Натуральный продукт

21.08.2013

Натуральный продукт

И, знаете, отметил такой факт: практически ничего не изменилось. Аллея-2013 мало отличалась от своей «предшественницы» образца 2010 года. Как в плане ассортимента предлагаемой продукции мастеров народного творчества и деревенских кулинаров и пивоваров, так и в оформлении самих торговых рядов. Разве что за малым исключением. Впрочем, вовсе не считаю это недостатком или недоработкой организаторов. Неизменность, преемственность, здоровый консерватизм изначально был присущ людям сельской глубинки. Так стоит ли что-то резко менять в налаженном за более чем десять лет процессе в угоду сомнительной сиюминутной выгоде и получению положительных отзывов от начальства?
А где пресловутые «изюминки», спросит читатель. Отвечу: как же без них! Отмечались тонкими ценителями старины, присутствовавшими в основной массе покупателей. С другой стороны, клиент пошел нынче придирчивый, если не сказать, пресыщенный. Благо конкуренция со стороны иногородних мастеров на ярмарке ежегодно бывает достаточно жесткой. Изобилие предлагаемых изделий просто поражает. И все же местные, непривозные товары, может быть, лишенные внешнего лоска, не в пример практичней.

Невольно стал свидетелем символичного разговора между немолодой супружеской парой явно из приезжих. Мужчина приценивался к плетеной корзине, красовавшейся, по-моему, в коленгском торговом ряду. Женщина же тащила его за руку, мол, на центральной улице за углом «лукошки» гораздо красивее и изысканней. И совсем немногим дороже. Но мужчина проявил твердость, купив изделие деревенской выделки, прокомментировав свое решение словами: «Аня, там лак да морилка, а тут материал натуральный, прямо из леса, без всякой химии». В общем, понимай: не все то золото, что блестит.

Но это так, к слову. Как обычно, в Аллее было раздолье для любителей домашней выпечки. Фактически каждое сельское поселение выставило в своих торговых рядах массу всяческой свежей кулинарной продукции, исключительно аппетитной на вид, с манящим запахом. А рядом дымил самовар (как вариант – термос) с кипятком, и можно было сделать заказ на заварку чая на любой вкус. В выгодном положении оказались кулинары из поселка Каменка, разместившие свои «лотки» прямо у входа в Аллею — не обойдешь, все равно попробуешь «лесопунктовские» пироги с разной начинкой, шаньги, блины и плюшки.
Чем дальше, тем больше соблазнов. Плюс к выпечке — соленья и варенья свежего сбора. Привлекали внимание соленые рыжики, которыми торговали на прилавках Морозовского и других сельских поселений. А уж благодаря необычайно щедрому лесному урожаю выбор белых и красных грибов выходил далеко за рамки традиционного.
Покупатели хорошо разбирали приготовленную разными способами рыбу всяких пород, в том числе «приплывшего» с Белого озера копченого леща и судака. Наблюдался спрос на разнообразные мясные изыски. Кстати, Липки так и назвали свою «съедобную» экспозицию «обжорной ряд». Хотя вместе с выпечкой к чаю здесь вполне к месту соседствовали и изделия мастеров декоративно-прикладного творчества: тканые половики, варежки, коврики, куклы…
Морозово представило массу мелкой сувенирной продукции, особым вниманием пользовались обереги. Шелотяне, наряду с другим товаром, торговали фасованной в пакетики местной белой глиной, по словам продавцов, отлично помогающей при заболеваниях суставов. В ходу также были разнообразные «молодильные» травки.
На мой взгляд, несколько ниже, чем раньше, был спрос на деревенское пиво. Помню, бывало, брали литрами, а теперь лишь дегустировали стаканчиками. Зато настойчиво спрашивали медовуху, но продавцы только разводили руками…

Еще один момент. Что явно подросло, так уровень рекламы. Пусть это и было предусмотрено программой – сельские поселения по договоренности предъявляли свои «визитные карточки». Мне лично больше других понравилась Терменьга. Видимо, сказался опыт, накопленный при разработке туристического маршрута. Добавлю еще одну выигрышную деталь. Абсолютное большинство продавцов было облачено в наряды «под старину», что казалось более чем уместным для такого мероприятия.
Владимир Басов. Фото автора.

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер