Денежный налог, мясо, молоко, шерсть...

23.08.2024

Обязательство №816 на поставку сельхозпродукции хозяйством П.В. Дрочкова (1950 год)

 На страницах районной газеты верховажане не раз делились мнениями о жизни послевоенной деревни. В частности, о налогах, поставках, сельхозпродукции, трудоднях и др. В этих обсуждениях участвовал и я. На мой взгляд не все высказывания носили достаточно объективный характер. Цифры же давались отрывочные, без учёта налогового периода. И сегодня эта тема интересует целый ряд читателей, причём самого разного возраста. Чтобы не растекаться мыслью по древу, рассмотрим налоги и поставки, правда, очень сжато, на примере хозяйства Дрочкова Петра Васильевича, 1913 г. р. колхозника колхоза «Север», проживавшего в д. Леушинская. С первых дней и до конца войны он служил в Красной Армии, имел награды. Жена Анисья Викторовна трудилась в колхозе, награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В семье было трое детей: Василий, Николай, и Александра.

 

Сельскохозяйственный налог

В послевоенный период главе хозяйства, облагаемого налогом, ежегодно вручалось извещение, подписанное заведующим райфинотделом, старшим налоговым инспектором и территориальным инспектором. В документе указывалась сумма налога и порядок его исчисления. Так, за 1952 год Дрочков П. В. должен был уплатить 751 рубль 88 копеек. Внести деньги разрешалось в три срока: к первому августа 1952 г. – 261 рубль, к первому сентября – 245 рублей 88 копеек, к первому ноября – 245 рублей. Сумма облагаемого дохода была исчислена так: посевы зерновых культур 5 соток – 230 рублей, картофеля 20 соток – 1280 рублей, огородные культуры 1 сотка – 131 рубль. Надбавка колхозникам 7% – 309 рублей. Облагаемый скот: 1 корова – 2300 рублей, 2 овцы – 488 рублей.

В 1955 году сумма налога сократилась почти в четыре раза, до 200 рублей. Облагался только приусадебный участок размером 25 соток (8 рублей с сотки). Внести деньги разрешалось уже в четыре срока.

В 1957 году налог подрос и составил 240 рублей. Причина – земельный участок стал больше на 5 соток. Земля под домом и постройками (1 сотка), как и ранее, не облагалась.

 

Обязательство на поставку сельхозпродуктов

В начале года вручалось также обязательство на поставку государству мяса, молока, яиц, шерсти и кожевенного сырья. Продукция оплачивалась по государственным заготовительным ценам, которые были ниже рыночных и розничных. Этим можно объяснить доступность товаров в городских магазинах. Таково моё мнение.

В 1953 году Дрочков П.В. обязан был сдать мяса в живом весе 46 кг. С учётом 10-процентной надбавки – 50,6 кг (примерно две овцы). Молока базисной жирности – 240 литров, с надбавкой – 264 литра. Много это или мало, если годовой надой коровы составлял 500-600 л? Яиц – 30 штук. Кожевенного сырья качеством не ниже II сорта – 0,5 штук. Что такое кожевенное сырьё?

1. Это мелкие кожи (овчины, козлины) размером не менее 35 квадратных дециметров.

2. Свиные кожи весом от 4 килограммов и выше, каждая в парно́м виде. Кроме того, с хозяйства причиталось шерсти овечьей полугрубой 450 г, с надбавкой – 495 г. Козьей – 130 г, с надбавкой – 143 г. По каждому виду продуктов определены сроки поставки. Отдельно печатались документы на зерно и картофель. В 1952 г. с урожая на 4-х сотках Дрочков П. В. должен был сдать государству 4,4 кг ячменя. В 1953 г. с пяти соток – 5,5 кг, срок – сентябрь. Картофеля с 13 соток – 52 кг (20 кг – в сентябре и 32 кг – в октябре).

