснуться к святыням.
Не хотелось расставаться с псковской землей, но пора возвращаться. Ведь нам предстоял долгий путь домой. Лишь около 21 часа мы подъехали к западной границе нашей области, Чагоде. Созвонившись с отцом Романом Подосеновым, на минуту заехали в гости повидать батюшку и матушку Екатерину. Поговорили, сфотографировались на память, тронулись дальше...
И вот мы в Верховажье. Расставались в ранний час в надежде на новую поездку. Люди разных возрастов покидали наш маленький автобус воодушевленными, веселыми, бодрыми, благодарными и, как мне показалось, чуть помолодевшими. Поистине – благодать святого места, общая молитва и очищение души и сердца, испрашивание помощи святых творят чудеса.