- Главная
- Наши современники
- Эхо афганской войны
Эхо афганской войны
Назначая Александру Михайловичу встречу, я очень волновалась: доверит ли он свой рассказ о войне женщине-корреспонденту? Оказалось, что волновалась не только я, но и мой собеседник тоже. Переживали мы напрасно. Разговор сложился.
- Александр Михайлович, расскажите о себе.
- Родился и вырос я в Верховажье. Верховажскую среднюю школу окончил в 1979 году. Классным руководителем была Галина Яковлевна Чугреева. Воспользуюсь случаем, скажу, что это моя любимая учительница. До сих пор мы поддерживаем добрые отношения. Свое будущее думал связать с гражданской авиацией. В наше время хорошо была поставлена профориентационная работа с выпускниками школ. Как-то в наш класс пришел Г.Д.Замятин из Верховажского военкомата, агитировал парней поступать в военные учебные заведения. Тогда я и поменял свое решение. Успешно поступил в Кировское военное летно-техническое училище, и по его окончании, получив профессию техника-механика вертолета, по распределению попал в Краснознаменный Закавказский военный округ в г. Цхинвали (в настоящее время – г. Цхинвал), это столица Осетии. Там я узнал, что наша вертолетная эскадрилья готовится к вылету в Афганистан. Иначе бы нас и не направили на Кавказ, где мы проходили горную подготовку. Как и ожидали, в июне 1983 года нас отправили в Демократическую Республику Афганистан.
- Вы, молодые, двадцатилетние ребята, понимали, что за словами «… выполнять служебный долг за пределами Отечества» кроется совсем другое. То есть вы идете на войну?
- Понимали.
- И вот вы в Афганистане. Война, пули, смерть и ваша работа. Какова была задача вертолетчиков?
- Наша эскадрилья сопровождала военные автомобильные колонны, на горных участках они часто подвергались обстрелу. В каждой автоколонне был авианаводчик, он давал нам координаты, а мы вели обстрел. Также участвовали в поисках караванов, которые доставляли душманам оружие, мы уничтожали их. Да, это была война.
- Вы не сразу согласились на этот разговор. Почему? Не хочется ворошить воспоминания?
- Конечно, не хочется.
- И расскажете, конечно, не обо всем?
- Конечно… Уж простите…
- Александр Михайлович, во время войны Вам удалось побывать дома?
- Через 12 месяцев нас отправили в краткосрочный отпуск, в санаторий г.Дурмень. Но мы постарались по документам «пройти» лечение, а сами уехали домой, к семье.
- Вы тогда уже были женаты?
- Да.
- Наверное, не имеет смысла задавать Вам вопрос, переживали ли Ваши родные: жена, родители по поводу Вашего пребывания в Афганистане? Конечно, переживали. А что Вы сами, оглядываясь назад, думаете о том времени? Страшно было?
- Страшно, как и всякому нормальному человеку. Видел смерть, терял друзей, отправлял груз 200.
- Когда закончилась Ваша война?
- В сентябре 1984 года наша эскадрилья ушла на прежнее место службы. На смену нам в Афганистан отправилась другая. В апреле 1985 года я был уже в группе советских войск в Германии. Там 5 лет работал по специальности. Там же была и моя семья. А в 1990 году вернулся в г.Торжок Тверской области в Центр боевого применения и переучивания летного состава, работал инструктором практического обучения личного состава и летчиков иностранных государств.
- А язык?
- Работали с переводчиками. В 1995 году направили в Сирию для испытания вертолетов российской сборки. В Сирии был три месяца.
- Надеюсь, на этом Ваше участие в боевых действиях закончилось?
- Нет. В 2000 году направили в Чечню, где шла вторая чеченская кампания. Выполнял те же задания, что и в Афганистане: сопровождали наши колонны, уничтожали караваны с оружием, наркотиками, зачищали населенные пункты, в которых располагались боевики. А если по-нашему, по-военному, то участвовали в контртеррористической операции. Ну, был еще в Африке в качестве миротворца, когда там тоже шли боевые действия. Охраняли беженцев, прикрывали наши самолеты на аэродромах во время их посадки. А в 2004 году в звании подполковника ушел в отставку.
- Александр Михайлович, было бы несправедливо не задать Вам вопрос о наградах.
- В Афганистане досрочно получил звание старшего лейтенанта. Награжден орденом «За службу Родине» III степени, медалями «За воинскую доблесть» I степени, «Миротворец», «От благодарного афганского народа», юбилейными - «За безупречную службу» I, II и III степеней, «За отличие в воинской службе» первой степени, имею боевой знак «Воин-интернационалист»…
Награды… А что за ними? Огромное чувство ответственности за свою страну, свой народ, за тех, кто там, на земле, ждет помощи. И, конечно же, страх умереть в 20 лет, попасть в плен, что часто хуже смерти, тоска по Родине, переживания за родных. Чужая земля не пожалеет, не пощадит, не поможет… Парни, парни, в каком же пекле вы все были! Чего и кого ради? Остается только молиться за них, за живых и мертвых…
Рассматривая фотографии Александра Михайловича, на одной из них увидела рядом с солдатами Эдиту Пьеху. Подполковник рассказал, что во время службы к ним в часть приезжали артисты Александр Розенбаум, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха и музыкальные ансамбли. Тогда они помогали нашим ребятам «быть» ближе к дому, давали им почувствовать, что они не забыты, что их любят и ждут. Афганская и чеченская войны породили много стихов и песен. Писали их те, кто там был. Часто между корявых строк «сочилась кровь», а в каждом слове – боль и любовь к своей земле:
И снова в бой…
ныряю в темноту,
Тащу ребят
из огненного ада,
Вдруг просыпаюсь…
весь в поту,
Холодный пот –
вот вся моя награда…
- Александр Михайлович, Вы, участник афганской и чеченской войн, с каким чувством слушаете стихи и песни на эту тему? И слушаете ли?
- Нечасто. Не могу слушать песню Александра Розенбаума «Черный тюльпан». На моих глазах погиб мой друг Алексей Чумак, а вместе с ним и Виктор Скобликов… Все это непросто… Необъяснимо…
- И не забыто?
- И не забыто. И никогда не забудется…
…Два года назад супруги Житнухины, Нина Павловна и Александр Михайлович, вернулись в Верховажье в свой родительский дом, где проживает мама Александра – Нина Александровна Житнухина. Я знаю эту скромную и трудолюбивую женщину. Она долгие годы работала в Верховажском райпотребсоюзе. Низкий ей поклон за сына, настоящего воина-защитника. Мы гордимся такими людьми.
Сейчас новоселы «подправляют» родительский дом, обрабатывают приусадебный участок, наслаждаются родной природой, лесом, речкой, почти ежедневно ходят на лыжах, катаются на коньках. Их сыновья, Виктор и Евгений, окончили высшие учебные заведение. Сыновья гордятся своими родителями: отцом за его храбрость, отвагу, за его боевые награды, мамой - за ее великое терпение и мужество ждать с войны самого родного и близкого человека. Помните, как об этом писал Константин Симонов: «…Не понять, не ждавшим им, как среди огня ожиданием своим ты спасла меня…»
Уважаемые Александр Михайлович и Нина Павловна! Добро пожаловать на свою малую родину! Пусть в вашей семье живут покой и благополучие, счастья и радости вам! Мне было очень приятно познакомиться с Вами. Спасибо Вам, Александр Михайлович за то, что Вы - доблестный воин, настоящий мужчина, замечательный семьянин, сын, муж, отец. Мы гордимся Вами!
Нина Юренская.