А как у них? или Почему мы такие разные

30.03.2019

 Не так давно «ВВ» публиковал заметку Владимира Шипицына «Отдых в сосновом бору. Почему бы его не благоустроить?» В ней автор упомянул о пеших турах, популярных в Голландии. А чем еще жизнь в этой стране отличается от нашей? «ВВ» попросил Владимира Николаевича поделиться впечатлениями.  

Нидерланды – страна, сопоставимая по территории и населению с Москвой и Московской областью (18 млн. жителей и 46 тысяч кв. км. площади). Развитая промышленность, сельское хозяйство – страна занимает второе место в мире после США по экспорту сельхозпродукции. Идущие по нашим дорогам грузовики DAF сделаны там же. Что производит наш столичный регион, трудно сказать. Впрочем, кому интересно, можно посмотреть в Википедии.

Про мусор, велосипеды и дороги

Сразу замечу, что голландцы прекрасно справляются с «мусорной проблемой», везде царит идеальная, с моей точки зрения, чистота. У каждого частного дома имеется 3-4 контейнера (бумага, компост, «зеленые» отходы, остальные хозяйственные отходы, пластик). Вывозятся строго по графику, без сбоев. На моих глазах неоднократно происходило опорожнение стандартных контейнеров в мусоровоз – 26 штук за 4 минуты! Кроме того, на улицах повсеместно установлены подземные контейнеры, тоже для разного вида отходов (текстиль, стекло, пластик).

Первое, что меня удивило по приезду туда 10 лет назад, это рост голландцев – у мужчин в среднем 192 см, у дам 178 см. Второе – невероятное количество велосипедистов. Раньше я считал, что марок и моделей автомобилей гораздо больше, чем велосипедов. Но нет – если во дворе школы или на улице стоят вместе несколько сотен «железных коней», вряд ли там будет пара одинаковых. Что не удивительно, в противном случае найти свой будет практически невозможно или очень долго. Велосипедистов в Нидерландах значительно больше, чем автомобилистов, а пешеходы в большинстве своём выгуливают собак. Велосипеды все без исключения снабжены замками. Цены – от 150 до 10000 и выше евро.

В Голландии отличные дороги, магистральных трасс с возможностью выезда на встречную полосу, подобных нашей М8, нет. Ограничение скорости – 130 км/час. Следует сказать, что на одном из каналов в будние дни в прайм-тайм идёт часовая передача «Идиоты на дорогах». И я был обескуражен, увидев, что как минимум 90 процентов информации – записи аварий с авторегистраторов – из России!!! На нашем телевидении подобной передачи очень не хватает!

Ещё несколько интересных цифр о дорогах. В России на одного человека приходится 9,6 метра дорог, в том числе 6,8 метра с твёрдым покрытием. В Нидерландах – 8,2 метра отличных дорог!

«День открытых дверей» на ферме

Перед каждой поездкой мои родственники в Нидерландах спрашивают, что бы я хотел посмотреть. И однажды я, как сельский житель, попросил найти возможность посетить фермерское хозяйство. 

Иногда на голландских фермах бывают дни открытых дверей

Был «день открытых дверей» на одной из тысяч ферм. Машин и людей собралось как на фестивале. В основном дети 4-5 лет с родителями. Никаких санпропускников, ребята и взрослые гладят животных, валяются в силосе или сенаже из таких же, как у нас, траншей, но абсолютно без запаха, никто их не одёргивает, хотя в коровнике не чище, чем на наших фермах. В хозяйстве 150 коров плюс родильное отделение. Спрашиваю: сколько человек у вас работает? «Я один (!), но раз в неделю помогает сосед-фермер, и у меня выходной», – отвечает владелец. Никаких счетоводов и бухгалтеров нет. Два раза в неделю приходит молоковоз на 15 куб. м., годовой удой – 9,5 тыс. литров. Это было в 2012 году, и я посетовал, что Европа завалила нас дешёвой продукцией, не даёт развиваться нашим крестьянам. На что он ответил: «Конкурируйте!» Слава богу, в настоящее время и у нас оживает молочное животноводство. 

