Игры на кухне
Ребенок многое познает из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Учитывая загруженность делами большинства мам и пап и накопленную к концу дня усталость, можно подобрать такие игры, в которые можно играть во время хлопот на кухне, а также в любую свободную минуту.
Взять хотя бы элементарные поролоновые губки для мытья посуды. Предложите ребенку пару упаковок губок разных размеров и цветов — так появится оригинальный, легкий и экономичный конструктор. Поролоновые башни, дома и дорожки надолго поселятся в вашей кухне. Если основы строительного дела поднадоели, можно превратить эти же губки в кораблики, которые будут плавать в обыкновенном тазу. Игры с водой надолго завораживают и занимают внимание большинства детей. Правда, многие мамы к союзу ребенок-вода относятся с опасением. Что верно, то верно: после таких игр кухня напоминает небольшое озеро. Но найдите пару пустых тазиков, пару губок (лучше разного размера), и вот вам еще одна игра — кто быстрее и больше соберет воды?
Посмотрев глазами малыша на свое домохозяйство, вы обнаружите еще немало предметов, способных занять энергичного малыша больше, чем на пару минут. Это и макароны разных форм, размеров и даже цветов. Из них можно складывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая те же формы и цвета. И пересыпание сухого горошка или гречки, просеивание манки через настоящее сито. После таких упражнений, конечно, приходится производить небольшую уборку, но ведь для многоопытной мамы это пустяки в сравнении с возможностью спокойно наслаждаться приготовлением обеда. Из сырого картофеля можно вырезать разнообразные фигурки-штампы. Рисование печатками наверняка понравится маленькому художнику.
Предложите ребенку неболь-
шое блюдце, на котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать. Это не только игра, но и тренировка для маленьких пальчиков.
Посвятите «минутку» изучению новых звуков и вкусов, благо на кухне всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать или попробовать.
Можно вместе посмотреть и послушать, как льется или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане или чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горошек и тихо — манка. Потом попросите ребенка отвернуться и предложите на слух определить, что вы сейчас делаете.
Но особой любовью пользуется облагороженный вариант знакомой с детства шутки «закрой глаза — открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили. Это может быть кусочек яблока или банана, огурца, лимона и даже чеснока. Даже нелюбимые овощи в качестве тестируемых образцов проходят на «ура». Можно поменяться ролями, и уж если вы «ошибетесь», бурный восторг гарантирован!
Можно предложить ребенку: «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т.д.) Наверняка кому-то понравится игра «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова. «Приготовим сок» из яблок, (яблочный); из груш...(грушевый); из слив...(сливовый), из моркови, лимона, апельсина и т. д. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего?
Поиграйте в «Помощники»: как можно назвать одним словом прибор, который... варит кофе (режет овощи, моет посуду, выжимает сок, чистит картофель и т.д.)
Большинство мам сейчас слишком заняты для того, чтобы «заводить пироги», но можно воспользоваться готовым тестом. Не пожалейте маленького кусочка для своего ребенка, можно просто слепить какие-нибудь фигурки, как из пластилина, а можно из раскатанного теста при помощи обычных формочек для песка вырезать что-нибудь интересное, посыпать сахаром и запечь.
В некоторых семьях есть свои «кухонные игры».
Ирина:
- Юля у нас любит рисовать, а потом прикрепляет рисунки магнитиками к холодильнику. Своеобразную выставку организует. А еще любит на воображаемой машине (стульчик или игрушка бегемот) по магазинам «ездить».
Светлана:
- Катя любит посуду помыть. Правда, после этого мне приходится пол мыть. Раньше часто крышками играла (они в отдельной коробке сложены). Так чего только из них не построит: и башню, и поезд, и дорогу. Игры с фасолью, горохом, макаронами тоже нравятся: то перекладывает из одной миски в другую, то, как Золушка, разбирает по разным мисочкам. Да много чего можно придумать, лишь бы дитя под руку не лезло!
Татьяна:
- Санек часто грузит экскаватором или погрузчиком в самосвал фасоль, рис или другую крупу. Вся кухня засыпана, но ему очень нравится.
Светлана:
- У моей принцессы любимое занятие — купать игрушки в раковине. Включишь ей воду, а она знай игрушки моет и на лежащее рядом полотенце выкладывает. Там они, якобы, сушатся, но на самом деле не лежат и минуты, опять купаться отправляются. И ей интересно, и мне хорошо: ведь ребенок у меня на виду.
Еще очень любит разбирать посуду, которая высохла после мытья. Только помогать ей нельзя — сразу заругается. Это ответственное дело она никому не доверяет.
Мария:
- У нас одно из любимых занятий — спички в дуршлаг вставлять или монетки собирать в банку стеклянную, закрытую крышкой с прорезью.
Юлия:
- У нашей Евы сейчас такой период, что обычные игрушки ее не интересуют. Ей бы забраться повыше и достать, чего нельзя. Когда я готовлю, включаю на кухне музыку, и Ева тут же прибегает танцевать. Потом начинает «наводить свои порядки»: достанет из нижних ящиков крышки, поварешки, размотает пакеты, вытащит салфетки из упаковки. Я не ругаюсь, так как ребенок при деле. Ева обязательно поможет все сложить обратно.
А еще она очень любит из своего комода вещи доставать и ревизию наводить: что не нравится — в сторону откинет, а уж что понравится — «примерит». Да еще каждый раз к зеркалу подойдет, на себя посмотрит! Минут 10-15 она занята. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы ему весело было!
Это лишь небольшая часть «кухонных радостей», при помощи которых можно «обезвредить», а заодно и развлечь маленьких озорников на время приготовления обеда. Главное, вовремя вспомнить о том, что те обыкновенные вещи, которые нам, взрослым, кажутся привычными и незаметными, для подрастающего человека могут оказаться целым открытием. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, его развитую фантазию.
З.Н. Богданова, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 3»
А можно заранее приготовить тесто для лепки, чтобы оно всегда было под рукой:
- 1 стакан муки;
- 1 стакан воды;
- четверть стакана соли;
- 1 столовая ложка растительного масла;
- 2 чайные ложки майонеза;
- 1-2 чайные ложки пищевого красителя;
- кастрюля;
- противень.
Тщательно перемешайте все ингредиенты в кастрюле. Варите на медленном огне около пяти минут, постоянно помешивая. Когда образуется шарик, снимите кастрюлю с плиты. Выложите шарик на противень и дайте ему остыть. Как только его можно будет взять в руки, добавьте пищевой краситель и месите руками несколько минут, пока не получится однородная масса. Храните тесто в пластмассовом контейнере с плотно закрытой крышкой.
Вот еще рецепт пластилина:
- 1 стакан воды,
- 1 стакан муки,
- четверть стакана соли,
- четверть чайной ложки винной кислоты (лимонной),
- 1 столовая ложка растительного масла.
Все компоненты смешать. Добавить красители и еще раз тщательно перемешать.