- Главная
- Наши современники
- Галина Воробьева: "Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле"
Галина Воробьева: "Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле"
От нянечки в детском саду до руководителя крупнейшей школы района. Профессиональный путь Галины Воробьевой насыщен событиями и людьми: под ее руководством в разные годы были не только учителя и тысячи учащихся, но и воспитанники детского дома, который работал в Верховажье в «нулевых». Что помогает находить выход из непростых педагогических ситуаций? Удается ли директору школы побыть просто женой и мамой? Что главное в работе руководителя? Этим и не только Галина Ивановна поделилась в беседе с нашим корреспондентом.
Нравилось работать с малышами
– Галина Ивановна, до нашей беседы Вы говорили, что не любите и не хотите рассказывать о себе – почему?
– Да, я считаю, что должны люди о человеке рассказывать. А если нечего сказать, значит, человек еще не заслужил этого.
– Больше о человеке говорят дела, а не слова, поэтому предлагаю о них и поговорить.
– Хорошо, попробуем.
– У Вас всегда было понимание, что хотите с детьми работать?Как Вы пришли в профессию?
– Я всегда очень любила детей. В школьном возрасте летом работала в садике нянечкой. Я была уверена, что свою жизнь обязательно свяжу с детьми.
– Была потребность в работе или, скорее, это был интерес?
– Потребности как таковой не было, мне просто нравилось. Я всегда работала в ясельках. Помню, там девочка Машенька была – такая маленькая, пухленькая, я бежала, чтобы только ее увидеть. Нравилось работать с малышами. Не из нужды. Но и денежку удавалось заработать – к началу учебного года. После – в институте – тоже работала, не надеялась на стипендию и маму, которая в это время одна меня воспитывала.
– Может быть, кто-то из значимых взрослых был для вас примером в педагогическом деле?
– В семье у нас не было педагогов. А в школе я очень любила учителей. Моим любимым классным руководителем была Мария Васильевна Кононова. Из своих учителей добрым словом вспоминаю Галину Николаевну Новикову, Нелли Николаевну Савину, Галину Яковлевну Чугрееву. Хотелось чем-то быть похожей на них. Еще будучи ученицей, я любила тетради проверять, что-то писать, объяснять, выходить к доске. Мне нравилось вожатой работать в летнем лагере.
– С Вашего детства насколько сильно изменилась школа?
– Очень. И в материальном плане, и в плане оборудования. Сейчас школа – цифровая, в каждом кабинете компьютеры, интерактивные доски. Мы тогда об этом даже не мечтали. Раньше было принято все делать в темных красках – темно-зеленые стены, коричневые столы, деревянные доски, полы... Сейчас все совсем другое – светлое. Появились «Точки роста» и возможность у детей заниматься не только учебной, но и внеурочной деятельностью.
– А дети?
– А вот дети – нет. Какие тогда были, такие и сейчас! Часто современных детей критикуют, а мне кажется, в наши времена тоже они были разные, и хулиганы, и отличники. Каждый ребенок – личность. Его надо воспитывать только своим личным примером, но многое идет и из семьи.
Дети обладают особой энергетикой, от них заряжаешься позитивом, оптимизмом, становишься более молодым. Наша работа самая лучшая, интересная. Это единственная профессия, которая работает на будущее.
Мы поддерживаем традиции – в виде школьной формы, я к этому стремлюсь. В прошлом году мы ввели темно-синий цвет школьной одежды. Мне хотелось бы, чтобы и педагоги придерживались единообразия в одежде. На праздники мы, администрация школы, сейчас одеваемся в едином стиле – брюки, белая рубашка и галстуки, значки с эмблемой школы.
– Идея и дизайн Ваши?
– Идея моя, все ее поддержали – «заказали, оделись». Дизайн – коллеги. Я обычно что-то «выдумываю», а коллеги дорабатывают и воплощают.
– Здорово, что Вас поддерживают! То есть, Вы в коллективе – мотиватор?
– Мы не стоим на месте, каждый день что-то меняем. Вот только что мне пришла эсэмэска – прислали вариант одной моей задумки. Я давно мечтаю установить в школе большой-большой глобус на полу, чтобы школьники лучше знали географию – где что находится, как называется. Вот открою – посмотрю, сколько стоит моя мечта! Но мы все равно его купим и поставим – для детей. Мы и географические карты мира на стены повесили, таблицу умножения... Или вот недавно разместили баннер о том, какие книги должен прочитать каждый человек в своей жизни. Для кого-то это будет мотивация сходить и взять эту книгу, а кто-то просто хотя бы запомнит, кто автор произведения. Один из великих сказал: «Только тот будет управлять людьми, кто читает книги, а не смотрит телевизор». Это так и есть. В общем, в школе все должно приносить пользу, а не висеть «просто так», дети должны все видеть наглядно, это же все равно запоминается!
«Поехала за мужем в деревню»
– Вернемся к институту. Дальше как Ваша карьера развивалась?
– Я еще в институте вышла замуж и поехала за мужем. В лесной поселок Макарцево. Места мне в школе не нашлось, потому что там только начальная школа была. И я пошла к заведующей детским садом Людмиле Соломатовой. Говорю: «Мне нужна работа». Она: «Так отпустите меня в отпуск!» В общем, так я пошла в садик. Ну, а потом меня пригласили в Верховажскую среднюю школу… Позвонили в Макарцево и сказали – в школе есть место вожатой. Желаете? Я сразу согласилась! С этого я и начала свою деятельность. Поначалу было очень сложно. Помню, директором тогда была Римма Александровна Булганина, и она мне еще дала в нагрузку часы физики, астрономии, потом математики немного, затем – классное руководство. Классы были тогда большие – по 38 человек.
Свою педагогическую деятельность в Верховажской школе Галина Воробьева начала с должности пионервожатой. Спустя годы, к 100-летию Пионерии Галина Ивановна вновь надела форму, в которой когда-то работала. Сейчас этот наряд хранится в школьном музее
– Для поколения, которое не застало советскую реальность, поясните, в чем была задача пионервожатых в школе?
– Я была вожатой ровно год. Каждый класс, скажем так, был пионерским отрядом, носил имя пионера-героя. У каждого отряда был председатель, свой план работы, горн, барабан. Все отряды объединялись в школьную пионерскую дружину. Проводились различные сборы, линейки. В нашей школе все строились в большом спортзале. На линейках давались пионерские задания, их было очень много – макулатуру собрать, например, или металлолом, оказать шефскую помощь ветеранам, младшим классам... Там же и награждали отличников в учебе и спорте. Задача вожатых была организовать и курировать всю эту воспитательную работу.
«Вместе с коллегами мы читали психологов»
– Детский дом – он появился в Верховажье в начале двухтысячных, и Вы долгое время были там руководителем. Расскажите об этом периоде: не каждый психологически может такое выдержать...
– Почему я пошла туда? В 27 лет меня поставили заместителем директора по воспитательной работе в школе. Коллектив был большой тогда – все такие опытные! Многие из педагогов меня учили раньше в школе. Я согласилась. И где-то 15 лет я проработала замом на этой должности. Потом поняла, что я подвыгорела – думаю, надо сменить деятельность. В то время как раз в Верховажском районе было много детишек, находящихся в трудной жизненной ситуации... У руководства появилась идея открыть свой детский дом, чтобы не увозить ребят из родных мест. Я пришла к Валентине Александровне Брагиной и сказала, что хочу себя попробовать в качестве директора детского дома. Она не отказала. Отработала я там в итоге 12 лет.
Специфика работы, конечно, совершенно разная в школе и детском доме, это как небо и земля. Ты там должна быть «всем»! Если в школе ты знаешь, что дети уходят после уроков в свои семьи, то тут они с тобой круглосуточно. Ты и мамой должна быть, и руководителем. Им нужно было давать и то, что нужно детям, и приучать к дисциплине, потому что у каждого свой характер, не всегда простой. Мы всем коллективом тогда читали книги замечательных педагогов и психологов: кто Сухомлинского, кто Макаренко, потому что иногда было очень сложно найти выход из ситуации. Я всегда говорила: если не можем найти решение, давайте еще почитаем, подумаем, как можно этот опыт к нам применить... и мы читали, потом обсуждали. Я и до сих пор люблю Макаренко читать – иногда не знаешь, как поступить не только с детьми, но и с педагогами или с родителями.
Поездка в Санкт-Петербург с воспитанниками и работниками детского дома. 2000-е годы
– Какими были эти ситуации? Конфликты внутри или вовне?
– Конфликтов как таковых не было, но иногда возникали неприятные ситуации, из которых нужно было найти выход. Был у меня случай – прибегает парнишка, плачет: «Галина Ивановна, скажите, что мы не из «деддома»! Мне все об этом в классе говорят!» Я говорю – «Конечно, ведь в «деддоме» одни деды живут, а у нас «детский дом». Мы никогда не называли себя «детдомом», и ему это показалось обидным. Мы тогда, помню, пригласили весь его класс и показали, как мы живем: что у нас также красиво и есть все, что есть в обычных домах, что дети ни в чем не нуждаются и занимаются привычными для ребенка делами.
У нас был свой огород, и у каждого – своя грядка, за ней ухаживали, собирали урожай. Была своя корова, которая давала молоко. Баня, теплицы, красивый сад... Только функцию мам и пап выполнял весь коллектив.
В школе бывали разные ситуации – как и все дети, наши могли не выучить домашнее задание, например, или сбежать с урока. Вот мы думали, как поступить. Я знаю, что в некоторых семьях родители могут позволить себе разное, резко схватить, допустим, ребенка в попытке вразумить. Здесь этого делать нельзя. Только слово, только убеждение и свой личный пример. И состав воспитателей, я считаю, у нас был очень удачный. Мы все жили этими детьми. Случайный человек там не сможет работать. Там детей надо любить и принимать такими, какие они есть.
– Это были дети с живыми родителями?
– Да. Сирот почти не было. Либо мама, либо папа были, как правило, лишены родительских прав.
– Вы поддерживаете отношения с воспитанниками?
– Конечно. Я за ними слежу и всегда радуюсь успехам. Первое время мы часто встречались, теперь реже – все взрослые, разъехались, почти у всех семьи.
– Чему вас научил этот период?
– Наверное, терпению. Еще больше дисциплине, требовательности. Без этого никак. Быть примером – начинать с себя. Относиться к людям так, как ты хотел бы, чтобы к тебе относились. Но вообще, я бы не сказала, что быть руководителем – это совсем сложно. Это интересно! В этом деле нет шаблонов «нужно поступить так и не иначе». Каждая ситуация – это новый выход. Можно целую книгу-руководство написать по решению проблем, но всегда возникнет такой момент, когда ты не знаешь, как поступить, и делаешь так, как подсказывает сердце.
Вот я и сейчас говорю – ну не сделать из всех отличников! Самое главное, чтобы ребенку было комфортно в школе, чтобы ему хотелось сюда идти. Пусть он будет троечником, но главное, чтобы он стал хорошим человеком. Наша задача – понять ребенка, почувствовать, встать на его место. Я часто коллегам говорю: «Относитесь, как к своим детям». Вот я в детском доме часто себя спрашивала: «А если бы это был мой сын, как бы я поступила»?
– Я слышала историю, что ваши дети из детского дома первыми в Верховажье увидели салют. Как Вам это удалось?
– Раньше предприниматели дарили на Новый год подарки детям, и как-то раз звонит мне наш местный предприниматель Николай Хамалинский, говорит: «Хочу устроить твоим детям сюрприз». Я ему – «Тебе количество детей сказать»? Он – «Нет, этого на всех хватит, ты главное всех на улицу выведи!» Мы тогда отмечали Новый год, как в обычных семьях: делали вместе оливье, готовились. Я и своих сыновей туда водила, чтобы отпраздновать всем вместе. И вот мы сидим, в условленное время выходим на улицу... И видим чуть пониже нашего здания этот салют! Он на всю Наумиху гремел, многие вышли из домов, не все поняли, что происходит. В то время в Верховажье еще не было салютов. Он был такой большой! Я в тот момент плакала – мои дети это увидели, это было для них. Думаю, тот Новый год стал для них незабываемым.
– Почему Вы решили уйти оттуда? Детский дом еще работал после Вашего ухода?
– Еще три года проработал. Я бы ни за что не ушла из детского дома, меня очень попросили, точнее сказать, – уговорили вернуться в школу на должность директора. Я долго раздумывала – как же я оставлю детей. Но потом поняла, что эти же дети будут приходить и в школу, будут, так сказать, под моим крылом.
«Возле школы были ямы»
– Помните первые дни работы директором школы? Как Вы себя ощущали?
– Ну как вам сказать... Трепет, волнение, коллектив за время моего отсутствия обновился, ну и я уже прикипела к детскому дому, и страшно немного было. Я не знала, за что схватиться, надо было приемку зданий провести – и там, и здесь. Потихоньку начала делать все, чтобы подготовить школу к учебному году. Была поддержка большая от района. Юрий Вячеславович Ордин тогда главой был. Средств очень мало выделялось, но они все равно нам помогли. Сразу машину дали. Возле школы, помню, такие ямы были. А ведь все начинается с порога. Мы взялись за ремонт, положили асфальт, что для Верховажья тогда тоже было диковинкой. Надежда Петровна Бугаева (заведующая отделом образования – прим. ред.), Наталья Борисовна Кузнецова (заместитель главы по социальным вопросам – прим.ред.) помогли, меня не оставили одну. Ну и коллектив меня нормально принял. Я не скажу, что всё сразу было гладко, но в конечном итоге всё хорошо.
Педагогический коллектив Верховажской средней школы им. Я.Я. Кремлева. 1 сентября 2023 года
– Вы говорили про важность дисциплины. Вы по жизни дисциплинированный человек?
– Я думаю – да, мне нужно, чтобы все было в порядке. Я не люблю опаздывать. Если мне что-то нужно, я это сделаю, пусть хоть полночи просижу. Я и детям всегда говорю: нет дисциплины – нет ни знаний, ни порядка.
«Дома – надежный тыл»
– Галина Ивановна, Вы столько времени и энергии отдали по сути чужим для вас детям. Осталось ли что-то на своих?
– Понимаете... Главное – я всегда чувствовала поддержку своего мужа. Он всегда были остается для меня настоящей опорой, помощником, советчиком во всех делах. Учительские мужья и дети – они самые обделенные, им всегда не хватает внимания со стороны жены и матери. Муж – спортсмен, и сыновей, начиная с годика, возил с собой на занятия, на разные секции. Я всегда знала, что дома у меня – надежный тыл.
Они дома все сами могли сделать – не было такого, что я ушла, например, на работу, а полы остались немытыми. У них график был – кто моет посуду, кто полощет белье, кто в магазин идет. Гладили белье, пуговки пришивали. А я отдавала себя работе. В итоге они выросли самостоятельными людьми. Сейчас тоже муж очень помогает – мы ухаживаем за моей мамой. Когда я работаю, он за ней приглядывает. Он уже вышел на отдых, но сидеть без дела не может: завел пчел и обустроил пасеку, занимается теперь медом. Влюблен в это дело.
Галина Ивановна с мужем и сыновьями. 1990 год
– Это до сих пор достаточно болезненный вопрос для многих женщин – распределение своего ресурса. Кто-то уходит в семью, кто-то – фокусируется на карьере. Найти баланс удается единицам, поэтому всегда любопытно послушать человека, у которого это получается. У вас когда-либо стоял перед собой вопрос – карьера или семья?
– У меня не было такого. Более того – одно дополняет другое. Если нужно принять решение по работе, я иду в семью, говорю – так и так. И меня всегда поддерживают.
И муж мне тоже никогда не говорил – семья или школа. Да, если я дома что-то не успела, значит, он сделает. А тем более дети. Они уважают любое мое решение. И не только уважают, но и помогают.
«В любом деле должно быть терпение»
– Вы уходили на какое-то время работать в администрацию. Почему вернулись обратно?
– Работа с детьми очень затягивает. Я поняла, что мне это ближе. Но попробовала себя в новой роли, это тоже большой опыт. И нисколько не жалею, что уходила и работала там. Не скажу, что у меня там не получилось что-то, я очень много для себя оттуда взяла. Также и депутатская деятельность. Вот уже пошел третий созыв, как я в этом статусе, и тоже нисколько не жалею. Хочется жить и делать для людей. Ведь депутат не просто приходит на заседания. Это означает, что к тебе каждый день могут приходить люди – спрашивать, интересоваться. И мне это нравится. Особенно, когда удается кому-то помочь. Даже если у меня, как у директора школы, нет понимания, как решить тот или иной вопрос, буду узнавать, как можно помочь.
«Галина Ивановна, а можно нам с Вами сфотографироваться?» День учителя, 2022 год
– Одна из достаточно острых тем – деревянная начальная школа. Не раз поднимали вопрос о ветхости здания и о том, что учиться в нем небезопасно. Движется ли работа в этом направлении?
– Я очень мечтаю о новой пристройке и о том, чтобы всех туда перевести. Я считаю, что количество детей в Верховажской школе будет всегда достаточным, чтобы она была востребована. Мощность вот этого кирпичного здания – 700 человек. Пристройка необходима, чтобы уйти и от учебы в две смены.
Может быть, нужно это деревянное столетнее здание отремонтировать и оставить для внеурочной деятельности, но целый день... Нет, надо идти в ногу со временем и создавать все условия для детей.
Сейчас наши власти все для этого делают. Губернатор Олег Александрович Кувшинников выделил 12 миллионов для проектно-сметной документации, и должен пройти аукцион, чтобы определить подрядчика для разработки сметы. И я думаю, что дело пойдет. Смета будет, место есть где строить. В этом заинтересован и округ. И я очень надеюсь, что все получится!
– Непонятно, в чем до этого была загвоздка?
– Нуждающихся школ очень много. В городах, например, иногда учатся по три смены. Предполагаю, что нужно сначала сделать школы с большим охватом детей. Не будут начинать, грубо говоря, с деревни, где 25 человек, все по ситуации смотрят. А потом и до нас очередь дойдет. Как было с дорогой на Прибрежный – все постепенно сделают. Надо немножко подождать. В любом деле должно быть терпение.
– Сейчас многие говорят о том, что молодые специалисты не хотят идти работать в школу. Как у Вас с этим дела?
– В целом идут работать. Но и уходят тоже. Понимаете, от человека многое зависит – можно и зарплату дать высокую, и условия создать, но нужно, чтобы человек сам умел и любил работать с детьми, а это же очень сложно.
– Как Вы оцениваете на сегодняшний день ситуацию с кадрами в Вашей школе?
– Я скажу так – все предметы с начала учебного года преподаются. Конечно, мы бы могли пригласить в школу еще учителя английского языка, математики... Но так или иначе все предметы ведутся.
– То есть, ученику Верховажской школы ничто не мешает всесторонне в ней развиваться?
– Конечно. Ничего! Всё есть. В школе созданы все условия для учебы. С детьми занимаются высококвалифицированные, опытные, компетентные педагоги, которые учат их не только в рамках программы, а дают гораздо больше учебного материала. Проводится большая внеурочная деятельность: спорт, танцы, музыка, кружки технической направленности, театр. У нас проводятся конференции и конкурсы, олимпиады, в которых дети не только с удовольствием участвуют, но и побеждают. Каждый может найти себе дело. Мы понимаем, что всесторонне развитому ребенку будет легче самоопределиться и найти свое место в жизни.
Вместе с кадетами и юнармейцами – в гости к ветеранам
«На любой вопрос можно найти ответ»
Мой традиционный вопрос – из последнего увиденного или прочитанного что Вас больше всего вдохновило?
– Пожалуй, это событие: мне очень придал силы конкурс «Директор года России», он проводился впервые, и я участвовала в региональном этапе. Знаете – я до сих пор нахожусь под впечатлением. Этот опыт дал уверенности, что я еще могу работать и приносить пользу.
Я долго не соглашалась. Мне позвонили: «Надо честь округа защитить, Вы только подайте заявку, больше ничего делать не нужно». Я думаю – ну ладно, подам. Меня еще подруга поддержала – говорит: «Давай-давай!» А вот когда я вышла в следующий этап, решила идти до конца... Были, конечно, моменты, когда я думала – «все, хватит с меня», но характер не позволил. И вот – благодаря поддержке администрации школы – я стала призером. Было трудно, но мы смогли!
А что касается книг – у меня есть любимая «настольная». Я ее называю палочкой-выручалочкой в любой проблеме. Она называется «Несвятые святые». Недавно я ее открыла, не зная, как выйти из ситуации. А там были такие строки: «Это мы не проходили! Это нам не задавали!» И проходили, и задавали. И все что надо, каждому по-своему разъясняли». И я это поняла так, что на любой вопрос есть ответ, любую проблему можно решить, просто посмотрев на нее с другой стороны. Главное в жизни – уметь слышать людей и тогда любая проблема решаема.
Пользуясь случаем, хочется поздравить всех нынешних коллег и ветеранов педагогического труда с Днем учителя и пожелать хорошего здоровья, мирного неба над головой, всегда ощущать любовь и заботу родных и близких людей. Желаю, чтобы вы всегда гордились тем, что вы учителя, потому что учитель – профессия дальнего действия, главная на земле.
Алена АЛЕКСАНДРОВА. Фото из архива Г.И. Воробьевой
«Верховажский вестник» №73 за 6 октября 2023 года