С Рождеством Христовым!
Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
В одном из тропарей, который поётся во время богослужений в преддверии праздника Рождества Христова, есть такие слова: «Христос раждается прежде падший восставити образ». Чей образ? Образ человека, который был сотворён по образу и подобию Божию, но в результате грехопадения наших прародителей получил страшное повреждение. И носителем этого повреждённого и искажённого образа теперь является каждый человек, рождающийся в этот мир. Возможно, что кто-то не согласится с этим утверждением. Но достаточно посмотреть на развитие событий от начала человеческой истории до сегодняшнего дня, чтобы увидеть эту повреждённость и эту искажённость. С одной стороны, каждый человек стремится сделать свою жизнь счастливой. С другой стороны вся человеческая история наполнена войнами, жуткими преступлениями, революциями, огромными человеческими жертвами. И как можно сопоставить стремление человека к счастью и такой страшный плод этого стремления?
Эрих Фромм, немецкий философ, так и сказал: «История человечества наполнена кровью». И этот исторический факт со всей силой свидетельствует о ненормальности человека в нынешнем его состоянии. А наши человеческие взаимоотношения разве нам не показывают всей глубины нашего падения? Вместо любви и доброжелательного отношения друг к другу часто они наполнены злобой, неприязнью, раздражением, гневом, завистью, осуждением и прочими греховными проявлениями порой даже внутри семьи, а тем более вне семейного очага. Очень хорошо эту нашу ненормальность выразил в своих стихах иеромонах Роман: «Сеем рожь, а косим лебеду, непрестанно ищем виноватых. Строим рай, а вертимся в аду, узнавая в ближнем супостата». С одной стороны, есть у нас понимание, что это плохо. С другой стороны, изменить что-то, увы, мы не в силах.
Вот и рождается Христос, чтобы исправить и исцелить этот искажённый, ненормальный, повреждённый, падший образ человека, носителями которого являемся все мы. И когда Господь вышел на общественное служение, то из Его Божественных уст люди услышали рецепт исправления падшего человеческого образа, услышали рецепт обретения простого человеческого счастья. А что такое счастье? У каждого человека представление об этом совершенно индивидуально, но имеет и много общего. Обычным и распространённым представлением о счастье является наличие материального достатка, определённого комфорта, возможность для развлечений и наслаждений. Но каждый раз, достигнув, кажется, желаемого уровня благосостояния и, удовлетворившись им на краткое время, человек начинает понимать, что имеющееся надоело и ему ещё чего-то хочется. И так на протяжении всей жизни, которая, кроме разочарований, постоянно омрачается греховными чувствами и проявлениями в результате выстраивания человеческих взаимоотношений, от которых мы все очень сильно страдаем. Кажется, человек на протяжении всей своей жизни стремится к счастью, но, увы, так этого счастье и не находит. А что же говорит о счастье Господь наш Иисус Христос? Однажды Его иудеи спросили о том, когда придёт Царство Божие, т.е. искомое и желаемое ими счастье, которое они представляли, как внешнее благоденствие и благополучие. Спаситель на этот вопрос ответил: «Не придёт Царство Божие приметным образом… Ибо Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21).
Оказывается, Царство Божие или искомое нами счастье находится внутри человека, а не вне его. А апостол Павел называет Царство Божие плодами Духа, которые он и перечисляет: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22). Представьте себе, что кто-то смог обрести эти дивные плоды, и у этого человека в сердце и в душе процветают любовь, мир, радость, покой. А если мир и любовь в душе, то мир и любовь воцаряется и в семье, и в рабочем коллективе, и во взаимоотношениях со всеми людьми. Какое это великое благо! Царство Божие внутри себя сможет обрести каждый человек, который вступит на путь христианской жизни, примет решение жить по заповедям Христовым, примет решение отказаться от жизни греховной, будет бороться, призывая на помощь Бога, со своими греховными страстями, проявлениями, чувствами, желаниями и будет приносить искреннее покаяние в совершённых грехах. О том, что такая жизнь и возможность обретения Царства Божия является реальностью, свидетельствует вся история христианства. Если мы обратимся к ней, то найдём множество людей, которые, вступив на путь христианской жизни, обрели в душе своей вышеперечисленные плоды Духа Святого, обрели внутри себя Царство Божие. Таким человеком, например, является преподобный Серафим Саровский, который каждого человека, в том числе и незнакомого ему, приветствовал: «Христос воскресе! Радость моя!» И такое обращение производило всегда очень сильное впечатление на душу и сердце человека, который, может быть, впервые в своей жизни услышал такие прекрасные слова, сказанные с любовью в его адрес. Дорогие мои, пусть родившийся ныне Спаситель мира каждому из нас поможет обрести любовь, радость, мир и покой в наших сердцах. Если мы потрудимся над собой, то наша жизнь с Божией помощью непременно изменится к лучшему, и мы все станем намного счастливей. Искренне желаю всем здравия душевного и телесного, благоденственного и мирного жития, а также всех благ от родившегося в мир Сына Божия. С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
Александр Мухорин, настоятель храма Успения Божией Матери с. Верховажья
"Верховажский вестник" №1 от 4 января 2019 года