• Главная
  • Культура
  • Единственный в России. В Шелотах прошёл IV международный фестиваль деревенского кино "Печка"

Единственный в России. В Шелотах прошёл IV международный фестиваль деревенского кино "Печка"

23.08.2024

На показе одного из конкурсных фильмов – "Король бакланов" (реж. Дарья Разумникова) зал был полон

 В дни фестиваля с 15 по 18 августа традиционно программа была насыщенна разнообразными мастер-классами, выступлением музыкальных коллективов, кинопоказами, песнями и хороводами, а также вечерними посиделками на веранде, которые погрузили гостей фестиваля в атмосферу деревни.

 

Всё началось с «Вани»

Давайте напомним, как родилась эта прекрасная идея, которая на протяжении уже четырёх лет собирает людей из разных уголков России и других стран в этом удивительно красивом месте – на севере Вологодской области. 

«Началось всё с того, что зимой 2020 года руководитель режиссёрской мастерской Николай Котяш и старший научный сотрудник института географии РАН, специалист по географии сельской местности Ксения Аверкиева приехали в Верховажский район вместе со своими студентами в экспедицию по деревням русского севера, – поделилась с «ВВ» руководитель некоммерческой организации «Центр развития культуры, образования и туризма «Братчина» Светлана Степанова. – Участники экспедиции знакомились с природой нашего округа и его жителями. Я тогда помогла организовать их пребывание. Они объездили все поселения – Липки, Морозово, Чушевицы, Нижне-Кулое и т.д.

И из материалов, отснятых здесь, у них родился документальный фильм «Душа Севера» – собирательный портрет жителей Русского Севера. Мы тогда и познакомились с Николаем, а среди его студентов была девушка Екатерина Павлюкова. Она так же, как и я заразилась и заболела Шелотами, ей здесь очень понравилось, поэтому она вновь сюда приехала и сняла здесь свою курсовую работу – короткометражный игровой фильм «Ваня». В нём снимались наши местные жители. Я тогда Кате и сказала, что премьера фильма должна состояться в Шелотах. После этого я уехала в Санкт-Петербург и там встретилась с Колей (Николай Котяш – прим. авт.), рассказала ему о фильме, а он предложил организовать кинофестиваль. Естественно, я согласилась, ведь такого ещё ни у кого и нигде не было. И вот наш первый фестиваль деревенского кино «Печка» прошёл впервые в 2021 году»

Почему фестиваль назвали «Печка»? Премьера фильма «Душа Севера» состоялась в лектории Русского географического общества в Москве и сопровождалась онлайн-трансляцией, которую жители деревни Шелота смотрели прямо на русской печке. Так и родилась идея названия для фестиваля деревенского кино.

«За все четыре года мы лишь один раз в 2022 году выиграли Президентский грант на реализацию кинофестиваля, ­– продолжила рассказ Светлана Степанова. – За счёт тех средств мы купили экран, проектор и всё необходимое оборудование для проведения фестиваля, которым до сих пор пользуемся. К сожалению, все остальные года фестиваль проходил у нас на энтузиазме. И вы знаете, хорошо, что команда у нас сформирована с первого дня – это Кирилл Трушков, Александр Александров, Борис Драгилёв, Николай Котяш, Ксения Аверкиева, Анжелина Карелина. Они приезжали и за деньги, и бесплатно, но не оставляют нас, спасибо им за это.

Конечно, с каждым годом, мы наблюдаем за тем, как наш фестиваль развивается, где-то исправляем свои недочёты, делаем работу над ошибками, но очень рады, что у нас получилось создать уникальный в своём роде фестиваль в таком интересном формате и невероятном месте. Планов у нас много, стараемся писать проекты и выигрывать гранты, но всему своё время».

