Дом с легендой

23.10.2013

Дом с легендой

Собственно, «ответчик» и не думал отрицать предъявленных ему обвинений. И как законопослушный человек готов был компенсировать нанесенный ущерб. Который, кстати, оказался не обсчитан. Казалось бы, все — конфликт исчерпан. Но меня «зацепила» за душу та безнадежность в глазах мужчины, когда он, сокрушенно махнув рукой, произнес не совсем уместную на заседании административной комиссии фразу:
- Только-только все начало налаживаться, хотели хозяйство развивать, кроме коз еще и овец завести. Теперь остается лишь одно из двух — или скотину под нож, или штрафы за потраву и дальше платить! Другого выхода просто не вижу. Нет у меня сил и возможностей огородить пастбище.
Захотелось хоть как-то поддержать человека, искренне переживающего все случившееся. Тем более, в районе отнюдь не наблюдается очередей из желающих заниматься животноводством. Катастрофическое снижение поголовья скота в частном секторе в последние годы — неоспоримый факт. Старшее поколение в силу возраста и здоровья уже не может, а молодежь — не хочет жить «по-старому», в вечных заботах и хлопотах по хозяйству. Подумалось, не опустились бы руки и у Дружинина после всех неприятных «заморочек». Так созрело желание побывать в деревне Осташевской, чтобы своими глазами посмотреть на проблемы начинающего «фермера».
Впрочем, Сергея Васильевича трудно назвать начинающим. Крестьянский труд для него привычен с раннего детства. Обычная деревенская семья, отец трудился в местном колхозе разнорабочим, мать — телятницей. И на своем подворье — корова, телята, поросята, овцы, куры, пчелы… Полный набор. Отдыхать было некогда.
- Раньше только у нас «на горе» в личной собственности была 31 корова, - вспоминает Дружинин. – Теперь осталось две на все Осташево.

Но что толку ностальгировать по прошлому. Что было — то прошло. Сейчас Сергей заново обживает долгое время пустовавший родительский дом, куда до минувшего года заглядывал лишь от случая к случаю.
- Не поверите, вся усадьба вгустую поросла борщевиком, - показывает на окрестности дома хозяйка Светлана Валерьевна. - И здесь, под окнами, и возле хозпостроек. На месте распаханного сейчас картофельного огорода — сплошная чащоба сорняка высотой выше человеческого роста, у бани только одна крыша из зарослей виднелась.
Так что первым делом Дружинину понадобилось отвоевывать у вредного растения необходимое жизненное пространство. Пригодилась купленная по дешевке не первой молодости мотокоса. Отдали чуть не задаром, поскольку техника нипочем не хотела заводиться. Приложил руки —заработала, как часики. Верой и правдой служила, и, в конце концов, помогла победить в нелегкой схватке с проклинаемым всеми сорняком.
- Не так страшен черт, как его малюют, - соглашается с таким утверждением сам хозяин. - Есть и от борщевика большая польза. Если держать его «в узде» и знать, как использовать. Сами понимаете, корма нынче дороги, не напокупаешься. Я скашиваю зеленую массу, дроблю и завариваю вместе с кашей скотине. Хорошая прибавка к рациону. Помню, еще мой отец на краю поля с борщевиком специально устанавливал бочки, в которых готовил силос из него. Между прочим, это именно он, не помню уж сколько лет назад, первым из деревенских привез в горсти семян «опального» ныне растения.

Не брезгуют борщевиком козы Дружининых, поедают прямо на корню. Наверное, не знают о его опасных свойствах. Летом и осенью паслись прямо в зарослях, куда человек в здравом рассудке и ступить побоится. Ни ожогов, ни расстройства желудка после этого у животных не наблюдалось. Вывод получается однозначный: где много коз, там борщевику воли не видать. Смех смехом, но в окрестностях отдельной деревни проблема, над решением которой ломают головы многие, оказалась практически решена. Если, конечно, Сергею не надоест каждодневная борьба с многочисленными трудностями и в один отнюдь не прекрасный день не махнет он в сердцах рукой на собственное благое начинание.
- Да нет, похоже, обратного пути нет, - вздыхает Дружинин, - раз уж впряглись со Светой, так надо теперь воз тянуть. Ведь я так мечтал, что поставим на ноги, выучим детей и вернемся обратно к себе в Осташевскую, в родительский дом. Хозяйка у меня тоже, можно сказать, местная. Мать у нее с Осташева, отец — с Коленьги. А сама работала в колхозе «Кулое» дояркой, опыт обращения с животными имеет. Так что держать скотину не в тягость. Хотя многое себе пока позволить не можем — купить не на что. Взяли бы корову, так хлев нужно новый строить, старый совсем обветшал. Наверняка сразу возникнут проблемы со сбытом молока. Да и трактора нет, чтобы сенокосить. Сейчас у меня в заведенье только один мотоблок. Есть задумка взять Т-25, но это только тогда, когда денег поднакопим. И свою основную работу в Н-Кулое пока оставить нельзя, чтобы совсем не остаться без средств к существованию.

В общем, на первых порах Дружинины вынуждены ограничиться тем поголовьем скота и птицы, которое имеют на подворье сейчас. Разве что дополнительно завести овец и увеличить количество пчелосемей. Кстати, минувшим летом Сергей накачал первые четыре килограмма меда. Ведь еще надо и дом ремонтировать. Если в передней половине хозяин подруб уже сделал, осталась «косметика», то «зимовка» еще только ждет рабочих рук. В связи с переездом и обстановка внутри дома крайне скромная, скорее даже, спартанская. Мебели — самый минимум.
Интересный факт. С домом Дружининых, построенным еще в 1890 году, связана легенда. Со слов отца Сергея, этим строением много лет назад владела купчиха, имя которой память не сохранила. В «переду» располагалась торговая лавка, в «зимовке» — жилое помещение. После революции купчиху «раскулачили», а вскоре ее тело нашли в собственной спальне. Был ли там какой криминал, так и осталось неизвестным.
Спрашиваю Сергея, почему он не обратился за помощью к властям. Ведь государство кровно заинтересовано в том, чтобы люди занимались личным подсобным хозяйством.
- Да вот привык в жизни полагаться только на себя, - отвечает Дружинин. Это сколько же всяких бумажек да заявлений нужно написать, чтобы получить какие-то деньги. Да потом отчитаться за них. Времени на хозяйство не хватит. Хотя, надо отдать должное, когда сыну потребовалась операция на глазах, администрация Н-Кулойского поселения здорово нам помогла. А сюда, в Осташевскую, сибирская власть отсыпала дорогу. А есть дорога — будет жизнь.
Владимир Басов.
 

raquo; дояркой, опыт обращения с животными имеет. Так что держать скотину не в тягость. Хотя многое себе пока позволить не можем 
Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер