- Главная
- Наши современники
- А и вправду генерал
А и вправду генерал
Когда мы подъезжали к деревне Фоминской Морозовского сельского поселения, увидели на дороге две автомашины: одна на буксире помогала другой преодолеть назначенный путь. У водителя спросили, где живет Глафира Николаевна Башкардина. Он, махнув рукой в сторону деревни, сказал: «Увидите зеленый дом, там и живет».
А разыскивали мы Глафиру Николаевну, чтобы вручить ей редакционный приз «За верность газете». Вскоре увидели и зеленый дом. Прошли по чисто убранным от снега мосточкам. На крыльце нас встретила дочь нашей героини — Лидия Петровна. Они ждали нас.
Глафира Николаевна поприветствовала гостей, принимая подарок, поохала, удивляясь, что он достался именно ей. И тут же сказала: «Всю жизнь выписываю районную газету, уважаю ее и люблю. Сейчас зрение плохое, так сын и дочь читают вслух. А раньше-то все время читала сводки по надоям, даже по каждой доярке печатали, кто и сколько надоил. 32 года я проработала в животноводстве. Из газеты узнаем, как посеялись колхозы, как уборка прошла… Все время на столе у нас газетка лежит…Читаем всей семьей». Немало удивившись, что в свои 93 года Глафира Николаевна интересуется жизнью района, попросила ее рассказать о своей жизни.
Семья у Глафиры Николаевны большая — шестеро детей, шестеро внуков, семь правнуков и один праправнук. «Сейчас я живу с сыном Александром. Дети у меня хорошие, пьющих и курящих нет. Один сын — киномеханик, другой —полковник, он тоже рядом живет. Дочери — одна бухгалтер, другая — воспитатель, третья — медик. Правда, все уже на пенсии. Всех поучила, хоть и трудно было. Старший сын от первого мужа да пятеро от второго. Жили с мужем хорошо, дружно, все трудились…».
И не просто трудились. Глафира Николаевна всегда была в числе лучших работников. Рассказала, как в Верховажье на фестивале молодежи подарили ей отрез на платье, махровое полотенце и брусок мыла. Второй раз чествовали в районном Доме культуры. «Там раньше-то церковь была», - уточняет моя собеседница. А потом и на ВДНХ в Москву направили. Помнит, как жили в гостинице «Золотой колос», как пять дней им показывали достопримечательности столицы. Не забыла.
… А до Москвы в ее жизни было много всего. «Осенью в Морозове образовали коммуну, лошадей и коров в одно помещение свели, - вспоминает Глафира Николаевна. - Летом выпустили скотину, коровы домой пришли, стоят около калитки, мычат. Бабы ревут, жалеют свою скотину, а домой застать нельзя. Но недолго коммуна существовала. Скоро распалась, тогда уж коров и лошадей разобрали по домам. А потом колхозы образовывали. В нашу деревню уполномоченный из района приехал. Было это 3 августа, стал записывать всех в колхоз. В августе надо уже рожь на своих полосах жать, а вступишь в колхоз, так и хлеб в колхоз заберут. Долго пришлось уполномоченному уговаривать людей, где добром зазывал, а где и стращал законом. Первыми записались вдовы да бедняки, а потом уж и другим ничего не осталось.…».
22 июня 1941 года Глафира Николаевна помнит по часам. В тот день в деревне картошку сажали, весна была поздняя, дождливая и холодная. Ближе к вечеру из репродукторов, которые были установлены на двух деревенских столбах, услышали объявление о начале войны. Те, кто находились в домах, выходили на улицу и собирались у радиоприемников. «Моего мужа не сразу забрали, - продолжает она. - Он кормил фондовских лошадей, а потом в товарных вагонах возил их под Ленинград. Попадали и под обстрел. Рассказывал, что когда бомбили поезд, они оставляли вагоны и прыгали на землю. А в 1942 году пришла ему повестка, и он ушел на войну. В начале января 44-го получили от него письмо, что жив, здоров, а 28 января его убили…».
Хватило в войну горя и слез всем. Да и потом Глафире Николаевне досталось. Шестерых детей нелегко было поднять. «Деревня была большая, дом к дому, - показывает она рукой на деревню. - А теперь в четырех домах только свет зажигают. А раньше из каждого дома по 5-6 детей выбегали.
Еще расскажу, как я швейную машинку покупала. Я с детства умела шить и свою семью обшивала. Машинки швейной у меня не было, ходила с шитьем к двоюродной сестре Серафиме Ильиничне. А когда родила шестого ребенка, к нам из Устьян приехала моя сестра. Спрашивает, мол, кто у вас областной депутат. Говорю, фамилия Васильева, а как звать, не знаю. Она сходила в сельсовет, все узнала и написала ей письмо, что, мол, многодетная семья нуждается в швейной машинке, помогите. Вскоре нам пришел ответ, что машинку можно забрать в верховажском райсоюзе. Поехал муж в Верховажье за запчастями, я наказала ему зайти в райсоюз. Пичугин председателем был. Муж зашел к нему, сказал по какому поводу, а тот и говорит: «Пришла машинка, только вам надо сдать два центнера картошки, тогда и машинка будет вашей». А какие два центнера, у нас семья восемь человек да скотины полный двор. Проходит дня два, вдруг мне звонят продавцы из нашего магазина, чтобы выкупила машину. Видимо, Пичугин понял, что неоткуда нам картошки взять, вот и разрешил так продать…»
Мать Глафиры Николаевны родом из Белоруссии. Со своим мужем она познакомилась, когда тот воевал в ее родных краях. Привез молодую жену в Морозово, прижилась белоруска на чужбине. Родная сестра Глафиры Николаевны – Татьяна живет в родных местах матери. Ей 90 лет. Она учила нынешнего президента Белоруссии Александра Григорьевича Лукашенко. Он с уважением относится к своей учительнице и до сих пор навещает ее с подарками.
Недавно Глафира Николаевна приболела, престарелую мать дети одну не оставляют. Приехала дочь Лидия, помогает маме по хозяйству. А дел в деревне немало: печь протопить, баньку, убрать снег, навести порядок в доме и скотину обрядить. Хлев у Глафиры Николаевны еще не пустует, держат с сыном овец.
А в 90 лет она жала в своем огороде овес и учила дочь завязывать снопы! Нужно сказать, что в этой семье до сих пор для уже седовласых детей слово матери — главное слово. И когда она просит что-то сделать, то обязательно уточняет — как. Ну, а сын-полковник с улыбкой отвечает: «Есть, товарищ генерал!»
А и вправду генерал. Это звание она заслужила своим трудолюбием, стойкостью духа, тем жизненным стержнем, который когда-то заложили в нее ее родители. Такие же сильные, надежные и крепкие люди!
Нина Юренская.
Фото автора