Резные "Сказки Севера". Выставка объединения "Триглавъ" открылась в Верховажском Доме художника

Открытие выставки прошло 3 февраля в Доме художника имени В.А. Михалёва. На ней представлены авторские работы участников сотворческого объединения «Мастерская Триглавъ» – народного мастера России, члена Союза художников России Михаила Кутепова из г. Череповец, мастера народных промыслов Вологодской области Владимира Арсеньева из Липок Верховажского округа и его сына, мастера художественной резьбы по дереву Олега Арсеньева из г. Вологда. Слияние мужской энергии и силы воплотились в экспозицию, где посетители погрузились в настоящую сказку.
«Без цели в жизни смысла нет»
Экскурсия по выставке началась с рассказа мастеров о том, как начался их путь, что их вдохновляет, с какими инструментами они предпочитают работать, а также они поделились планами и историями из своей творческой жизни.
– Деревом я занимаюсь очень давно, – говорит Владимир Арсеньев. – Жизнь заставила стать столяром. По образованию я работник культуры. Когда мы с супругой начинали совместную жизнь, нам не хватало денег на проживание, пришлось как-то выкручиваться. Мне всегда интересно было делать что-то своими руками. Я купил себе самые необходимые инструменты и стал делать мебель из дерева. Начал со стенок небольших, в основном работал с заводскими материалами, даже фанера приходила ко мне уже готовой. Со временем я втянулся и стал сам склеивать столешницы и изготавливать настоящую авторскую мебель, которую делал от и до своими руками. Молодым ребятам сейчас легко, зашёл в интернет и всю нужную информацию просмотрел, а когда я начинал, интернета не было. Но у меня были хорошие мастера-наставники, такие как Владимир Колотилов. Я к нему ходил в соседнюю деревню и перенимал опыт. Интерес мой к этому делу возрастал, и я стал уже делать шкафы, кухни. Научился также резать стекло и начал применять его в своём деле. В начале 2000-х годов на мои работы был большой спрос, так как в магазинах не было столько мебели, как сейчас.

Владимир Арсеньев
Со временем я начал заниматься резьбой по дереву. Познакомился с опытными мастерами. Стал учиться у них, а где-то и в интернете находил информацию. Но уже тогда я понял, что не люблю повторяться. Мне нравится, когда одна работа не похожа на другую. Я стремлюсь совершенствоваться. Меня всё время тянет на что-то новое, хочется расти и повышать уровень своих знаний. Думаю, что у меня всё ещё впереди. Один из мастеров в нашем объединении – Михаил Кутепов, удостоен звания «Народный мастер России», и, скажу откровенно и честно – я также хочу добиться этого звания. Это моя цель, а как мы все знаем, без цели в жизни смысла нет.
«Главное для художника – насмотренность»
– Я начну со слов своего любимого писателя, нашего земляка и классика русской деревенской прозы Василия Ивановича Белова, – начал свой рассказ Олег Арсеньев. – На моём пути меня не только отец и Михаил Анатольевич Кутепов вдохновляли, но и Василий Иванович: «Деревянные игрушки хороши своей первозданной силой, естественной природной красотой, простым ритмом грубых, но в то же время мягких линий. Попробуйте сгладить их до идеально ровной поверхности, вырезать больше причудливых узоров – и сразу пропадает всё очарование. В чуть кривой, природной форме крепкого ствола, из которого слажена поделка, ещё струятся жизненные силы, и, притронувшись к ним, мы словно ощущаем их трепетный поток. Трудно отвести взгляд от богатой разнообразной текстуры дерева, пронизывающей жилками массив изделия. Чудесен тёплый цвет и тон дерева, доброго и надёжного, дублёного северными ветрами, насквозь пропитанного солнцем и теплом разгорячённых рабочих рук». Очень ёмко и красиво сказано про игрушку, да и в принципе про творение плотника.

