• Главная
  • Образование
  • В ногу со временем. Верховажские школьники осваивают робототехнику и 3D-моделирование

В ногу со временем. Верховажские школьники осваивают робототехнику и 3D-моделирование

06.04.2018
Преподаватель Владимир Попов и ребята создают 3D-модель дома

Мы привыкли, что современные дети и подростки легко и быстро осваивают любую технику, не говоря уже о смартфонах и игровых приставках. Они без труда разберутся в новой компьютерной программе, правильно подсоединят проводки и нажмут нужные кнопки. Что тут скажешь, нашу жизнь все чаще упрощают гаджеты и другие полезные устройства. А еще нынешние школьники могут самостоятельно создавать роботов. И самое удивительное – здесь, в нашем небольшом селе.

 

«Полезные» роботы 

В Центре дополнительного образования детей, где действуют и спортивные секции, и творческие объединения для школьников, чуть меньше двух лет назад появился совершенно новый курс – робототехника. Сегодня, когда инновационные технологии буквально заполнили мир, а в наших домах появились умные холодильники и телевизоры, роботы-пылесосы, эти уроки становятся такими же обыденными, как и, к примеру, занятия шахматами или футболом. Познавать азы электроники верховажской детворе помогает Владимир Иванович Попов. 

На первых встречах ребята вместе со своим инструктором изучают электричество и его возможности. Они подключают светодиоды, работают с резисторами и датчиками движения. После курса теоретических основ занятия становятся сложнее, но интереснее. Следующий уровень – создание проектов. На этом этапе не обойтись без специальных наборов. Несколько ящиков с самыми разными элементами конструктора Lego превращаются в передвигающихся, светящихся и издающих звуки роботов. 

Чем станут кусочки пластмассы с кучей проводков и огоньков, ребята придумывают сами. Все зависит от их фантазии. Это машины, судна, самолеты. Однако чаще всего дети экспериментируют над созданием техники, которая принесет пользу обществу. Так в коллекции кружка «Робототехника» уже появилось несколько манипуляторов и робомобилей. 

Роботы, созданные на кружке

 

Своей первой работой, способной перемещаться и даже хватать предметы, очень гордится Айк Бабаян. «Это робот-рука, – рассказывает мальчик. – Без такой техники нельзя построить здание или добыть полезные ископаемые где-нибудь в недрах земли». 

3D-модели своими руками

Сейчас в списке маленьких ученых, а их уже смело можно так называть, насчитывается 12 ребят. Но под руководством Владимира Ивановича есть еще одна лаборатория, чья работа связана с электроникой и компьютерами. В ней занимается почти два десятка школьников. Что же могло заинтересовать детей больше, чем роботы? 

Трехмерная графика – новое, но уже очень востребованное направление в современном мире. С помощью специальных программ создаются архитектурные проекты, игры, они также находят применение в медицине и во множестве других отраслей. На занятиях по 3D-моделированию ребята осваивают эту технологию и сами создают трехмерные модели. 

Детский кружок 3D-моделирования открылся в Центре дополнительного образования лишь в этом учебном году. Три группы по шесть человек занимаются здесь всего три четверти. Владимир Иванович стал для них инструктором в мире трехмерных технологий. Сначала на занятиях школьники познакомились с элементарными вопросами по программированию, а потом, опираясь на полученные знания и свое воображение, сами начали создавать собственную 3D-графику.

 Моделирование изнутри

Для того, чтобы узнать, что это за учебная дисциплина, я отправилась на одно из занятий Владимира Попова и его группы, состоящей исключительно из мальчишек. Честно признаться, шла я с некой опаской. Мальчики-подростки, сами знаете, народ непредсказуемый, шумный, чересчур энергичный. Вот, думаю, будут бегать по классу, кричать, преподавателя не слушаться. Но поведение юношей превзошло все мои ожидания. Серьезные и сосредоточенные они сидели за компьютерами, в которых была открыта программа, совершенно неподвластная моему пониманию. Элементы и фигуры на мониторах за несколько минут выстроились в сложные трехмерные схемы. Рассмотреть эти объекты можно с любой стороны: хоть справа поверни, хоть слева, можно сверху и даже со дна. Все продумано и просчитано. На моих глазах ребята «нарисовали» домики.  

У кого-то это получилось сразу, у кого-то возникли вопросы. 

3D-принтер совершенно не похож на обычный офисный аппарат. Айк Бабаян уже умеет создавать модели для него

Чудо-принтер

На перемену юные 3D-дизайнеры отправлялись неохотно. Жалко было тратить 15 минут на отдых, когда за это время уже можно перейти к самой интересной части – печати созданной ими модели на 3D-принтере. А это поистине чудо-технология! Аппарат, называемый принтером, абсолютно не похож на привычный нам ящик, из которого выходит бумага с отпечатанным текстом. Это совершенно иная конструкция, представляющая собой периферийное устройство, использующее метод послойного создания объекта по цифровой 3D-модели. 

Принтер печатает объект по заданной программой траектории, формируя его из специального жидкого полимера. На первый взгляд – это всего лишь моток цветного пластмассового шнура, но под действием лазерного излучения полимер нагревается и превращается в густую струйку. Сотни ее слоев застывают и затвердевают в нужной форме. 

«Главное и самое трудоемкое, – считает один из учеников, Ваня Кулагин, – это нарисовать предмет в программе. А дальше за тебя все сделает принтер. Остается только смотреть и наслаждаться процессом. Ведь это моя работа. Приятно, когда ее можно потрогать и унести домой». 

Так Ваня ответил на мой вопрос о том, чем же ребят так привлекают уроки моделирования. Большее удовольствие они получают от того, что создают эти предметы сами, ну и, что не менее важно, их можно показать родителям или кому-нибудь подарить. 

За полгода занятий у ребят уже появилась масса поделок: свистки, миниатюрные вазы, модный в молодежных кругах спиннер, а еще именные брелоки, сувениры на 8 Марта и многое другое. 

 

Одним словом, увлекательные занятия Владимира Ивановича, который, кстати сказать, тщательно готовился к обучению детворы на различных курсах по этим темам, пользуются большой популярностью среди младших школьников. Если ваши дети еще не определились, чем бы они хотели заниматься в свободное от учебы время, то расскажите им про роботов и 3D-модели. Возможно, это станет их главным увлечением, а может быть – и будущей профессией. 

Ульяна ПИВОВАРОВА.Фото автора

 

Поделиться

Комментарии (0)

архив новостей