В духовно-нравственном воспитании мелочей нет
Кроме депутатов, участие в заседании приняли директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Н.М. Тихомирова, настоятель храма Успения Божией Матери отец Александр, заведующий духовно-просветительским отделом при Центре традиционной народной культуры С.Н. Истомин, и.о. начальника отдела культуры Т.В. Полежаева, начальник отдела по делам молодёжи О.Н. Зотикова и начальник управления образования Н.П. Бугаева.
О выполнении программы «Духовно-нравственное просвещение и воспитание населения Верховажского муниципального района на 2013- 2015 г.г» в образовательных учреждениях отчиталась Надежда Петровна. Её дополнил Сергей Николаевич, акцентировав внимание депутатов на том, что команда единомышленников работает в этом направлении уже много лет. Он напомнил о духовно-просветительской, методической и издательской деятельности отдела, рассказал о культурно-массовых и практических делах. Уже готова книга сценариев духовно-патриотической направленности, на протяжении нескольких лет создаётся учебник по краеведению. Для учащихся филиала техникума и 10 класса Верховажской средней школы ведется курс «Духовно-нравственные основы семейной жизни».
Сергей Николаевич обратился к главам поселений и директорам школ с предложением приглашать их на мероприятия и с беседами. Затронул он ещё один вопрос, который остро стоит уже который год — это подвоз детей на репетиции Пасхального бала. «Причём не ездят ребята из Нижнекулойской средней школы, оперируя разными причинами: то пар у них нет, то денег на бензин. А это мероприятие действительно очень важно для выпускников. Они очень ответственно относятся к празднику: выбирают наряды, делают причёски, долго и упорно репетируют. Надо видеть их глаза, улыбки, когда они кружатся в ритме вальса, а потом ещё долго делятся впечатлениями друг с другом».
«Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. Я всегда рад сотрудничеству и готов к диалогу», - завершил своё выступление С.Н. Истомин.
По мнению настоятеля храма Успения Божией Матери, иерея Александра Мухорина, нравственное воспитание может быть только духовным. «Мне радостно, что депутаты Представительного собрания избрали для обсуждения на заседании выполнение программы духовно-нравственного воспитания, - сказал отец Александр. - Я очень благодарен руководству района, управлению образования за понимание и содействие. Сейчас большая часть информации поступает в наши головы из СМИ и интернета, где «царствуют» другие ценности. Причиной многих проблем нашей действительности являются страсти человеческие, которые живут в каждом из нас. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание должно выходить на первое место. Я в свою очередь могу предложить и пожелать, чтобы все мероприятия, которые проводятся в школах, поселениях имели патриотическую и духовно-нравственную направленность. Очень жаль, что педагоги основ православной культуры и истоков не обращаются ко мне за консультациями по тем или иным вопросам и очень редко приглашают в школы».
С.Д. Кузнецова также говорила о том, что в программе не прописана работа с родителями. Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. «На сегодняшний день обозначилась проблема: большинство из нас, а это и семья, и школа оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры. Научить родителей быть духовными без их стремления к этому нельзя. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало в своих воспитанниках. Здесь вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения», - сказала Светлана Дмитриевна.
Итог обсуждению первого вопроса подвела Н.М. Тихомирова: «Процесс духовно-нравственного воспитания существует столько, сколько существует само человечество. У него всегда было два направления: государство и семья. Ещё в 2000 году в результате исследований был сделан вывод, что бездуховность для России страшнее любого землетрясения. Вот печальный пример из статистики — Вологодская область находится в тройке лидеров в России по числу суицидов.
Способы и формы духовно-нравственного воспитания могут быть разными. Во многие школы по-прежнему не приглашают священников, потому что у нас светский характер образования. Сегодня школа не берёт на себя обязанности воспитания детей ни в религиозном, ни в атеистическом плане. Нам и вам нужна обратная связь, нужно разобраться и в том, что, может быть, наши программы несовершенны, и мы как-то не так работаем. Как строить работу с детьми, если мы не будем вести диалог с родителями и руководителями предприятий и организаций? Духовно-нравственное воспитание нужно видеть не только в образовании и культуре. В этом направлении мы должны быть едины».
Говорили на заседании и о том, что любая программа должна быть профинансирована. Поэтому было принято решение на следующий год заложить средства для ее реализации в образовании, культуре и молодежной политике.
В завершении обсуждения первого вопроса выступил глава района Г.С. Непомилуев. Он сказал, что в духовно-нравственном воспитании нельзя основываться только на православии, забывая об истории страны, о патриотизме и самоотверженности наших дедов и отцов, о том, что было достигнуто в советские годы, чем мы живем до сих пор.
О демографической ситуации в районе за прошедший год рассказала Н.А. Ширяевская, заведующая Верховажским сектором загс. Помимо данных за 2013 год, она дала информацию за текущий год. В 2014 году зарегистрировано 47 рождений, что на уровне 2013 года, 22 брака (больше на шесть) и 8 разводов (меньше на 14). Из жизни ушли 79 человек, что на восемь больше, чем в 2013 году. Депутатов серьезно озаботило число разводов, увеличившихся в минувшем году, что говорит об изменении отношения к семье, а это тоже из категории духовной нравственности.
Следующим в повестке заседания стоял вопрос о профориентации школьников. Вновь слово взяла Н.П. Бугаева.
- Эта проблема не только образовательных учреждений, но и всего общества в целом. Несколько лет назад главным показателем для учебных заведений было количество выпускников, поступивших в вузы, сейчас – процент поступивших в училища и техникумы. Людей с рабочими профессиями в стране остро не хватает. Вскоре все школы должны перейти на профильное обучение в старшей ступени, а дополнительное образование должно быть пролицензировано. Без лицензии нельзя будет вести секции и кружки, а спортивные секции можно организовать только там, где установлены душевые. Вечные проблемы — недостаточные финансирование и материальная база.
Надежда Петровна подробно остановилась на формах профориентационной работы и мероприятиях в образовательных учреждениях в этом направлении: «В школах ведётся подготовка по профессии «Тракторист», юноши получают права категории С. Проходят встречи с представителями ВГПУ, главой района и главами поселений.
Свой вклад вносят и специалисты Центра занятости населения. Они организовали областной урок занятости в Верховажской, Чушевицкой и Верховской средних школах, где была представлена информация о ситуации на рынке труда и перечень востребованных в районе профессий. Ежегодно проходят встречи с руководителем и мастерами Верховажского филиала техникума. Для нижнекулойских школьников было проведено тестирование. Учащиеся 8 класса Верховажской школы отправятся на завод топливных гранул.
Выслушав Надежду Петровну, А.В. Мызин высказал пожелание в адрес районной газеты — написать о тех, кто после окончания учебных заведений вернулся в район и трудится на предприятиях, в сельском хозяйстве, образовании, культуре и т.д.
А Л.П.Горюнова обратилась к руководителям хозяйств со следующим предложением: «Чтобы село стало привлекательнее для молодёжи, нужно не только дать им достойную заработную плату, но и предоставить современное жильё. Тогда проблем с кадрами, возможно, станет меньше».
По результатам обсуждения по первому вопросу повестки принято следующее решение:
- взять под контроль исполнение программы «Духовно-нравственное просвещение и воспитание населения Верховажского муниципального района на 2013-2015 г.г»;
- продолжить работу над созданием учебника по краеведению и по его готовности провести экспертизу;
- приглашать на методические объединения педагогов представителей духовенства;
- управлениям культуры, образования и отделу молодежи заложить средства на финансирование программы.
Наталья Соломатова.
Фото из архива редакции.