Открыл фестиваль по традиции шелотский ансамбль «Горенка»

В этом году деревню Шелота посетили жители Вологды, Санкт-Петербурга, Москвы, Вельска, ну и, конечно же, поддержать земляков приехали жители Верховажского округа. Кто-то приезжает с палатками на несколько дней, кто-то – одним днём, а другие располагаются на все дни фестиваля в гостевых домах, которые стоят в просторной и красивой по своей природе деревне Макаровская. Кстати, именно там и проходили основные гуляния фестиваля, в том числе обзорная экскурсия «Чудеса Шелотские», которую проводила Светлана Степанова. Веранда, которую построили по «Народному бюджету» в 2022 году придаёт некий шарм деревне и этому месту. Именно в ней проводят мастер-классы, устраивают показы фильмов с вечерними посиделками и красивым летним закатом. А в этом году некоммерческая организация «Братчина» написала проект под названием «Деревенский лофт «Веранда» и выиграла Президентский грант. На эти средства они построили летнюю кухню и обустроили её в атмосферном винтажном стиле, пространство украсили вещи ручной работы из дерева и керамики. 

 Светлана Степанова познакомила гостей с достопримечательностями и историями о шелотских чудесах

Девять зарубежных и семь российских

Теперь о самой программе фестиваля. В этом году он проходил на протяжении четырёх дней. В первый день был кинопоказ лучших фильмов фестиваля «Печка» за 2021-2023 гг. После чего традиционно открыл фестиваль музыкальный коллектив «Горенка». С приветственными словами выступили руководитель фестиваля Николай Котяш; географ, старший научный сотрудник института географии РАН, специалист по географии сельской местности и член жюри фестиваля Ксения Аверкиева; председатель Вологодского дома кино, член кинокомиссии Вологодской области Андрей Петровский. Завершился первый день выступлением камерного хора «Вдохновение» из Верховажья (рук. Ольга Шилова) и традиционными вечерними посиделками на летней веранде.

В этом году в конкурсную программу вошли 16 фильмов – девять зарубежных и семь российских.

«Второй год занимаясь отбором фильмов на фестиваль деревенского кино «Печка», я окидываю взглядом этот мир не посредством СМИ либо подчас поверхностных туристических путешествий, не дающих представление о проблемах, всем многообразии, глубинной истинной жизни той или иной страны, народа, – так начал свою речь один из членов команды фестиваля Александр Александров. – Я заглядываю в души сотен людей (героев фильмов, режиссеров, часто простых обычных людей) со всего мира и считаю, что прикасаюсь к сути. Пусть фильмы только в одной тематике деревни (хотя присылают часто «от балды» не по теме, и их тоже нередко смотрю), и режиссеры здесь не знаменитые мэтры, а порой даже непрофессионалы. Много фильмов в отборе из арабских стран. Немало их фильмов посвящено религии, женскому вопросу. Также были заявки из Индии, Китая. Эти фильмы в основном медитативные, медленные по ритму, особенно китайские. Также китайские фильмы можно отметить какой-то чистотой, нет пошлости, похоти, почти без насилия. Это вообще касается всех вышеперечисленных. Среди индийских, пакистанских фильмов много работ по теме экологии, о проблеме мусора.

В западных работах помимо здоровых и нормальных традиционно появляется насилие, зомби и т.д., либо просто какие-то инфантильные вещи. У американцев попадалось много какой-то странной ерунды, одна работа интересная, сердечная, но не по теме. Французы отличаются разнообразием. Есть хорошие, есть «бесшабашные», есть просто трэш, есть сильно авторские, никому непонятные. В итоге из западных фильмов взяли один условно английский (у режиссера, похоже, арабское имя), еще один условно испанский (т.к. режиссер из Непала, и фильм как раз о путешествии режиссера на родину в Непал). Запомнился один итальянский экспериментальный фильм, где главным героем является 400-летний дуб, который как бы рассказывает нам обо всех событиях, которые происходили вокруг него от эпохи Возрождения до настоящего времени. Но он не вошел в программу.

Больше всего прислали заявок из Ирана, более 130! Иранцы больше всего порадовали и по сюжетам, героям уникальным, и по красивой картинке, и по аутентичности. Были, правда, и довольно мрачные фильмы, и стесненные религиозными рамками. Взяли всего две работы, но я бы взял еще одну третью.

Что касается российских работ. Совершенно не беря во внимание некую пропаганду или другие штампы, наши работы или наши люди, конечно, отличаются широтой взглядов, внутреннего мира, душевностью, истинной свободой. Считаю, что это объективно. И возможностей у нас для любого развития явно больше, чем где-либо, в какой-либо другой стране».

Второй и третий день были наполнены различными мастер-классами, такими как «Сторителлинг – как научиться интересно рассказывать истории», гончарный мастер-класс и комедийная импровизация, театральный «Доверие. Эмоции. Движение», мастер-класс «Каллиграфия. По мотивам мезенской росписи», беседами, экскурсиями и, конечно же, показами конкурсных фильмов.

Мастер-класс «Каллиграфия. По мотивам мезенской росписи» провела Наталья Сухорукова

«Мне хотелось показать людям, что такое каллиграфия вообще, насколько она интересна и как её можно применить в нашей жизни. Это на самом деле очень интересный процесс, который помогает расслабиться после тяжёлого дня, – поделилась с «ВВ» владелица студии каллиграфии в Череповце Наталья Сухорукова. – Каллиграфия – это искусство письма, где задействована работа руки и мозга. С помощью таких необычных изображений – экспрессивных и одновременно гармоничных писем-картин – авторы могут выразить свои эмоции, продемонстрировать свой стиль и при этом в доступной форме передать информацию.

 

Фильм снимали в Шелотах

Вечером этого же дня на сцене Шелотского дома культуры актриса, режиссёр, сценарист и композитор Анжелина Карелина показала импровизационный спектакль. Говоря об этой талантливой девушке, хочется уделить внимание её фильму. Предпремьерный показ рабочей версии которого, кстати, состоялся в последний день фестиваля. Кроме того, отсняли его в Шелотах, а в создании этой работы приняли участие наши земляки.

«Идея снять фильм в Шелотах у меня возникла два года назад, когда я впервые попала на фестиваль деревенского кино «Печка», – рассказала Анжелина Карелина. – Я до этого никогда не была в деревне. Родилась в Санкт-Петербурге и всю свою жизнь живу в городе, да и бабушки мои жили в городах, поэтому опыта ездить в детстве к бабушке в деревню у меня не было. Когда я впервые оказалась в Шелотах, меня поразила эта красота, тишина, спокойствие и умиротворение. А приехать на фестиваль я вызвалась сама, как только узнала о его существовании. Николай Котяш, его директор, предложил провести мастер-класс по импровизации и сыграть моноспектакль (это постановка с участием одного актёра).

На мастер-классе, кстати, я и познакомилась с Иваном Черепановым, который впоследствии сыграл главную мужскую роль в моём фильме. Я сразу отметила в нём кинематографическую внешность и очень подвижную внутреннюю органику.

На самом фестивале, когда я смотрела фильмы о деревенской жизни, мне показалось, что большинство из них какие-то мрачные, тёмные, грустные и про себя подумала, почему же нет светлых, добрых и вдохновляющих фильмов про деревню? Именно в этот момент мне пришла идея снять именно такое кино, доброе, легкое, и, может, даже весёлое, которое я бы сама с удовольствием посмотрела. Поэтому, когда пришло время уезжать, я уже точно знала, что скоро вернусь и сниму в Шелотах фильм.

Уехав, я меньше чем за месяц написала историю конкретно под эти шикарные локации и под людей, с которыми я познакомилась. В фильме приняли участие Светлана Степанова, музыкальный ансамбль «Горенка», Надежда Макаровская, Иван Черепанов, Алексей Тебнев. Главную женскую роль я решила сыграть сама. Оператором выступил Андрей Петровский, в 2022 году он был председателем жюри. Фильм снимался без какого-либо бюджета, всё было на личном творческом интересе и энтузиазме всех участников процесса. Андрей занимался у нас и светом, и звуком на площадке, ещё и успевал всё это снимать. Я же режиссировала и играла. Некоторые диалоги рождались прямо на площадке, импровизационно, а какие-то были заранее прописаны в сценарии.

Сам фильм я задумывала как притчу об очищении человеческой души. Конечно, он о любви и о том, как деревня может поменять человека. Фильм я назвала «Печка». Так же, как и называется фестиваль. Получается, что я являюсь в этом проекте автором идеи, сценария, исполнительницей главной роли, режиссёром и продюсером.

Теперь что касается той версии фильма, которую увидели зрители. К сожалению, так получилось, что оператор, с которым я познакомилась на фестивале и который снял фильм, сам вызвался его смонтировать, и по итогу это всё затянулось на два года – это прям моя боль, если честно. Невозможно оказалось довести фильм до того варианта, каким я его задумала, с человеком, который меня абсолютно не слышит, игнорирует мои правки и монтирует по своему усмотрению.

По итогу мне пришлось показать на фестивале рабочую версию того, что смонтировал он, и некоторые сцены были им сокращены так, что из них ушёл весь смысл и логика диалогов. Конечно, я буду теперь переделывать и перемонтировать фильм сама, чтобы сделать таким, каким он мной и задумывался.

Мне хотелось бы выразить огромную благодарность всем, кто причастен к этому фестивалю и к моему фильму. Было также приятно слышать после показа слова благодарности и добрые впечатления зрителей. А Светлана Степанова сказала, что благодаря моему фильму им впервые удалось привлечь внимание к фестивалю и местных жителей, потому что в основном на показы приезжали люди из других городов, а мой фильм собрал полный зал жителей Шелот и окрестностей. Мне кажется, это явно показатель того, что, несмотря на все трудности, нужно идти к своим целям и достигать их».

Завершился фестиваль выступлением ВИА «Ешки-Матрешки» и показом лучших фильмов прошлого года. А вечером на Троицкой поляне музыкальный коллектив «Радоница» из Липок устроил для жителей и гостей деревни хороводы.

Ангелина Оника. Фото автора

 

Комментарий

Юлия Кашинцева, выпускница Верховажской школы, студентка первого курса ННГУ:

– «Печка» – очень уютное и душевное мероприятие, где собирается комьюнити интересных людей, ценящих искусство. Я была на этом кинофестивале второй раз. Нам показывали как документальные, так и игровые фильмы на разные темы. Больше всего мне понравилась трогательная и эмоциональная работа Овеза Нарлиева «Астрахань», в которой рассказывается про молодого стендап-комика, отправляющегося после ссоры с отцом к бабушке в Астраханскую область. Он находит там любовь и вдохновение, проводит время с семьей.

Фильмы режиссеров из других стран тоже замечательные, благодаря ним знакомишься с культурой и традициями народов из разных уголков планеты. Особенно запомнились работы Юсефа Джафари «Игла» и Мехди Заманпура Киасри «Вода, ветер, пыль и хлеб» про трудную жизнь детей в Иране. Приятно, что эти сильные и трогательные картины стали победителями фестиваля. Из других активностей мне понравился моноспектакль Бориса Драгилева «Почуковщина. Зажги солнце в сердце!», было весело как детям, так и взрослым.

У «Печки» очень удачное место проведения. В Шелотах красивая природа, чувствуется атмосфера русской деревни. Искренне благодарю организаторов за этот фестиваль и надеюсь приехать туда еще не раз.

На показе одного из конкурсных фильмов – «Король бакланов» (реж. Дарья Разумникова) зал был полон

 

В продолжение темы

Победители IV Международного фестиваля деревенского кино «Печка-2024»

Гран-При: «Вода, ветер, пыль и хлеб», реж. Махди Заманпур Киасари (Иран)

Лучший игровой фильм: «Игла», реж. Юсеф Джафари (Иран)

Лучший документальный фильм: «И завтра Джурджевдан», реж. Предраг Тодорович (Сербия)

Специальный приз жюри: «Нигез (Дом)», реж. Фарзана Утарбаева (Россия)

Приз зрителей: «Астрахань», реж. Овез Нарлиев (Россия)

Дипломы жюри:

«Останки», реж. Дханрадж Баркот (Испания) – за раскрытие темы возвращения к корням;

«Чоткар», реж. Денис Шаблий (Россия) – за популяризацию народной марийской культуры;

«Высокогорный учитель», реж. Антон Никонов (Россия) – за выбор героя.

 

«Верховажский вестник» №62 за 23 августа 2024 года

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер