Какое оно — это старое новое сочинение?

29.10.2014

11 Б (Верховажская средняя школа) усиленно готовится к сочинению, ведь уже в декабре им предстоит изложить свои мысли на бумаге.

 Итак, свершилось. В декабре этого года выпускникам предстоит изложить свои мысли по одной из предложенных тем на бумаге. О том, как это будет на практике, мы беседуем с Г.А. Поповой, заместителем начальника управления образования.
- Галина Алексеевна, как показывает жизнь, все новое — это хорошо забытое старое. Итоговое сочинение — какое оно теперь?
- Это, прежде всего, допуск к государственной итоговой аттестации. Одиннадцатиклассники напишут его уже 3 декабря. Тот, кто не справится, сможет переписать или 4 февраля, или 6 мая. По желанию итоговое сочинение могут написать и выпускники прошлых лет. Это даёт им дополнительные баллы при поступлении в вуз. Они могут выбрать любую из этих трех дат. Но нужно обязательно подать заявление в управление образования до 19 ноября 2014 года.
- То есть результаты сочинения будут учитываться при поступлении?
- Каждый выпускник может при поступлении в высшее учебное заведение представить написанное им сочинение в составе портфолио. Члены приемной комиссии будут решать, какой оценки достойно сочинение выпускника по разработанным каждым вузом правилам учета результатов сочинения. Максимальный балл, который там смогут поставить — 10. Полученный балл за сочинение приплюсовывается к результатам ЕГЭ.
- Сколько будет длиться экзамен?
- Его продолжительность 235 минут. Практически четыре часа. Время на инструктаж и заполнение бланков сюда не включено.
- А будут ли заранее известны темы сочинений? Раньше блоки тем появлялись за несколько месяцев до экзамена.
- Нет, сейчас не так. Конкретные темы итогового сочинения будут переданы через специализированный портал только за два часа до начала. Выпускники школ узнают их за 15 минут до экзамена. Они будут также опубликованы на сайте органов управления образованием, на сайте Федерального института педагогических измерений и на портале ЕГЭ.
Сейчас известны открытые тематические направления для итогового сочинения, в соответствии с которыми Рособрнадзор разрабатывает закрытый перечень тем сочинений 2014-2015 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Экзаменационный комплект будет включать пять тем из закрытого перечня (по одной от каждого общего тематического направления).
- Какие, например, направления?
- «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова). Это темы сочинений о творчестве М.Ю. Лермонтова. Они нацеливают на размышления о своеобразии творческого наследия М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
Вопросы, заданные человечеству войной. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы.
Человек и природа в отечественной и мировой литературе. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
Спор поколений: вместе и врозь. Темы этого направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы.
Чем люди живы? Темы направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
- Галина Алексеевна, хватит ли ребятам времени? Раньше выпускное сочинение длилось 6 часов и объём его должен был быть 6-8 тетрадных страниц!
- Считаю, что времени достаточно, ведь объем теперь совершенно другой: рекомендуемое количество слов — 350 (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные).
- Как будут оценивать такой текст?
- Разработан ряд критериев, по трем из которых школьникам нужно получить «зачет»:
1. соответствие теме;
2. аргументация, привлечение литературного материала;
3. композиция и логика рассуждения;
4. качество письменной речи;
5. грамотность.
Причем первый и второй критерий считаются основными. «Незачет» по одному из них автоматически ведет к «незачету» всей работы в целом.
- Если я правильно поняла, чтобы сдать экзамен, нужно получить «зачет» по первым двум критериям, а также по одному из трех последующих.
- Да, все верно. Еще важен такой момент. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, за работу ставится «незачет». На экзамене выпускникам разрешается пользоваться только орфографическим словарем.
- Спасибо большое за беседу, Галина Алексеевна. Думаю, эта информация будет полезна и ученикам, и их родителям.

Чтобы написать итоговое сочинение, нужно знать литературные произведения. И не просто знать героев, а понимать основную мысль автора, его точку зрения на поднятую проблему и уметь выражать свои мысли на бумаге. Причем этот навык должен формироваться у ребенка с детства. И способствовать этому, в первую очередь, должны родители. Вместе читать вслух, пересказывать текст, отвечать на вопросы, учить наизусть стихи — все это под силу мамам и папам. Без этого мы получаем косноязычных, не умеющих не то что выражать свои мысли, а связать пару слов детей.
А выпускникам я желаю больше читать, внимательно слушать на уроках объяснения учителя, когда подробно разбирается каждое произведение, участвовать в обсуждениях и спорах, учиться обобщать прочитанный материал, выражать мысли, а также грамотно аргументировать свои высказывания и точку зрения. И тогда за итоговое сочинение вы обязательно получите «зачет».
Анна Нимчук

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер