- Главная
- Наши современники
- Семейная "агрошкола" Веденских
Семейная "агрошкола" Веденских
Сегодня внештатный автор и друг «Верховажского вестника» Владимир Александрович Кондаков поднимает актуальную тему трудового воспитания детей. Основа которого в первую очередь закладывается в семье. Герои публикации – наши земляки из деревни Леушинская Липецкого территориального сектора Василий Николаевич и Галина Павловна Веденские и их внуки из Вологды и Москвы. Ребята с удовольствием и пользой ежегодно гостят у бабушки с дедушкой и познают азы крестьянского труда и мудрость деревенской жизни в большом приусадебном хозяйстве.
Уроки труда и агроклассы возвращаются в школы
В своих публикациях я не раз и не два подчеркивал важность посильного физического труда в воспитании детей. Об этом постоянно говорят и сами читатели, особенно пожилые, прошедшие суровую школу жизни и воспитавшие по четыре-шесть детей и больше. Надо сказать, что со мной не все соглашаются, в частности, молодые родители, что в общем-то вполне естественно. Каждый исходит из своего жизненного опыта, уровня образования, здоровья, культуры и т.д. В статье «Какова жизнь, таково и сознание» («ВВ» №95 от 14 декабря 2018 года) я писал, что «В основе воспитания всегда лежал труд. Много ли наши дети занимаются посильной работой дома и в школе? Умеют ли они ценить результаты чужого труда, нажитую копейку?».
Казалось бы, это прописные истины. Но вот как, например, отреагировала читательница из Верховажья: «Вот у меня лично язык не повернется сказать нынешней молодежи: «Спасение в физическом труде». Да не то сейчас время. Ломить, как ломили наши родители – есть ли в этом необходимость? Конечно, труд должен быть в почете и приучать к нему детей нужно. Но время сейчас совершенно другое, думать и работать требуется больше головой. А возвраты к прошлому не сработают, как мне кажется». Такую противоречивую позицию занимает психолог, при том семейный.
Простите, но разве я и другие сторонники трудового воспитания когда-либо предлагали ломить как наши родители?! В этой фразе слышится не только сочувствие, но и осуждение. Справедлива ли такая оценка? Ведь если бы они «не ломили», то и нас на белом свете не было бы. Их поистине героический труд возродил нашу страну после военной разрухи и вывел СССР на второе место в мире. Сорок пять лет мы жили в мирной обстановке, и это дорогого стоит.
После публикации упомянутой статьи и отклика читательницы прошло всего лишь пять лет и, как видим, жизнь заставила вспомнить советское прошлое и на законодательном уровне признать трудовое воспитание неотъемлемой частью образовательного процесса. В декабре 2023 года Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла поправки в закон «Об образовании». В частности, речь идет о введении обязательных уроков труда в начальной и средней школе с 1 сентября 2024 года.
«Трудовое воспитание – неотъемлемая часть образовательного процесса. Если в детстве ребенку прививать трудолюбие, то в будущем у него все будет хорошо», – считает глава Госдумы Вячеслав Викторович Володин. Об этом он знает не понаслышке, поскольку сам вырос в сельской местности.
Наконец-то свершилось то, чего большинство родителей и учителей добивалось десятки лет. Политическая, экономическая и социальная подоплека данного решения вполне понятны. Важно отметить, что первоначально трудовые навыки должны прививаться и закрепляться в семье, в быту будущего школьника.
Еще одно новшество, ломающее, казалось бы, нерушимые представления о роли труда в сельской школе – агроклассы. Основная цель – показать, что поле, огород – это не только утомительная работа, а интересное увлечение, современное механизированное производство и, возможно, будущая профессия. Можно сказать, что это современный вариант давно забытой практики, когда школьники занимались сельхозработами и уходом за животными. И начинать новое дело желательно опять с семьи.
Конечно, в советское время все делалось более основательно. В моем архиве хранится удостоверение тракториста, выданное мне основании школьного свидетельства. В Чушевицкой средней школе имелся гусеничный трактор, различное оборудование. Практику мы проходили в ремонтных мастерских Чушевицкой МТС (машинно-тракторные станции) и районного отделения «Сельхозтехника» в с. Верховажье.
Удостоверение тракториста могли получить выпускники Чушевицкой школы в 1960-х годах
Участвовали в полевых работах колхоза имени Ленина. Помнится, как будущий полковник Советской Армии Сергей Мефодьевич Шадрин на колёсном тракторе боронил пашню в Подцерковье.
Будем надеяться, что выпускники агроклассов сумеют возродить хотя бы малую часть заброшенных полей.
«Впервые петуха услышала по радио…»
Начало июня. На часах семь, пора ехать «доить корову». Обычно около крыльца Веденских меня встречают две кошки, на ступеньках вижу обувь хозяев. Но сегодня на самом виду – шесть пар детской. «Ага! – думаю, – значит, приехали городские внуки. Правда, не все семеро, а только шесть. Ване пять лет, Роме и Алеше по семь, Диме девять лет, Насте и Саше по 11. Позже приедет Юля, ей 16 лет. Значит, снова заработают домашний детский сад и бабушкина «агрошкола». Хлопот у Галины Павловны и Василия Николаевича несомненно прибавится... Прибавится? Не то слово. Увеличится многократно!»
Гости за завтраком
Зато в конце лета порадуют и результаты. Без сомнения, по уровню знаний и умений их внуки обставят большинство коренных верховажских сверстников. Современный сельский ребенок познает окружающий мир во многом условно с помощью технических средств и СМИ. Да только ли ребенок? Как мне представляется, редкий выпускник Чушевицкой средней школы лошадь, игривого жеребенка с пушистым хвостиком и даже корову с приплодом видел на деревенской улице или на пастбище, в основном – только в телевизоре или на экране компьютера. Не говоря уже об овцах, баранах, маленьких ягнятах. Боюсь, что не каждый сумеет различить колосья ржи, пшеницы и ячменя. Поле для них – не меньшая загадка. Как-то раз знакомая пенсионерка рассказала, что впервые петушиный голос ее внучка услышала по вологодскому радио. Это была заставка из передачи Татьяны Ляпиной про личные подворья пенсионеров. Уже много лет редакция радио лишена возможности выезжать в сельские районы, поэтому информацию получают по телефону. «Радиопетух» помогает организовать передачи о жизни и быте современной деревни. И на этом спасибо Татьяне Алексеевне.
Как бабушка из коровы «достает» молоко
Внуки Веденских ежедневно видят, насколько прилежно работают дед, бабушка, соседи. Каждый, согласно возрасту, оценивает их труды. По мере сил они помогают, и это не проходит бесследно. Приобретают навыки практической работы, углубляют и закрепляют познания о сельской жизни. Даже свое будущее планируют с учетом опыта, нажитого в деревне. При виде коровы где-то в другом месте, в другой обстановке, они вряд ли воскликнут: «Мама! Смотри – корова! Настоящая! Как в телевизоре».
По вечерам с нетерпением ждут возвращения Чернушки с пастбища, все вместе идут ее встречать. Хочется поскорей пригнать домой и посмотреть, как бабушка будет «доставать» из нее молоко. Но вот коровье вымя вымыто теплой водой с мылом и тугие струи звонко ударяют в стенку дойника. «Бабушка, откуда у Чернухи берется молоко? Ведь она кушает зеленую траву и сено, пьет прозрачную воду, а молоко белое. Почему так бывает?» – спрашивают внучата. Не обижаются, если кисточка коровьего хвоста иногда «смажет» по лицу.
На уроке труда «Кормление животных». Слева направо: Саша, Алёша и Настя
«Первые двадцать дней теленок Мартик жил вместе с матерью. Дети с интересом наблюдали, как он пристраивался и сосал молоко. Знают, почему потом его содержат отдельно от мамы, – рассказывает Галина Павловна.
В нашем хозяйстве есть поросята: маленькие и большие. Маленькие резвятся на солнышке вместе с ребятами, трутся об их голые ноги, что нравится тем и другим.
Весной все помогают сажать картошку, даже пятилетний Ваня. Потом ходят смотреть, не показались ли зеленые листочки. Знают, когда и почему следует окучивать, пробуют и свои силы. Толково могут объяснить, что такое сенокос. Саша (11 лет) участвовал в заготовке сена. Корову держим из-за внуков, но, наверно, последний год. Не представляю, как они переживут эту трагедию…»
Галина Павловна с Алешей
Мне было интересно узнать, что сваты Веденских, проживающие в Чагодощенском районе, тоже содержат большое хозяйство. Выращивают гречиху, кукурузу, поэтому внуки видели уборку урожая комбайном и жатву серпами.
Даже проживая в деревне, многие ли из нас едят настоящее сливочное или топленое масло? Конечно, вопрос риторический. В липецких деревнях от 95 коров осталось четыре.
Любопытно, что внуки Веденских масло делают сами, усердно работая мутовкой в горшке со сметаной. Здесь нужны усидчивость и терпение. Эти качества характера им не занимать. Детям определено место и время для катания на велосипедах. Причем каждый делает столько кругов, сколько ему лет.
По вечерам школьники читают книги согласно учебных программ, рисуют карандашами, играют в шашки. Младшие на ночь читают вслух.
Обо всем, что я написал про «агрошколу» Веденских, мне рассказали хозяйка дома и ее воспитанники. С детьми я общаюсь не первый год и вижу насколько приятно и полезно им жить в деревне и насколько непросто Галине Павловне «работать бабушкой» семерых внуков. Пожелаем же им здоровья, усердия, благополучия в нынешнем и будущих летне-осенних сезонах.
Владимир Кондаков. Фото автора и из архива семьи Веденских
«Верховажский вестник» №60 за 16 августа 2024 года