- Главная
- Наши современники
- Тринадцать — это звездная дюжина
Тринадцать — это звездная дюжина
В этом году 13 талантливых педагогов приняли участие в конкурсе. Каждый из них заслуживает уважения уже за то, что решился на этот шаг. Поверьте, подготовка к обычному уроку отнимает много времени, а уж к конкурсному и того больше. Когда смотришь со стороны, кажется, как легко и просто все получается у учителя, но чтобы добиться этого, приходится трудиться. То не можешь определиться с темой или формой урока, то не знаешь, как выстроить этапы. Не ошибусь, если скажу, что конкурсанты несколько раз переделывали свой конспект, пока не пришли к нужному варианту. А бывает и так: урок готов, до конкурса осталось буквально пара дней, а душа не на месте. Что-то не дает расслабиться и заняться другими делами, например, обобщить свой педагогический опыт или подготовить представление о себе. И это беспокойство заканчивается полной переделкой урока. Ну и что, что спать накануне конкурса вообще не приходится. А ведь надо еще чем-то удивить жюри. Хоть блоху подковывай, хоть вечный двигатель изобретай!
Традиционно конкурс начинается с представления участников, каждый из которых рассказывает о работе и семье, увлечениях и мечтах. И хотя этот этап не оценивается, все педагоги постарались рассказать о себе в оригинальной форме: пели, читали стихи, гадали на ромашке, рассказывали сказку, показывали презентации.
Затем был самый сложный и волнительный этап — открытый урок. Сложный потому, что надо настроить незнакомый класс на работу, уложиться во времени, постараться не обращать внимания на жюри и гостей, которых иногда на уроке бывает больше, чем учеников. Да мало ли еще таких моментов, известных только учителю. Но нужно собраться и, как говорят педагоги: «Снова в бой! Покой нам только снится!»
Мне удалось побывать на уроках Ю.А. Семаковой (окружающий мир, 2 класс), А.В. Антуфьева (георгафия, 9кл.), Н.В. Мухориной (физическая культура, 4 кл.) и И.Е. Рогалевой (русский язык, 9 кл.).
С точки зрения методики все уроки были четко продуманы. В соответствии с новыми стандартами образования на первое место вышла самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности. Использовались информационно-компьютерные технологии. Сейчас без этого уже никуда, потому что компетентность в области ИКТ является одной из приоритетных целей образования. Кстати, не соглашусь с тем, что использование ИКТ на уроках ускоряет процесс подготовки к нему.
Педагоги ставили проблемные вопросы, создавали проблемные ситуации, чтобы дети сами формулировали тему, цели и задачи. Задания носили поисковый характер («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»). Девятиклассники и на географии («Крым — новая республика в составе Российской Федерации»), и на русском языке («Подготовка к написанию рецензии на спектакль «Посадская история») работали в группах. На ноутбуках для них были подготовлены папки с визуальным и демонстрационным материалом. Исходя из целей и задач урока, ребята выбирали нужную им информацию, делали презентации, которые потом демонстрировали одноклассникам.
Работа с ноутбуками была и во 2 классе, но на завершающем этапе: дети проверяли то, что усвоили за урок. Они решили тест и тут же узнали его результат.
В силу своих психологических и физических особенностей, связанных с возрастом, ученики начальной школы нуждаются в смене деятельности. Юлия Александровна провела для ребят спортивную веселую пятиминутку, Надежда Владимировна, наоборот, «разбавила» урок физкультуры интеллектуальными этапами (загадки о различных видах спорта). Дети были в восторге.
Перед жюри стояла сложная задача: по итогам первого дня выбрать из тринадцати семерых, кто продолжит участие на следующий день. Все конкурсные испытания были непростые. Инновационный педагогический опыт надо было не только изложить, но и умело его защитить. Уроки проходили с незнакомыми детьми и должны были соответствовать современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
В финал вышли И.В. Гаври-
люк, Н.В. Жигалова, А.В. Антуфьев, Ю.А. Семакова, Л.В. Лы-
кова, Т.В. Кочнева, И.Е. Рогалева. Им предстояла еще одна бессонная ночь, ведь впереди были новые испытания. Но все справились! Каждый «мастер-класс» продемонстрировал индивидуальность, профессионализм и творчество конкурсантов, а открытая дискуссия — умение убеждать, четко излагать свои мысли, находить весомые доводы.
С волнением ожидали результатов все: и участники, и их коллеги, и ученики. И чем дольше жюри совещалось, тем больше росло волнение в зале. Когда Галина Алексеевна Попова начала награждение, зал замер. С каждым врученным дипломом за участие росла интрига. И вот долгожданный момент: 3 место — Ирина Евгеньевна Рогалева, 2 — Лариса Валентиновна Лыкова, 1 — Юлия Александровна Семакова. Зал взорвался аплодисментами, криками «Ура!», «Молодец!», «Поздравляем!».
Юлию Александровну я знаю давно. Это опытный учитель и творческая личность. Ее уважают коллеги, любят ученики и их родители. Она же отвечает всем взаимностью. Уверена, что она достойно представит наш район на областном конкурсе «Учитель года».
Со словами благодарности в адрес педагогов и организаторов конкурса выступили Г.С. Непомилуев и Н.Б. Кузнецова. Очень приятно, что поздравляют участников и вручают им цветы и подарки не только коллеги и директора школ, но и члены профсоюза, а также главы сельских поселений. Ведь каждый конкурсант был в этот день победителем, так как победил себя, свои страхи и неуверенность в своих силах.
От души поздравляем их и педагогические коллективы, благодарим за титанический труд, за волю к победе, за творчество и мужество. Ведь конкурс закончился, а учебный год еще нет. А завтра —снова в бой! Покой им только снится.
Анна Нимчук. Фото автора.