Олег Арсеньев
Вы уже прогулялись по выставке и наверняка заметили, что у каждого мастера есть свой вкус и стиль. Стиль формируется из его внутренних качеств. Самое главное в жизни художника – насмотренность. Допустим, мой папа – столяр. Я всю жизнь видел, как он занимается этим делом, и в своих работах сейчас он делает всё очень тонко, искусно и уникально. Если посмотреть на мою серию под названием «Архаика», то можно увидеть грубость в работах. Мне ближе плотницкие традиции. Здесь в зале находится мой брат – Станислав Пивоваров, он плотник-реставратор деревянного зодчества. Мы с ним несколько лет ездили и занимались реставрацией домов, храмов, и меня вдохновляло это. Меня привлекает конь-охлупень своей массивностью и формой, поэтому и в своих работах я стараюсь отразить такой образ. Чаще всего я использую два инструмента – топор и нож, которым я дорезаю все основные моменты. И если вы посмотрите на все работы, увидите, что игрушки каждого мастера отличаются друг от друга своими формами и манерами. В какой-то степени нас это даже объединяет, я у них беру основу, как у мастеров старой школы, и переношу это на современность. Край у нас лесной, поэтому талантливых и опытных плотников у нас много. Я ездил в Псковскую область и обратил внимание на то, что там распространена каменная архитектура. Все нижние этажи домов построены из камня. У каждого края есть свой определённый стиль, но наш деревянный мне больше по душе.
О детских шедеврах и инструментах
Мастера познакомили гостей выставки с инструментами, благодаря которым получаются такие интересные и красивые игрушки. Оказывается, в своей работе они могут использовать не один топор, а два-три. Основным инструментом является нож для резьбы по дереву, они бывают разной формы и длины. Олег Арсеньев использует богородский нож. Часто применяют клюкарзу – это вид стамески с кольцевым краем, который используют для выполнения углублений на дереве (похожа на крюк). Также востребован инструмент ложкорез. Его используют для обработки древесины, в частности, для формирования ложек, чашек и других изделий с округлыми формами.
– В этом и есть мастерство русского плотника. Меньше инструментов, больше работ, – добавил Олег.
Творческое объединение «Мастерская Триглавъ» выделяет время и на работу с детьми. Зачастую его участники устраивают различные мастер-классы, где дети сами себе создают игрушки.
– Михаил Анатольевич – уникальный человек, – продолжил Олег Арсеньев. – В 80-х годах, работая директором школы в Бабушкинском районе, он разработал торцевую игрушку. Уникальность её в том, что с маленькими, шестилетними детьми мы работаем одним инструментом, и в 99% случаев никто не получает ран. При этом создаются детские шедевры. Иногда работаем с детьми и дистанционно, так как я физически не успеваю ездить во все города. У меня есть знакомая семья из Архангельской области, они к нам приезжали раза два, и их дети уже сами зарабатывают, изготавливая игрушки своими руками. Родители рассказывают, что они бегут из школы домой, чтобы побыстрее вырезать и расписать очередную игрушку, а потом выходят на ярмарку с лоточком, и люди раскупают их как горячие пирожки. Они мне как-то скидывали фотографии своих работ, так у них там уже целая деревня сделана из дерева.



Мастера в своих работах отдают предпочтение фигурам лошадей и людей
Мастера также планируют провести мастер-класс и в Верховажье, правда, дата проведения ещё неизвестна. Но интерес присутствующих на выставке детей был виден в их горящих глазах, как, в общем-то, и у взрослых.
Прославленный топор
Гости выставки также задали несколько вопросов мастерам. Один из них прозвучал от начальника Управления культуры и туризма Надежды Макаровской: «Расскажите нам, правда или миф, что топор Владимира Арсеньева был задействован при съёмках известного кинофильма?»
– Да, это действительно так, – поделился Владимир Арсеньев. – Я в своё время изготавливал очень много детских мечей. Причём у меня фишка была – делать мечи-кладенцы. Но так как я люблю разнообразие, решил делать не только мечи, но и топоры. Только не обычные, а старинные, скандинавские, украшенные резьбой. Внешне их даже было сложно отличить от настоящих. И вот мне из Пскова позвонил главный реконструктор и заказал несколько топоров и мечей.
– А на площадке, где проходили съёмки фильма «Холоп», я принимал участие в фестивале «Хельга» под Псковом (военно-исторический фестиваль реконструкции раннего средневековья), – добавил Олег Арсеньев. – Там они и увидели папины топоры и удивились тому, насколько они схожи с настоящими.
Также прозвучал вопрос о том, в каких городах можно ещё увидеть работы мастеров.
– В Москве, Пскове, Санкт-Петербурге и Вологде, – ответил Олег. – Есть ещё в планах устроить выставку в Китае. Я уже по этому поводу проводил переговоры, но дело в том, что там нужно, чтобы было более 120 работ, так как залы там большие. Но им очень интересна наша культура, поэтому мы будем стараться выходить и за пределы России.
Верховажье в миниатюре
Отдельно Владимир Арсеньев рассказал о своей серии фигурок деревенских жителей. Некоторые гости выставки даже сравнили эту деревянную деревеньку с селом Верховажьем и назвали имена односельчан, с которыми ассоциировался тот или иной деревянный человечек.
– Мне нравятся детальные работы. Пришла идея создать маленький сюжет, – рассказал мастер. – Первый называется «Пошла девка за водой». Необычная для деревни дама в обтягивающем платье привлекает внимание мужчин, а рядом, конечно же, осуждающим взглядом на неё смотрит бабушка. Согласитесь, привычная картина. Или вот, например, инсталляция как рыбачат мужчины. В каждой деревне ведь есть такие рыбаки. Я создал в этой работе несколько сюжетов, чтобы вам было интересней смотреть и ассоциировать этих персонажей с кем-то. Но, скажу вам, это ещё не конец, я хочу продолжить эту серию. На самом деле все персонажи не вымышлены, это реальные картины из жизни людей, которые я видел как лично, так и на старых фотографиях.

Деревянные фигурки деревенских жителей Владимира Арсеньева напоминают некоторых наших земляков
После презентации выставки некоторые посетители ещё лично поговорили с мастерами и более детально узнали об их работе и планах. Познакомиться с этой действительно уникальной и интересной выставкой можете и вы, ведь она продлится до 20 марта.
Вот как прокомментировали выставку гости:
Евгения Макарова, посетительница выставки:
– Меня очень впечатлила выставка «Сказки Севера», очаровала красотой работ мастеров. Это настоящие произведения искусства. Работы выполнены идеально, эстетично и изысканно. Каждая из них уникальна своей самобытностью и притягивает к себе. Умелые мастера своими руками обыкновенный кусочек дерева превратили в удивительный образ, вложили в него частичку души, кропотливого труда, терпения и художественного вкуса. Каждая работа нам близка и понятна, потому что несёт тепло, добро и красоту. Понимаешь, как мастер чувствует дерево, любит его и умеет с ним работать. Очень забавные персонажи Владимира Арсеньева. Он нашёл интересные образы для своих скульптур и композиций, передал характер, сельский уклад жизни, быт, культуру, традиции нашего северного края. Каждый его образ живёт! В деревянных изделиях Михаила Кутепова и Олега Арсеньева есть особое тепло, искренность, уют, старина… А главное, что я узнала из рассказов мастеров, – они делятся своими умениями и навыками с юными ребятами, проводят мастер-классы. Значит, будут новые мастера, талантливые умельцы! Чтоб оценить по достоинству уникальные работы, нужно всё увидеть своими глазами. Просто сходите и полюбуйтесь на чудесные работы из дерева – из тёплого и живого материала. Они не могут не радовать и не греть душу.
Наталья Шипицына, главный специалист Управления культуры и туризма:
– Выставку «Триглавъ» без преувеличения можно назвать долгожданной. Суровость Севера, рельефность дерева, краски и мотивы традиционной мезенской росписи сплетаются в былины и сказания, которые откликаются в душе. Работ хочется касаться – они живые. Искренне советую посетить выставку, а мастерам желаю не остыть к своему ремеслу, удовольствия от творчества, новых удивительных игрушек, которые пополнят коллекцию.
Ангелина ОНИКА. Фото автора
«Верховажский вестник» №11 за 19 февраля 2025 года