Молоковоз забирает продукцию

 

Посетители могут свободно зайти, посмотреть или потрогать животных. Внутри животноводческое помещение мало чем отличается от верховажских

Кстати, хозяин сам зоотехник, ветеринар, показывал на муляже, как принимает роды у коров. Корма привозят из Франции, но силосные траншеи свои, отходов нет, я не видел. И повторю – нет присущего силосу запаха. Угостили нас кофе, молоком и дали каждому по пакету с образцами молочной продукции. Отмечу, что на этой ферме, как и в подавляющем большинстве других, коровник и дом имеют общую, смежную стену. Коровушки и «спать уложат», и утром разбудят. Есть собственный «ветряк», снабжающий хозяйство электричеством. «Лишняя» энергия продаётся в общую систему страны. Говорят, что подобная установка может обеспечить до пяти таких фермерских хозяйств.

Силос такой же как у нас, но – не пахнет

 

Автор Владимир Шипицын

 

Школа – с четырех, а «домашка» – с 12

Школа здесь начинается с четырех лет (обязательное посещение с пяти), занятия с 8.30 до 14.00. Очень строгое отношение к опозданиям и пропускам. Таким образом приучают к ответственности и пунктуальности уже с малых лет. В школе не укладывают спать и не кормят, дети носят в рюкзаке «тормозок»: фрукты, бутерброды на ланч (перекус) и бутылку воды из-под крана. Интересный факт – уже несколько лет парламентарии Нидерландов во время своих заседаний также пьют обычную воду из-под крана, а не бутилированную. Во-первых, забота об окружающей среде. Во-вторых, экономия ресурсов, ведь обычная вода из-под крана отвечает всем необходимым требованиям – перед употреблением ее даже никто не кипятит.

До 12 лет у детей дома нет никаких учебников, домашних заданий и тетрадей. Разве что время от времени они с гордостью приносят из школы свои работы, поделки или прописи, которые уже прошли. Голландские родители никогда не делают «домашку» с детьми, боюсь, они даже не поймут, что это такое и для чего это нужно. Задания на дом детям задают с того возраста, когда они, как считается, становятся достаточно взрослыми и ответственными для того, чтобы выполнить их самостоятельно. Ни о каких репетиторах здесь никто никогда не слышал – все знания обязана давать школа (неуспевающий ученик – проблема учебного заведения, не родителей). Кстати, до 12 лет все учебные принадлежности и материалы также предоставляет школа. Единственная трата при сборах ребёнка на учебу – купить рюкзак! И никаких поборов с родителей. Лишь в начале года предлагают сдать добровольный (!) ежегодный родительский взнос – чисто символическая сумма, подъемная для любой семьи. При этом никто не проверяет и не контролирует: «А ты уже сдал!?» Добровольность есть добровольность, но большинство, конечно, сдают.

Летние каникулы длятся всего шесть недель, причем начинаются они (а, соответственно, и новый учебный год) в разное время в разных регионах страны. Делается это для того, чтобы более-менее равномерно «нагрузить» развлекательные детские заведения, музеи, парки отдыха, кемпинги и отели. Чтобы не было огромного одновременного наплыва посетителей. 

B первый класс ребёнок идёт на следующий день после 4-го дня рождения. В 12 лет происходит распределение выпускников начальной школы по потокам – кто куда пойдёт учиться дальше: либо в колледж для получения профессии (упрощённая школьная программа), либо в «пред-техникумовскую» школу, либо в школы-гимназии, которые готовят к поступлению в институты и классические университеты. Распределение происходит по итогам выпускных экзаменов и по результатам 8-летней учебы в начальной школе. Высшее образование имеется примерно у трети голландцев. Стремления к его «поголовному» получению также нет, так как у всех достойная заработная плата. К 18 годам отрок должен получить профессию. Всеобщей воинской обязанности там нет, а вот всеобщая «профессиональная» повинность имеется – каждый обязан учиться, пока не получит хоть какую-то минимальную квалификацию. 

Благодаря религии и профсоюзам

Если супруг трудится на полную ставку, то второй обычно не работает, или оба работают на полставки. Как правило, большинство замужних женщин с детьми сидят дома. У живущих на пособие обязательно есть социальное съемное жильё, оплачиваемое государством. Я сделал вывод, что социальное государство построено благодаря религии и профсоюзам. «Есть ли у вас профсоюзы и не боятся ли их лидеры быть уволенными в случае отстаивания прав работников?»  – спросил я у родственников. «Конечно, есть! И, возможно, боятся, но лидер профсоюза предприятия любого вида собственности может быть уволен последним из всех сотрудников». То есть, получается, никогда. Это записано в законе. Поэтому он на «ты» с хозяином и вправе требовать, а не просить. По моему мнению, забастовки в странах Европы (нам часто о них вещают) вызваны тем, что производство и прибыли компаний растут, но хозяева не хотят добровольно повышать оплату работникам. В результате протестных мер находят компромисс.

Старость в радость

Поражает в Голландии отношение к старикам. Без преувеличения скажу, они там, как «сыр в масле». Вместе с детьми не живут. Везде дома для престарелых разных видов: отдельная комната или даже квартира со всеми удобствами, помощники по хозяйству, постоянные экскурсии… Пенсионеры тоже не сидят дома, путешествуют.

Реклама лекарств запрещена. В аптеке без рецепта врача ничего, кроме жаропонижающих и капель в нос, не купишь. Неиспользованные препараты, а также с истекшим сроком годности подлежат сдаче в аптеки. Медицина страховая, базовая страховка стоит от 90 евро в месяц с человека. Детям до 18 лет медицинская помощь – любая, в том числе высокотехнологичная, и стоматологическая – бесплатно. 

Инфляция там не заметна. Как и в 2009 году, в ноябре прошлого года литр молока стоил 50 центов, а помидоры – от 1 евро за кг. Но бензин и дизтопливо подорожали примерно на 25 процентов.

А результаты – разные…

Чем чаще бываешь в Голландии, тем острее и болезненнее чувствуешь неблагоустроенность наших городов и сёл. Почему наши менталитеты диаметрально противоположны? Там тоже люди живут по-разному, но, выходя из дома, они оказываются в идеальном общественном пространстве: тротуары, улицы, дороги – в прекрасном состоянии, будь то столица или деревня на окраине страны. Пешеходы, велосипедисты, автомобилисты и прочие участники дорожного движения (например, пожилые на специальных скут-мобилях) вполне мирно сосуществуют, уважая права друг друга. Главное правило – чем больше и тяжелее твое транспортное средство, тем больше у тебя ответственности и необходимости быть осторожным на дороге. Куда бы ни пошёл, ни поехал – нигде нельзя даже при желании запачкать обувь или колёса автомобиля. У нас же в доме, на личной территории – порядок, но на улицах... Почему такая разница? Почему мы не можем навести порядок, благоустроить свои города и сёла? 

Ветряк снабжает хозяйство электричеством

 

Эпизод о чистоте. Выхожу из библиотеки, передо мной молодой человек допивает на ходу кофе, бросает стаканчик мимо урны и идёт дальше. Проходящая мимо пожилая пара делает ему замечание. Он вступает в перебранку, тут же подключаются другие прохожие, и ему ничего не остаётся, как поднять стакан и бросить в урну. Честное слово, я был готов заговорить с ним: наш, однако, человек! Если бы он не был чёрный, как головёшка…

При этом жителей на один квадратный километр в России обычно больше, чем в Голландии, потому что страна малоэтажная в отличие от наших  городов. Возьмём в той же Википедии численность населения того или иного города и поделим на его площадь. Москва – 11663 человека на кв. км, Амстердам – 10483, Вологда – 2598, Роттердам – 1933, Леуварден (столица провинции) – 1122, Сокол – 1223, Снейк, куда я езжу, 970 человек. А результаты деятельности разные. Полагаю, что многое, если не всё, зависит от власти. И там люди не самостоятельно, не стихийно вышли на улицы с лопатами, их кто-то организовал. Да, нужны деньги, но и на голландцев они не сыплются с неба.

Владимир Шипицын. Фото из архива автора

"Верховажский вестник" №22 за 22 марта 2019 года

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер