В ваших руках растет душа

26.09.2014

Ольга Ивановна Петухова и Ольга Борисовна Данилова, воспитатели детского сада №8 (Липки).

ы приехали в детский сад №7, что находится в Шелотах. Ребята уже гуляли на площадке, территория которой поразила меня своими размерами. Вот где можно вволю набегаться, напрыгаться! Это очень важно, потому что современные дети очень мало двигаются. Старшая группа (4-7 лет) вместе с воспитателем Натальей Александровной Пономаревой играли в «Монаха». Помните? «Я монах, в синих штанах…».

В шелотском детском саду две разновозрастные группы: младшая (1,5-4 года) и старшая (4-7 лет). Всего дошкольное учреждение посещает 21 ребенок. Занимаются с ними три педагога: Н.А.Пономарева, О.Г.Кузнецова и Т.Н.Завьялова. Все они, по словам детей, добрые и отзывчивые. А заведующая детским садом Нина Павловна Завьялова характеризует их как ответственных работников, знающих свое дело.   Для меня остается загадкой, как можно организовать таких маленьких детей, а самое главное, как понять, что им нужно, если они и говорить-то толком не умеют. Но, понаблюдав за этой компанией, поняла, что они хорошо друг с другом ладят. 


На мой вопрос, легкая ли работа у воспитателя, Наталья Александровна ответила так:
«Я еще в школе училась, когда решила, что буду именно воспитателем, потому что летом мы с подругой подрабатывали в детском саду. Нам очень нравилось играть с детьми, гулять, читать им книжки. Поэтому после выпускного мы поехали поступать в педагогический. И вот там узнали, что воспитатель не только играет и гуляет с детьми, но и занимается чтением, рисованием, лепкой, природоведением, устным счётом. А также проводит с детьми игры, направленные на развитие внимания, сообразительности, навыков общения, этических и эстетических качеств. Организует времяпровождение детей и другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Одним словом, работа не из легких.


Готовиться к занятиям и различным праздникам нам приходится вечером или в выходные дни. Сейчас на помощь приходит интернет, но любой сценарий нужно адаптировать к своей группе. Сложность еще и в том, что с каждым годом дети становятся агрессивнее. И в этом нет ничего удивительного: они повторяют то, что видят на экране телевизора. Их сейчас и удивить чем-то сложно. На уме только телефоны и компьютеры.


Конечно, все дети разные, к каждому нужно найти свой подход, понять, что он любит, почему меняется настроение. Нужно уметь успокоить, отвлечь или даже развеселить. Но мне моя профессия нравится».


Поблагодарив Наталью Александровну, я сделала несколько общих снимков. А потом ребята попросили меня сфотографировать их по отдельности. Они наперебой предлагали мне разнообразные сюжеты игр на площадке, заодно рассказывая, как они живут в детском саду.

 

Затем мы отправились в Липки. Улица Солнечная, на которой находится детский сад №8, действительно оказалась залита ярким и не по-осеннему теплым солнцем. Площадка перед одноэтажным деревянным зданием желтого цвета была пуста. Как оказалось, дети уже пообедали и легли спать. Что ж, режим дня должен соблюдаться. Так что пообщаться с липецкими ребятишками мне не удалось. А вот разговор с воспитателями прошел в тихой спокойной обстановке, не совсем привычной для детского сада.


В этот день на группах работали О.И. Петухова и О.Б. Данилова. Здесь, как и в Шелотах, тоже две разновозрастные группы, только детей чуть больше. На данный момент 27. Третий воспитатель, Н.И.Петухова, была на выходном. Ольгу Ивановну и Ольгу Борисовну я попросила рассказать о своей профессии:
- Конечно, работа воспитателя не всегда видна полностью. От этого многие, наверное, и считают ее несложной. Наш рабочий день начинается раньше обычного, заканчивается — позже. Кроме того, постоянный шум: дети бегают, играют, смеются, плачут. Но для нас он давно уже стал привычным. И тихо в саду должно быть только в тихий час и вечером, малышей забрали домой.
На самом же деле профессия воспитателя важна и очень ответственна, ведь мы отвечаем за жизнь и здоровье детей перед их родителями. А нужно еще многому научить ребят: быть вежливыми, уметь делиться игрушками, вместе играть, наблюдать за природой. Жаль, что некоторые родители думают, что ребенку достаточно уметь читать и считать перед школой. Сейчас все чаще у детей встречается задержка речевого развития. Ребятам по 3-4 года, а говорят они плохо. Зря родители недооценивают развитие мелкой моторики. Ведь речь ребенка — на кончиках его пальцев, если можно так выразиться.


Мы организуем и проводим с детьми различные мероприятия, на которые приглашаем родителей. Они с удовольствием приходят. Проблема в том, что у нас нет музыкального работника, поэтому все приходится делать самим. Хорошо, что есть интернет: музыку, слова, танцы можно найти там. Но искать это приходится уже дома, в выходные, здесь времени нет.
Как сказала Татьяна Анатольевна Замятина, заведующая детским садом, коллектив у нее небольшой, но слаженный: «У каждого воспитателя приличный педагогический стаж.Ольга Ивановна и Ольга Борисовна имеют первую квалификационную категорию, Нинель Ивановна — высшую. Никакого контроля не нужно, они все прекрасно сами знают».
«Я думаю, - продолжает Татьяна Анатольевна, - что при работе с детьми прежде всего нужны знания педагогики и психологии, а еще — эмоциональность и доброжелательность. Маленькие дети, может быть, плохо понимают слова, но вот душу их сложно обмануть. Нужно любить их, быть искренними, тогда они с радостью придут в детский сад. И, конечно же, нужно огромное терпение, иногда не только в работе с детьми, но и в общении с родителями. Не все уделяют должное внимание воспитанию своих чад, считая это полностью заботой воспитателей.
А еще с каждым годом все больше и больше становится проверяющих структур, все предписания нужно выполнить, а финансирования нет. На большую помощь со стороны родителей рассчитывать не приходится, потому что их доходы в деревне невелики. Но и за то, что они нам не отказывают, большое спасибо. В прошлом году мы провели ремонт пола, в этом — сделали канализацию. Очень хочется, чтобы в саду было уютно и красиво».
Естественно, чтобы работать воспитателем в детском саду, нужно любить детей, быть тактичным и отзывчивым человеком. Современные дошкольные учреждения в список требований к специалисту включают высокие коммуникативные способности, эрудированность, грамотную и внятную речь. Чтобы организовать детский коллектив для постановки сценки для утренника, вывести на прогулку или уложить спать в тихий час, необходимо умение управлять детским коллективом, иметь крепкую нервную систему и быть внимательным.
От профессионализма, терпения и мудрости наших воспитателей, их внимания к уникальному и своеобразному внутреннему миру ребенка, зависит многое. Мы доверяем им самое дорогое, что у нас есть, — наших детей, нашу надежду.
В этот особый день мы присоединяемся к поздравлениям в адрес воспитателей и всех дошкольных работников! Желаем им здоровья и крепких нервов, хороших зарплат и побольше приятных моментов в их такой необходимой всем нам работе!

 Анна Нимчук.
Фото автора

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер