• Главная
  • К истокам
  • Всем миром и с Божией помощью Храм Успения Божией Матери: история и современность

Всем миром и с Божией помощью Храм Успения Божией Матери: история и современность

12.04.2024

Храм Успения Божией Матери в селе Верховажье в настоящее время

 За последние несколько лет наше село претерпело значительные положительные изменения, благодаря различным проектам по благоустройству общественного пространства, которые были реализованы местной властью в недавнем прошлом. Эти значительные изменения коснулись в том числе и центра Верховажья, где была реконструирована Соборная площадь. Жители и гости села приняли эти изменения с воодушевлением и не раз высказывали свои положительные оценки. Действительно в центре села стало красиво. Но, к великому сожалению, пока остаётся без каких-то значительных изменений наш родной Верховажский Успенский собор, который с одной стороны является архитектурной доминантой, а с другой сегодня он предстаёт нашим взорам в своём усечённом облике без куполов и колокольни.

 

История строительства

Но даже будучи в таком состоянии наш храм производит сильное впечатление своей какой-то особой мощью и основательностью, своим особым статусом Дома Божия. Сегодня мы можем только поражаться благочестию, мудрости и умению наших предков, сумевших на свои средства без использования современной техники и современных технологий построить такой величественный собор. Храм Успения Божией Матери в Верховажье был одним из самых красивых храмов Вологодчины. И он в некотором смысле уникален по своей величественности. Подобных по своим размерам храмов на Вологодчине немного, а на территории Поважья и вовсе нет.

История строительства храмов в нашем селе неразрывно связана с его историей и уходит в глубину веков. Предания говорят о том, что на месте современного Верховажья в старину, примерно в XV в., уже существовал Пречистинский погост. Наименование погоста свидетельствует о том, что в то далёкое от нас время здесь уже был построен храм в честь Пречистой Божией Матери. Название храма и нашло свое отражение в наименовании погоста. Храмы в то время строились деревянные, но, тем не менее, большие и величественные.

В 1642 году после очередного пожара по благословению митрополита Новгородского Аффония в Верховажье была заложена новая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. «В закладном фундаменте полагается сто семьдесят углов и через десять лет созидается храм древней готической архитектуры – чудо древнего зодчества», – писал протоиерей Александр Шайтанов, служивший в Верховажском Успенском соборе в середине 19 века. Храм был построен высотой 35 сажень (примерно 75 метров). Вход в паперть был о двадцати шести ступенях. Из паперти был вход в широкую галерею, по которой можно было обойти вокруг храма.

Протоиерей Александр Шайтанов отмечает, что с началом XVIII века дух вольнодумства, охвативший многие пределы Российского государства, докатился и до Верховажья. Религиозный дух верховажских прихожан стал заметно хладеть. И как следствие «гнев Божий почасту, хоть и слегка, разряжался пред очию их». Имели место сильные бури и вихри, которые с лёгкостью срывали крыши церковные. Храмы Божии сгорели от молнии в июле 1741 года. В числе сгоревших храмов оказался и величественный храм Успения Божией Матери. Более того, стали умирать люди. Протоиерей Александр Шайтанов свидетельствует, что в период между первой и второй ревизией население Верховажья уменьшилось на 115 человек, такая утрата в населении для ХVIII века являлась очень значительной.

В 1741 году для совершения богослужений был построен деревянный храм в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца, но не на месте сгоревшего Успенского храма, а западнее его. В 1743 году было начато строительство деревянного теплого храма о двух апартаментах и четырёх престолах в честь пророка Божия Илии, архистратига Божия Михаила, свт. Афанасия и Кирилла Александрийских, а также в честь усекновения главы Иоанна Предтечи. Строительство продолжалось четыре года. Храма в честь Успения Божией Матери после трагического для храмов Верховажского посада 1741 года ещё построено не было. Но, тем не менее, в соответствии с Указом Императрицы Елизаветы Петровны и определения преосвященного Варсонофия, архиепископа Архангельского и Холмогорского, с 1753 года Верховажский Успенский храм стал называться соборным, а заказчик иерей Стефан Кочергин в 1754 году был произведен в протоиереи.

 

Каменный храм

Весной 1755 года по благословению архиепископа Архангельского и Холмогорского начинается строительство Успенской каменной церкви. Жители Верховажского посада с радостью жертвовали на постройку собора. Среди жертвователей были протоиерей Стефан Кочергин, диакон Василий Григорьевский, священник Прохор Макарьин, купец Иван Григорьевич Давыдов, купец Иосиф Стефанович Щекотов, купец Иван Афанасьевич Мартемьянов, купец Иван Иванович Бурмакин, крестьянин Григорий Нечаевский. Строительство Успенского собора продолжалось до 1765 года. 24 сентября 1765 года храм был освящен. Первым настоятелем и непосредственным участником строительства Успенского храма в Верховажском посаде был протоиерей Стефан Кочергин.

Храм Успения Божией Матери в селе Верховажье в начале XX века 

Успенский храм был холодным, поэтому в зимнее время в нём богослужение не совершалось. А деревянные храмы, которые были тёплыми, оказались весьма не вместительны. По этой причине верховажане поручили купцу Александру Давыдову испросить архипастырского благословения на постройку каменной теплой церкви в одной связи с колокольней. Прошение было удовлетворено. 15 июля 1773 года был получен указ преосвященного Антония, епископа Архангелогородского и Холмогорского о том, что с западной стороны Успенского храма необходимо пристроить трапезу с двумя приделами: справа – в честь Владимирской иконы Божией Матери, а слева – в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца. Кроме этого, преосвященный Антоний повелел устроить в колокольной стопе придел в честь трёх святителей. Архипастырский указ также повелевал находящуюся с западной стороны деревянную церковь в честь святителя Николая, которая мешала строительству, разобрать и употребить в соответствии с правилами. В сентябре 1773 года преосвященный Антоний был в Верховажском посаде, совершил освящение закладки тёплой церкви, и сам положил первый основной камень. Строительство продолжалось до 1785 года. 13 января 1779 года преосвященным Вениамином, епископом Архангелогородским и Холмогорским было совершено освящение придела в честь Владимирской иконы Божией Матери. Придел в честь святителя Николая Мирликийского был освящен в 1781 году по благословению епископа Вениамина духовенством Верховажского Успенского собора.

В 1798 году Верховажский Успенский собор принимает окончательный архитектурный вид. В этом году тщанием Верховажского купца Максима Михайловича Бурцева были приделаны фронтоны, четыре осьмерика и главы. Строился Успенский собор 43 года. Придел, расположенный в колокольной стопе, был освящён только в 1813 году в честь пророка Божия Илии. Высота каменной кладки колокольни составила 15 сажень (примерно 32 метра), купол со шпилем был высотой 12 сажень (примерно 26 метров). Общая высота колокольни составила 27 сажень (примерно 58 метров).

 

Верховажские святыни

Были в Верховажском Успенском соборе и свои всеми чтимые святыни:

Икона Успения Божией Матери очень древнего письма. Предание говорит о том, что когда икона в 1805 году была в Москве на реставрации, то узнали о ней старообрядцы и решили заполучить её. В начале давали за икону 2000 рублей. Но, получив отказ, решили отобрать икону разбойничьим способом. Но милостью Божией верховажанам удалось вывезти икону из Москвы без всякого вреда для неё.

Икона Божией Матери «Знамение». Она была очень древней и почиталась чудотворной, так как неоднократно замечали люди необыкновенный блеск от иконы. А верховажский купец Григорий Александрович Давыдов, будучи тяжело больным, даёт обещание украсить икону ризой, если выздоровеет. Он выздоровел и украсил данную икону среброкованой и позлащенной ризой.

Владимирская икона Божией Матери, которая находилась перед жертвенником в алтаре Владимирского придела. В июне 1847 года кто-то по беспечности забыл своевременно погасить местную свечу перед вышеназванной иконой. Через достаточно большой промежуток времени в храме почувствовали запах горелого. Заглянули в алтарь и увидели, что местная свеча вся практически прогорела и лежит на жертвеннике, пелена и срачица прогорели, а доска жертвенника совершенно не тронута огнем, даже не было признаков запаления.

Икона Спаса Нерукотворного, которая по преданию была домовой иконой преподобного Варлаама Важского и после него долго находилась в доме его потомков – Едемских. Вдова Едемская Наталья Григорьевна вступила во второй брак с верховажским торговым человеком Мининым Михаилом Тимофеевичем. От них и была передана данная икона в Верховажский Успенский собор. От этой иконы также были видимы знамения, как и от иконы Божией Матери «Знамение».

Икона трёх великомучениц: Варвары, Екатерины и Параскевы Пятницы. Перед этим образом жители Верховажского посада молились в 1848 году, испрашивая у великомученицы Варвары заступничества перед Богом, дабы Тот явил милость Свою и избавил верховажский народ от эпидемии холеры, которая уже унесла жизни нескольких жителей Верховажья. Молитва жителей Верховажского посада была услышана. Холера заступничеством великомученицы Варвары отступила.

К великому сожалению, эти святыни утрачены.

Прихожане Верховажского Успенского собора постоянно заботились о благоукрашении храма и с радостью жертвовали для этого свои средства. Одним из основных жертвователей был купец 1-й гильдии и почётный гражданин Рудаков Алексей Фёдорович. Особенно большой вклад он внёс, когда был церковным старостой с 1838 по 1845 год. Общая сумма пожертвований Рудакова А.Ф. составила 29757 рублей.

К середине XIX века население Верховажского посада возросло. В соответствии со «Списком населённых мест по сведениям 1859 года» в Верховажском Посаде проживало 513 человек мужского и женского пола. И уже в 70-е годы 19 века в зимний период времени в воскресные и праздничные дни в тёплом храме, где в настоящее время совершаются богослужения, все молящиеся не вмещались. Для большей вместимости в 1881 году было принято решение соединить холодный храм с тёплым и установить в холодном храме печи. Но печи давали мало тепла, в связи с чем микроклимат в холодное время года был очень неблагоприятным.

Митрополит Вологодский и Кирилловский Савва не раз за последние годы проводил богослужения в Верховажском храме. На фото – праздничный молебен 5 августа 2023 года. Фото Ольги Гулиной

 

К 150-летию храма

С целью решения этой проблемы, а также для осуществления ремонта храма, в 1900 году создаётся строительный комитет, в состав которого вошли 60 человек, представляющих все слои населения Верховажского посада. Строительный комитет принял решение устроить в храме паровое отопление, и это решение было осуществлено в 1902 году. Кроме этого, к 150-летию с начала строительства Успенского собора был проведён грандиозный ремонт храма. Произведены работы по расширению арки (прохода), соединяющей Успенский храм с приделами. Пол в Успенском храме и в алтаре устроили из метлахских плиток. Здесь же обновили иконостас, позолоту и живопись. Были проведены и ряд других работ. Общая стоимость ремонта вместе с устройством парового отопления составила 29 900 рублей. Ремонт был закончен в 1905 году. Храм буквально преобразился. В своей статье, посвященной 150-летию Успенского собора, протоиерей Алексий Беляев писал: «Высоко художественная живопись, обилие и блеск позолоты, прекрасно исполненные нежными красками с позолотою орнаменты – все это приковывает взоры и оставляет сильное впечатление». Освящение Успенского собора после ремонта совершил 19 ноября 1905 года настоятель протоиерей Александр Якубов в сослужении восемь священников и четверо диаконов.

 

Из храма – ДК

Недолго радовал жителей Верховажского посада обновленный Успенский собор своим величием и благолепием. После революции 1917 года начались гонения на Церковь. Сия участь не обошла и Верховажский Успенский собор. В 30-е годы ХХ века началось его разорение. Была обрушена колокольня, снесены купола. Церковная утварь и иконы были растащены. От былого величия и благолепия храма практически ничего не осталось. В советский период нашей истории здание храма использовалось как Дом культуры. В центральной части теплого храма был устроен кинозал, в правом приделе проводились танцы и дискотеки, а левый придел использовался в качестве спортивного зала. После постройки нового Дома культуры в Верховажье здание храма никем не использовалось и пришло в страшное запустение. Когда в 1991 году храм был передан воссозданному православному приходу, там во внутренних помещениях царила самая настоящая разруха.

 

Духовное возрождение

В 1992 году настоятелем храма Успения Божией Матери с. Верховажье был назначен протоиерей Георгий Осипов. Но его плечи и легла нелёгкая забота о возрождении богослужебной деятельности в храме и духовной жизни в селе. В первые годы богослужения совершались в неподготовленных для этого помещениях, в которых зимой было холодно. Но милостью Божией под умелым руководством отца Георгия силами прихожан и добровольных помощников храм постепенно обустраивался и становился всё более пригодным для совершения богослужений. К 200-летию храма в 1998 году был проделан значительный ремонт, который преобразил его. Теплая его часть, где раньше располагались приделы, стала пригодной для полноценной богослужебной и литургической жизни. Внутреннее убранство храма после ремонта в 1998 году остаётся практически без изменений и в настоящее время. В 2007-2008 годах на храме была заменена кровля, а фасады подремонтированы и покрашены. В 2010 году произошло историческое событие: были установлены два купола и храм Успения Божией Матери после многолетнего перерыва вновь стали венчать православные кресты. В настоящее время храм живёт полноценной приходской жизнью: регулярно совершаются богослужения, работает воскресная школа, проводятся пастырские беседы, организовываются паломнические поездки и прочее.

Сделано для восстановления былого благолепия храма много, но сделать нужно ещё больше. По-прежнему в запустении находится холодный храм, нет на нём куполов, нет на храме величественной колокольни, не воссозданы и приделы. Сейчас идёт сбор денежных средств на создание проектно-сметной документации с целью дальнейшего восстановления нашего храма. Я думаю, что при активном участии жителей нашего села, всем миром с помощью Божией нам удастся восстановить Верховажский Успенский собор в первозданном величественном и благолепном виде.

Протоиерей Александр Мухорин

 

Эскиз восстановления первоначального облика Успенского храма

 

В тему

Дорогие братья и сестры!

Сердечно благодарю всех за ваши пожертвования. По состоянию на 1 апреля 2024 года на расчётный счёт поступило 1 414 000 рублей.

 Для того, чтобы началась разработка проектно-сметной документации по восстановлению нашего храма, необходимо собрать 2 031 000 рублей. Полная стоимость проектных работ составляет 6 770 000 рублей.

Прошу вас оказать посильную помощь в разработке проектно-сметной документации и последующих ремонтно-восстановительных работах. Сделать пожертвования можно:

 – непосредственно на расчётный счёт храма, используя приложение «Сбербанк онлайн». В приложение необходимо выбрать функцию «ПЛАТЁЖ ПО РЕКВИЗИТАМ»:

Местная православная религиозная организация Приход храма Успения Божией Матери с. Верховажье Вологодской области Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

ИНН 3505001450 КПП 350501001

162300, Вологодская область, с. Верховажье, ул. Октябрьская, д.1.

БАНК – «Отделение № 8638 Сбербанка России г. Вологда»
г. Вологда.

Расчётный счёт

40703810612000000044

БИК 041909644

Кор. Счёт

30101810900000000644

 – на расчётный счёт храма с помощью QR-кода;

 – на карту Сбербанка 63900212 9004303806 на имя «Александр Михайлович М» с пометкой «На храм».

О всех жертвователях в нашем храме совершается молитва!

 

«Верховажский вестник» №27 за 12 апреля 2024 года

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер