Возрождение храмов – общее дело

19.07.2013

Возрождение храмов – общее дело

Из Москвы на Север — храмы возрождать

Всю прошлую неделю в Новой Деревне раздавался стук молотков и пил. Работы по восстановлению местной часовни начались 8 июля. Реставраторы — молодые московские волонтеры из объединения «Общее дело». Среди них — представители разных профессий: есть и программисты, и журналисты. Приехали кто на чем — кто на машине, кто на поезде. Каждый из них спланировал свой отпуск так, чтобы отправиться сюда. За свою работу ребята не получат денежного вознаграждения. И все это для того, чтобы не дать деревянной святыне исчезнуть с лица земли.
«Общее дело» было создано пять лет назад по благословению Преосвященнейшего Тихона, епископа Архангельского и Холмогорского, и протоиерея Дмитрия Смирнова, председателя Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами. Руководитель проекта — священник Алексий Яковлев.

И коммунисты  не всегда безбожники

Интересна предыстория проекта. Жена Алексия Яковлева, Татьяна Юшманова, - художница. В течение нескольких лет она училась в исторической мастерской профессора Ильи Сергеевича Глазунова под руководством Ивана Ильича Глазунова.
Часто Глазунов вывозил своих подопечных на пленэры. Одним из самых любимых мест для них была деревня Ворзогоры. И вот однажды матушка Татьяна, а тогда просто Танюшка, гуляя по деревне, услышала стук молотка. Оказалось, он доносится из старой колокольни. Девушка подошла ближе, зашла в храм и увидела, как старенький дедушка чинит крышу. Познакомились. Деда звали Александром. Как выяснилось, он даже не был крещен. Как истинного коммуниста, дедулю ранее не волновала судьба храмов. Влияние на него оказала супруга – уговаривала изо дня в день, чтобы пошел колокольню чинить. Мало-помалу ей удалось размягчить сердце мужа, и ему самому стало жаль старый храм. Вот и стал дедушка приходить каждый день — одну за другой досочки приколачивать. Вечерами в храме собиралась молодежь — выпить и побуянить. Досталось и деду Александру. Так ему пригрозили, что тот слег и несколько недель с постели не поднимался. Но потом очухался, начал в себя приходить. И вновь над Ворзогорами застучал его молоточек — еще смелее и громче.
Татьяна вызвалась помочь дедушке. Приходила каждый день в храм и таскала доски. После того как вернулась обратно в Москву, рассказала об этом мужу. На следующий год они уже приехали помогать вместе.
Так и возникла идея проекта — собирать неравнодушных людей и отправляться в экспедиции — возрождать деревянные храмы Севера.

За пять лет —  более 150 храмов

Вся работа проводится по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила. Высокую оценку деятельности проекта дал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
За пять лет проведено около 70 экспедиций, в ходе которых волонтеры исследовали более 150 храмов и часовен. В 85 проведены противоаварийные и консервационные работы. Три храма и три часовни восстановлены полностью. В экспедициях в основном принимают участие преподаватели, студенты и молодежь Сретенской и Николо-Угрешской семинарий, молодежь Подворья Оптиной Пустыни и многих других храмов Москвы. Координационный центр проекта находится при храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском.

За счет бабушек и волонтеров

Экспедиции в Верховажский район волонтеры совершают с 2009 года. Нынешний ее состав – восемь человек.
«Важно провести хотя бы противоаварийные работы: отремонтировать кровлю, закрыть окна, заменить сгнившие венцы в основании. Если сейчас этого не сделать, то часовня будет продолжать гнить и в скором времени исчезнет, - рассказал командир команды Никита Мелентьев. - Безвозвратно уже исчезли сотни северных деревянных храмов».
Материалы для ремонта были приобретены тут же, в Чушевицах. Кстати, крупных спонсоров у «Общего дела» нет вообще. Храмы восстанавливают «всем миром» — за счет пожертвований, бабушкиных пенсий и личных средств волонтеров.
Что интересно, по словам ребят, значительных сумм на противоаварийные работы не требуется. А перекрытая крыша позволит хотя бы остановить процесс разрушения, так как внутрь не будут попадать снег, вода и ветер.
Что касается Ильинской часовни, то ее техническое состояние на сегодняшний день очень тяжелое. Стены еще ничего, а вот завершение практически полностью утрачено. А ведь когда-то она была пятикупольной – об этом волонтеры узнали в процессе работы. Сама часовня небольшая — длиной чуть более девяти метров и шириной около шести. Стены обшиты тесом. Четверик завершается малым восьмериком. К четверику прирублена трапезная и притвор. Колокольня, возвышавшаяся над притвором, утрачена, венчания сломаны. Часовня входила в состав Чушевицкого прихода, закрыта была не позже 1930-х гг.

Общее дело — доброе дело

Практика показала, что визиты добровольцев в деревни не остаются без внимания. Часто волонтеров поддерживают местные жители. Как правило, после завершения экспедиции находятся неравнодушные люди, которые за храмами присматривают, а иногда и продолжают начатую работу.
Кстати, желающие оказать посильную помощь в работах по сохранению и восстановлению северных деревянных святынь могут принять участие в экспедициях проекта. На сайте www.obsheedelo.ru в разделе «Помощь проекту» можно заполнить анкету.
Несмотря на то, что в годы советской власти огромное количество храмов было сожжено, раскатано по бревнам, отдано под клубы, кинотеатры и склады, многие из них сохранились до наших дней. И сберечь очарование старины — дело, по крайней мере, доброе.


Алена Александрова.
Фото автора. 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер