"Вот воспитания достойные плоды" (Д. Фонвизин)
Меня же не столько поразил сам факт из ряда вон выходящего события, сколько реакция государственных мужей. Чему тут удивляться, коли живем в капиталистическом обществе? Посмотрите, сколько убийств, притом групповых, где жертвами стали десятки людей, за последние годы совершено в странах Европы и Америки. В развитых, казалось бы, благополучных государствах.
Реакция же некоторых депутатов Государственной Думы удивила, хотя она была вполне предсказуема. Они предложили усилить карательные меры в отношении владельцев оружия, нарушающих правила его хранения. Усилить охрану и контрольно-пропускной режим в учебных заведениях. Мол, тогда подобных бед удастся избежать.
Слов нет, по данным направлениям необходимо работать. И все же это полумеры. Они направлены лишь на устранение условий, способствующих совершению аналогичных правонарушений. А как быть с причинами, порождающими данное зло? Школьные здания можно обнести бетонными заборами, опутать в несколько рядов колючей проволокой, заминировать подходы, применить новейшие достижения науки и техники, но спасет ли все это от подобных ЧП?
В советское время, кроме дежурного вахтера, пожилой тети Маши, подававшей звонки, московские школы никто не охранял. Я этому был сам свидетель. Мог свободно зайти в школу, встретиться с дочерью, переговорить с учительницей Татьяной Ивановной. Тогда Москва жила без громких происшествий в школах. Может, секрет кроется в том, что детей учили другому и воспитывали по-другому. Говорят, советская система школьного образования с незначительными изменениями с успехом прижилась в соседней Финляндии, и аналогичные сложности там не возникают.
Может, стоит поразмышлять о том, почему в головах наших школьников зарождаются и иногда получают развитие агрессивные мысли? И реализуются они не только в школе, но и в других местах. Понятно, что основной груз воспитания детей ложится на семью. Детсады и школа лишь помогают родителям, у которых на общение с детьми не остается времени.
Почему? Ответ более чем ясен. Помогают ли родителям СМИ, радио, телевидение, Интернет? Исследования, проведенные в прошлом году, показали, что 78% опрошенных пап и мам назвали главным врагом в воспитании детей телевидение. На этот счет давно бьют тревогу религиозные конфессии. Святейших патриарх Московский и Всея Руси Кирилл неоднократно призывал власти и общественность обратить внимание на отсутствие воспитательной работы в школах и вузах. 25 сентября 2011 года, выступая в Воронеже, он сказал, что мутный и страшный поток с экранов телевизоров несет «ценности», не совместимые с жизнью.
Чешских учителей, побывавших у нас с деловым визитом, поразило то, что в России есть беспризорные (по данным правозащитных организаций около трех миллионов), что ученики дерутся в школах, бьют учителей, записывают это на видео и предают огласке. Они этого просто не понимали. Там школьное образование находится на другом уровне.
Почему же наши государственные деятели не хотят уяснить, что подросток живет в обществе и принимает идеалы, существующие в этом обществе. А они сегодня таковы: деньги, личная успешность, личное благополучие. И «подталкивает» его к этим негативным идеалам и агрессии телевещание и интернет.
Жизнь быстро меняется, подросток не успевает самоопределиться. Он теряет способность выбрать правильный путь. При выборе будущей профессии у него нет уверенности, что через пять лет, потраченных на учебу в вузе, полученная специальность будет востребована. Еще в школе он осознает, что духовно-нравственные ценности, утвердившиеся в русской литературе, не стыкуются с современной жизнью. Отвергаются ею как устаревшие. Подросток также видит, как «бьются» за место в жизни его родители, как живут герои телесериалов и так называемая элита, и делает свои выводы.
Надо ли после этого удивляться, что 12-17-летние испытывают жизненный дискомфорт, душевные страдания. Становятся черствыми и нередко злыми и агрессивными.
Владимир Кондаков.
От редакции. Тема, поднятая автором, думается, заслуживает особого разговора и внимания наших читателей. Будем рады, если вы выскажете свою точку зрения, а, возможно, предложите, как изменить ситуацию к лучшему.
В Финляндии средняя зарплата учителя начальных классов со стажем 0-2 года составляет 2847 евро в месяц. Зато у них нет ни одной межконтинентальной ракеты и даже ни одной подводной лодки. И им почему-то совсем не хочется стать великой державой. У России и Финляндии разные приоритеты. У них приоритеты - благосостояние населения, медицина и образование, у нас же - благосостояние окружения Путина (свежий пример - закон Ротенберга) и великодержавность. Нынешним правителям России качественная система образования не нужна, так как их собственные дети учатся в лучших частных школах США и Европейского Союза. Вот отсюда и снижение качества образования и воспитания. Ну да нам на это наплевать, ведь главное - Крым наш! Не так ли?
примечание: 1 евро стоит сейчас 50 рублей.
Извиняюсь, забыл подписать свой предыдущий комментарий. (см. выше)
Как изменить ситуацию к лучшему? Только один способ - поменять существующую власть. При Путине ситуация может развиваться только в худшую сторону.