23 октября 1953 года Петра Васильевича, как и других поставщиков сельхозпродукции, уведомили, что объёмы поставок значительно снижены в соответствии с Постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС от 26 сентября 1953 года №2457. Мяса вместо 50,6 кг предписывалось сдать 39,2 кг, молока вместо 264 литров – 187, кож вместо 0,5 штук – 0,25, шерсти овечьей вместо 495 г – 377. Козья шерсть вообще не упоминалась.

В извещении сообщалось: «На основании указанного выше Постановления Ваше хозяйство полностью освобождается от обязательных поставок государству козьей шерсти, начиная с 1953 года, а от поставок государству овчин и козлин, начиная со II полугодия 1953 года. За мясо, молоко, яйца и шерсть, сданные Вами в счёт норм III и IV кварталов 1953 года, заготовительные организации обязаны выплатить Вам разницу в стоимости между ранее действовавшими и новыми повышенными заготовительными ценами. Мясо, молоко, яйца, шерсть, сданные сверх сниженных норм, а также козья шерсть, сданная в 1953 году в счёт поставок, перечисляются в государственную закупку с выплатой разницы между заготовительными и закупочными ценами. Задолженность прошлых лет по обязательным поставкам продуктов животноводства государству, числящаяся за Вашим хозяйством на 1 января 1953 года полностью списывается». Судя по всему, хозяйство Дрочковых долгов не имело. В 1954 году нормы поставок мяса и молока были снижены ещё более значительно. Так, мяса требовалось сдать 30 кг, молока – 110 л, шерсти овечьей с двух овец – 400 г.

Платежное извещение №93 по сельхозналогу на 1955 год

В 1957 году норма мяса осталась 30 кг, молока же уменьшилась вдвое – 55 литров, шерсти – 400 г, картофеля – 60 кг (по 2 килограмма с сотки земельного участка). Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 04.07.1957 г. поставки всех видов сельхозпродукции колхозниками, рабочими и служащими были отменены с 01 января 1958 года.

 

Спасибо Маленкову

Постановлению Совета министров СССР и ЦК КПСС от 26 сентября 1953 года предшествовало пленарное заседание (пленум) ЦК КПСС, состоявшееся 7 сентября. На нём был рассмотрен вопрос «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР». В п.7 принятого постановления, в частности, было сказано: «Списать всю задолженность прошлых лет по обязательным поставкам продуктов животноводства государству хозяйствами колхозников, рабочих и служащих по состоянию на 1 января 1953 года. Разъяснить колхозникам и служащим, что государство идёт на эту меру, чтобы помочь им сохранить имеющийся в личной собственности скот, а также облегчить возможность обзаведения скотом тем, кто его не имеет». [Сборник документов за 50 лет «Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917 – 1967 г.)», М. 1968, том 4, с. 29]. Важно отметить, что долги были списаны и с колхозов.

Принятие решений, значительно облегчавших жизнь послевоенной деревни, в народе прочно связывалось с фамилией Г. М. Маленкова (1902-1988 гг.). В марте 1953 года умер И. В. Сталин, и Георгий Максимилианович возглавил советское правительство. Правда, вскоре на этом посту его потеснили соратники. И всё же несколько десятилетий его фамилия была на слуху. Даже в наши дни старожилы говорят о Маленкове с чувством глубокой благодарности, что вполне объяснимо. Частенько об этом вспоминал Дрочков Леонид Павлович (1939 – 2022), выросший в большой многодетной семье, с раннего детства познавший нужду. Его отец Павел Григорьевич прожил всего 35 лет, погиб в 1942 году защищая Ленинград. На руках у жены осталось пятеро детей. Такие семьи в послевоенный период составляли значительную часть сельского общества. Впоследствии выросшие и окрепшие молодые верховажане достойно укрепляли авторитет, экономическую и военную мощь СССР. И что важно, в трудную минуту оказывали возможную помощь как соседу, земляку, так и совсем незнакомому человеку. Тогда ценились не столько деньги, сколько живое участие в судьбах людей. Сегодня в это не каждый поверит.

Надеюсь, что и людям, не испытавшим на себе подобные тяготы, понятно насколько они были непосильны. Как понятно и то, что благодаря помощи сельского населения в городах получили дальнейшее развитие наука и промышленность. В деревню стала поступать техника, в том числе сельскохозяйственная, а также одежда, обувь и другие предметы массового потребления из различных видов сырья.

Сегодня мы знаем, что именно в послевоенные годы советское государство несло громадные расходы, связанные с созданием ядерного потенциала страны. Результаты научных разработок позволили СССР запустить космический корабль с Юрием Гагариным на борту. Это произошло впервые в истории человечества 12 апреля 1961 года. В целом же данные достижения обеспечили возможность мирной жизни советских людей вплоть до распада великой страны. Стоит ли напоминать, что и в наши дни ядерный щит является основой безопасности России. Безо всякого преувеличения, мы обязаны знать и помнить, какой ценой были достигнуты эти результаты.

 

Где брали деньги на налоги?

Прежде чем отправить статью в газету, я попросил одного из своих друзей прочесть её. Всё ли доступно изложено? «Всё понятно, кроме одного: где колхозники брали деньги? Суммы налогов большие, а на трудодень начисляли копейки». Вопрос закономерный, но в данном материале мне было важно показать фактические, достоверные размеры налога, госпоставок и их динамику по годам. Что же касается семьи Дрочковых, то платили за счёт дополнительных заработков главы хозяйства. Зимними вечерами Пётр Васильевич на заказ делал оконные рамы, косяки, столярные и плотницкие двери, буфеты (горки). Катал валенки. Плотничал: помогал рубить дома, бани, хлевы, ремонтировал постройки.

На лесозаготовках, которые писатель Фёдор Абрамов называл «каторгой», Дрочков слыл стахановцем. Получал повышенную оплату. В пожилом возрасте об этом часто напоминали боли в пояснице. На мой не совсем тактичный вопрос: «Стоило ли так надрываться?» – ответил, что надо было семью кормить. Экономили и на том, что в своём хозяйстве почти всё делали сами, посторонних работников нанимали редко. Рассчитывались с ними «в отработку», то есть своим трудом, а не деньгами. Так было принято.

Вдумчивому читателю несложно представить положение хозяйства, где главной опорой являлась женщина с малолетними детьми. В 1945 году в среднем по району на трудодень приходилось денег – 19 копеек, зёрна – 444 грамма, обычно второго-третьего сорта («Книга Памяти Верховажский район в годы Великой Отечественной войны», с. 28). Так обстояли дела не только у нас. Василий Иванович Белов вспоминал, что в 1949 году в харовском колхозе «4-я пятилетка» на трудодень начисляли 3-4 копейки, 100-120-230 г зерна третьего сорта («Раздумья на Родине», М. 1989, с. 200).

В 70-80-е годы прошлого века жизнь вологодской деревни стала совсем иной, более налаженной и размеренной. В колхозе «Север» появились теплые гаражи, мастерские по ремонту техники, современное сушильное хозяйство. Активно строилось жилье. Для закрепления молодых кадров это был важный фактор. Из техники имелись 43 трактора и 10 комбайнов, обрабатывалось 1500 га пашни. На дальних покосах одновременно работали 95 тружеников! Эти цифры хорошо помнит Иван Александрович Мохов, бывший председатель колхоза, ныне Почётный гражданин Верховажья.

За достижение высоких показателей в работе многие колхозники получали правительственные награды. Назову лишь две фамилии. Ордена «Трудового Красного Знамени» были удостоены доярка Клавдия Николаевна Бахтина и механизатор Михаил Павлович Федышин. Надеюсь, что о том периоде жизни верховажских деревень напишут другие, более компетентные авторы, чем я.

Владимир Кондаков. Фото автора

«Верховажский вестник» №62 за 23 августа 2024 года

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер