Один перст болит — все тело нездорово
Прав ли автор?
Действительно, по мнению подавляющего большинства старожилов, современная молодежь, да и люди среднего возраста обленились. Пенсионерам непонятна ситуация, когда в одном селе живут двое-трое их детей со взрослыми внуками и на 4-5 хозяйств не хотят содержать одну корову с приплодом. Довод представляется вполне реальным хотя бы потому, что 1 мая сего года литровый пакет молока жирностью 2,5% в липецком магазине «Альбина» стоил 37 рублей. В Вологде же средняя цена - 28-30 рублей. Плюс к тому, некоторые магазины делают скидку 5% по карте «Забота» или продают товар по 23 рубля.
26 мая пакет молока в «Альбине» предлагался уже по 38 рублей 50 копеек. Каково? Да и за молоко ли мы платим такие деньги? Если летом оно еще подорожает, то в этом ничего удивительного не будет. В 2012 году Россия завезла из-за рубежа 9 млн тонн молока, а в прошлом - уже 11 млн тонн («АиФ» №20, 2014 г.) Почему же тогда верховажскому фермеру Селянину в 2013 году пришлось вылить целую тонну молока на землю?
Разделяю беспокойство автора и по поводу низкого качества продуктов питания. Наукой доказано, что еда с добавлением химических составляющих приводит к нарушению работы генов. Они разрушаются. Пальмовое масло и различные спреды (их мы чаще всего покупаем с наклейкой «сливочное масло») организмом вообще не усваиваются. Из 3,5 тыс. химических составляющих еды только 800 прошли тестирование хотя бы на животных. Остальные проверены лишь теоретически («Радио России», 22.02.2013 г.).
Откуда появилась лень?
Все это так. Однако вернемся к нашим коровушкам. Можно ли объяснить апатию сельских жителей к личному хозяйству только ленью? Как и откуда она появилась в наших деревнях и столь долго мешает внедрению в жизнь новых реформ? Ведь лень - не колорадский жук. Ее не завезешь с картошкой или тем же молоком. Я слабо разбираюсь в проблемах современного сельского хозяйства и все же рискну высказать свое мнение.
Почти четверть века мы живем в новой России. В государстве без конкретной идеологии, с подмененными духовно-нравственными ценностями. Постепенно и сверх меры страна была насыщена импортным продовольствием. Одновременно производилось значительное сокращение производства продуктов питания внутри ее. Люди теряли работу, квалификацию, здоровье, уверенность в своих силах. Пострадало не только сельское хозяйство, состояние которого Никита Михалков определяет, как катастрофу деревни.
За два десятилетия в корне изменилось отношение людей к труду, к земле, которая многие века кормила россиян, к окружающему миру. Мы потеряли то, что духовно укрепляло и воспитывало нас как нацию в целом, так и отдельную личность. Думается, что за эти годы значительно изменился и русский национальный характер, о чем так тревожился известный писатель Федор Абрамов. Правда, свои опасения он связывал с дальнейшей механизацией и автоматизацией сельского хозяйства, что грозило утратой связи человека с домашними животными. Именно они, по его мнению, оказывают решающее влияние на формирование характера человека, его личности.
Добавим, что не последнюю роль играет и чужестранная еда. Нас давно «подсадили» на легкодоступные продукты питания сомнительного качества и, по большому счету, отучили заботиться о добывании продовольствия собственными силами. Случайно ли это?
Предложение определяет спрос
Автора статьи удивляет то, что часть верховажан жалуется на отсутствие денег на покупку и содержание коровы. В то же время не жалеют их на водку. Пропивают по 500 млн руб. в год. Что и говорить, сумма умопомрачительная! Может быть, на пьянство влияет то, что в сельских магазинах предлагается один-два сорта молока, творога и 60! сортов водки и вина? Не считая емкостей с пивом. Об этом я писал 3-4 года назад. С тех пор прилавки стали еще «тяжелее». Выпуск водки в стране в 2012 году увеличился на 13%. Доходы от алкоголя выросли на 30% и составили рекордную цифру 242 млрд. руб. («АиФ» №10, 2013 г.) Или это нельзя назвать спаиванием населения?
Наши
главные потери
В результате названных причин мы во многом утратили культуру ведения личного хозяйства. В частности, старательность, умения и навыки выполнения отдельных сезонных работ и целого комплекса их в течение года. Это и обзаведение коровой, другими домашними животными, кормление, уход за ними и т.д. Сегодня не каждая семья способна содержать круглый год даже десяток кур. До коровы ли тут?
Исчезла прививавшаяся ранее с малых лет любовь к животным. Да и как она может возникнуть, если коров, овец и лошадей дети чаще видят не на деревенской улице, а в телевизоре. Не участвуют в обсуждении этой темы в семьях и в школах. 40-летний глава семейства не в силах различить колосья ржи и пшеницы.
Родители давно заметили, что школьники стали чураться физической работы в огороде, около дома, не говоря уже о работе в хлеву. Частенько отлынивают и студенты. Не желая ссор с родителями, некоторые едут отдыхать не к маме с папой, а к друзьям. Там они – гости, их не заставят копаться в земле и навозе. Старинная дедовская пословица «не замажешь руки в навозе, не будут и губы в масле» для них не актуальна.
Во многих семьях дети предпочитают молочным супам и кашам концентраты вермишели и круп, залитые кипятком. Не только городские внуки, приезжая в деревню, но и сельские ребятишки отказываются пить цельное молоко, есть кашу с домашним коровьим маслом. Мол, невкусно. При этом они хорошо понимают, что цельное коровье молоко полезнее навязанного им «школьного».
О роли «четвертой власти»
Что ободряющего сегодня может услышать, увидеть или прочесть сельский житель в СМИ? Часто ли реклама восхваляет кушанья, приготовленные женой, мамой или бабушкой из домашних продуктов? Куда пропали с экранов телевизоров передачи о престижности труда в сельском хозяйстве? Когда будут строить в селах дороги, школы и больницы? Передачи на эти темы редко звучат и по областному радио. Да и готовятся они как-то наспех. Значительная часть эфирного времени тратится на зарабатывание денег за счет всевозможной рекламы. И чем дальше, тем больше.
Что же делать?
Призывая земляков брать пример с жителей Прибалтики и Польши, В.Н. Щукин, к сожалению, не поясняет, за счет каких факторов населению этих стран удается обзаводиться и содержать достаточно большое поголовье скота. Наверное, этому способствуют не только Господь Бог, но и государственные власти? Почему бы не перенять их опыт в этом отношении? Или он для нас неприемлем?
В царской России были учреждены медали за лучшую лошадь, лучшую корову. Может, стоит отчеканить такие награды и сегодня? Тогда бы крестьянин скорее поверил в реальность реформ и предлагаемых программ, в их надежность и жизнеспособность.
На мой взгляд, государство недостаточно заботится о восстановлении духовного потенциала человека труда, укреплении его здоровья и приросте населения. Ученые утверждают, что оздоровительные мероприятия должны состоять на 20% из усилий по повышению уровня жизни и на 80% - качества жизни, главной составляющей которого является не декларируемая, а реальная социальная справедливость. Тогда не придется уговаривать народ обзаводиться личным хозяйством. Сами всё поймут, себя обеспечат, и на продажу останется.
В.Кондаков