• Главная
  • Наша история
  • 75 лет спустя. Память о младшем политруке С.К. Огорельцеве бережно хранят его потомки

75 лет спустя. Память о младшем политруке С.К. Огорельцеве бережно хранят его потомки

05.05.2017

Костя Огорельцев с фотографией прадеда и в этом году пройдет в колонне "Бессмертного полка"

Вряд ли в нашей стране есть семья, которой бы не коснулась Великая Отечественная война 1941-1945 годов. У кого-то воевал дед, у кого-то отец, сын, муж. Из поколения в поколение мы повествуем об их светлом подвиге своим детям, внукам. Передаем и рассказываем истории о полученных наградах. Чтим память своих героев. Ведь все это – наша история. История семьи. История нашей страны.

Своя история, также передающаяся от поколения к поколению уже на протяжении более семидесяти лет, есть и в семье Огорельцевых. Ее главный герой – Сергей Константинович Огорельцев. О его судьбе и подвиге на страницах районной газеты 40 лет назад рассказал учитель-фронтовик Морозовской школы Юрий Федорович Дмитриевский. Эту статью, как и все, что связано с памятью о Сергее Константиновиче, бережно хранят уже три поколения Огорельцевых. Спустя четыре десятка лет «Верховажский вестник» вновь публикует ее.

Ко Дню Советской Армии 23 февраля 1976 года старшая дочь прислала мне из Волгограда две книги. Одна из них — мемуары Маршала Советского Союза А. И. Еременко «Сталинград», вторая — «Гвардейская Витебская». Так как мне больше года пришлось вое­вать в 51-й Витебской стрелковой дивизии, то вполне естественно, вооружившись подробной картой, читаю книгу «Гвардейская Витебская» в первую очередь.

Раз обе дивизии Витебские, то, значит, соседи и в боях много общего. В книге «Гвардейская Витебская» (Bерхне-Волжское издательство, Ярославль, 1975 год. Авторы А. Полянцев и В. Туткус) идет героическое и, что греха таить, печально-горькое повество­вание о том, как формировалась близ Ярославля 328 стрелковая дивизия из ярославцев, ивановцев, владимирцев, костромичей и вологжан, как храбро и мужест­венно сражались и гибли ее вои­ны в незабываемые годы Великой Отечественной войны. 328 дивизия прошла славный боевой путь от подступов к Рязани до Кенигсбер­га (ныне город Калининград). За героические сражения в Москов­ской битве зимой 1941—1942 года 328 дивизия приказом Верховного Главнокомандования была преобразована 24 мая 1942 года в 31 гвардейскую стрелковую дивизию.

Внимательно, с острым интере­сом и глубокими душевными переживаниями читаю книгу и на страницах 35 и 36 нахожу: «...С воинскими почестями младший сержант Смирнов (совершил отчаянный подвиг. – Ю. Д.) был похо­ронен в братской могиле вместе с останками 17 бойцов лыжного батальона войск НКВД, которые под утро 25 января 1942 года со­вершали дерзкую вылазку. Они проникли в центр деревни Хлуднево, забросали гранатами не­сколько домов, до отказа заби­тых фашистами, автоматными оче­редями истребили несколько де­сятков гитлеровцев, но вернуться в свою часть не смогли. 17 бой­цов, ведя неравный бой, отходили к окраине, а когда кончились бое­припасы, пытались прорвать кольцо окружения в рукопашном бою. Но силы были неравные. Все они погибли как герои. О мужестве и стойкости лыжников с волнением рассказали местные жители, видевшие этот бой. Сре­ди погибших были обнаружены тела политрука Агапова и млад­шего политрука Огорельцева. Установить личности остальных не удалось, так как фашисты изъяли у погибших документы, издеваясь над телами героев, изуродовали их, штыками выкололи глаза, при­кладами раздробили головы, а затем мертвых воинов бросили в сарай и подожгли его...»

При упоминании младшего политрука Огорельцева, геройски погибшего в этом бою, как элек­трическим током пронзает мысль: «Да не наш ли это Сергей Константинович Огорельцев, до­брейшей души человек, неоднократно бывавший в Морозове и женившийся на нашей односель­чанке? Не муж ли Нины Федо­ровны Киприяновой?»

Взволнован­ный иду к Нине Федоровне и прошу все документы о погиб­шем муже. Так и есть. Он! Кто же он, Огорельцев С.К.? В 1937 году окончил Ленинградский Коммунистический институт име­ни Н. К. Крупской и работал преподавателем педучилища в Смо­ленске, одновременно заочно учась в аспирантуре. Блестящая перспектива педагога, ученого. Но война все опрокинула. С трудом, под бомбежкой эвакуировав жену с малолетними сыновья­ми, Сергей Константинович бе­рется за оружие...

В феврале 1942 года Нина Федоровна получила страшное известие: «Ваш муж младший по­литрук Огорельцев Сергей Константинович, уроженец Архан­гельской области, Приозерного района, села Конево, в бою за Социалистическую Родину, вер­ный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит в бою 25 января 1942 года в де­ревне Хлуднево Смоленской об­ласти и похоронен в деревне Гульцево Думиничского района Смоленской области. Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии...» Далее следуют долж­ности, звания, подписи, штамп, печать.

Из справки, высланной Н. Ф. Кип­рияновой штабом 31 гвардейской стрелковой дивизии в августе 1942 года: «Выдана настоящая граж­данке Киприяновой Нине Федо­ровне в том, что Ваш муж млад­ший политрук Огорельцев Сергей Константинович действительно состоял на военной службе в 321 стрелковой дивизии, теперь 3 гвардейской стрелковой дивизии в должности старшего инструктора по пропаганде и агитации политотдела и убит 25 января 1942 года. Зарплату тов. Огорельцев получал 950 рублей в месяц. Выдана на предмет получения пен­сии». Из данного документа отчетливо видно, что Сергей Кон­стантинович пошел из штаба ди­визии на смертельный героиче­ский подвиг добровольно, ясно понимая важность, сложность и опасность боевого задания.

Последнее письмо Огорельцева С. К. жене и маленьким сыновьям: «Добрый день, дорогая Нина и мои дорогие сыночки! Пользуюсь случаем, чтобы по­слать вам письмецо. Живу пока хорошо. До сих пор выполняю поручения политотдела, все вре­мя вблизи от фронта, примерно в двух-трёх километрах от немцев. По­лучили ли вы аттестат и деньги, посланные с фронта. Новый год провел на позициях. Немец уди­рает в панике, так что приходит­ся делать большие марши, чтобы догнать его. Как-то вы живете, здоровы ли ребята? Обо мне не беспокойтесь: свой долг перед родиной выполняю с честью. Будем надеяться, что вернусь живым и здоровым после войны. Ну а ты, Нина, ребят, в крайнем слу­чае, сумеешь воспитать, это труд­но, но можно и нужно. Очень бы хотелось вас видеть. Идем скоро. В день делаем по 30 километров, а иногда и больше. С питанием дело обстоит так: иногда бывает густо, очень хорошо, а иногда и пусто, но больших затруднений еще не было. Обмундирование хорошее, пока нет только теплых штанов. Немец бомбит, но к это­му уже привыкли. Жаль, что от вас ничего не получаю. Следи за газетами, они у вас, наверное, есть, за нашими успехами. Скоро будем в родном городе (имеет в виду Смоленск, где до войны С. К. ра­ботал в педучилище. Ю. Д.). Сейчас уже хожу по земле своей области. Скоро выгоним немца из него (освободили Смоленск толь­ко в сентябре 1943 года, Ю. Д.) Ну, сейчас еду. Кончаю писать. Ваш Сергей. 20. I. 1942 г.»

Даже из одного письма видно, что Сергей Константинович Огорельцев — большой патриот, за­ботливый муж, любящий отец, скромный и простой труженик войны, готовый отдать жизнь за свой народ, за полюбившийся ему древний русский город Смо­ленск.

Нина Федоровна просьбы и на­казы своего мужа-героя выполнила также с честью; из крохотных сыновей вырастила четырех креп­ких мужчин — двух инженеров и двух механиков. А это стоило незаурядного ума, невероятного труда, огромного упорства и тяжелых лишений. Она умела сочетать свой острый ум и лов­кость в физическом труде. Проработала более 30 лет на ниве народного просвещения и воспитания (директор детского до­ма, учительница, директор дет­ского сада. О таких ве­ликий Некрасов говорил: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет...» Нина Федоровна относится к этому типу героиче­ских женщин. Хвала и честь! Старший сын Сергея Константино­вича Юрий Сергеевич Огорельцев закончил Ленинградский ин­ститут связи имени Бонч-Бруевича и ныне работает инженером в це­хе связи нашего района. И Нина Федоровна, и ее сыновья могут гордиться своим мужем и отцом — ярким гражданином-патриотом, героем-бойцом, истинным ком­мунистом, героически отдавшим в 32 года самое дорогое во имя родины — жизнь!

Ю. ДМИТРИЕВСКИЙ, учитель. С. Морозово.

Подготовила Ольга Гулина

 

Наша справка

Имя автора статьи – Юрия Федоровича Дмитриевского – известно многим нашим землякам старшего поколения. В особенности жителям Морозовского сельского поселения. В 2015 году в №79 от 9 октября районная газета публиковала материал Ф.А. Климовской об учителях-фронтовиках Морозовской школы. Среди них был и Юрий Федорович.

Ю.Ф. Дмитриевский (1924-1991) – учитель-фронтовик. Окончив Вельский сельхозтехникум, недолго проработал агрономом. 18-летним юношей в 1942 году был призван в армию. После окончания срочных курсов младших командиров в звании лейтенанта его направили на фронт. Командовал артиллерийским взводом на передовой. Прошел огненными дорогами войны до Восточной Пруссии. Награжден орденом Отечественной войны II степени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». После тяжелых ранений и контузий в 1944 году вернулся в Морозово. В 1950 году окончил Вологодский учительский институт, а затем естественно-географический факультет Вологодского пединститута. Работал до выхода на пенсию в 1979 году. Педагогический стаж 29 лет.

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер