Учитель учителей. О директорах Верховажской школы

18.02.2015

Верховажской школе всегда везло на талантливых руководителей, которые оставили след в истории села, в душах многих людей, учеников. Ведь директор — это учитель учителей, авторитетный человек среди населения. 

«В 1935 году впервые в истории школ Верховажья распахнулись двери средней школы. В доме купца Нератова был открыт 8 класс, в котором было 35 человек. Пришли учиться те, кто хорошо учился в 7 классе и мечтал получить образование и специальность». (Из воспоминаний Ф.П. Антипина).
Первым директором был Фёдор Петрович Антипин. В 1936 году его сменил Аркадий Иванович Пахолков (1936-1940). 40-й год знаменателен тем, что приказом № 38 от 31 августа 1940 года образована ещё и неполная средняя школа.
В 40-е — военные годы школа тоже жила по законам военного времени. С 1940-го по 1946 год директора школ менялись часто.
Александр Васильевич Друганов (1940 г. - 2 июля 1941 года) освобождён от занимаемой должности в связи с уходом на фронт. О нем известно лишь, что родился он в 1914 г. в с. Верховажье. На фронте имел звание младший лейтенант, пропал без вести в декабре 1943 года.
Дмитрий Дмитриевич Дмитриев (2.07.1941 - 26.05.1942) — тоже ушёл на фронт.
Владимир Рафаилович Кедровский (22.08.1942 — 25.05.1943) — по призыву РВК ушёл на фронт.
Вячеслав Константинович Ершов (25.05.1943 — 25.09.1943).
Дмитрий Ананьевич Горынцев (25.09.1943 — май 1944).
Зинаида Александровна Симановская (15.05.1944 — 20.07.1945).
Анна Михайловна Цуварева (20.07. 1945 — 23.11.1945).
Владимир Иванович Шестаков (25.11.1945 — 01.08.1946).

После возвращения с фронта в августе 1946 года школу вновь возглавил Владимир Рафаилович Кедровский.Позднее он вспоминал: «Трудовое воспитание — это то общее, то главное, что характеризовало послевоенное время. Опорой были учителя и комсомольцы школы…» В обязанности учащихся того времени входило многое:
-участие в субботниках по заготовке дров для школы;
- помощь колхозам в уборке урожая (рвали и расстилали лён, жали серпом рожь, овёс, копали картофель);
- заготовка сена;
- при школе была кроликоферма (200 кроликов) и пришкольный участок.
На комсомольских собраниях чаще всего ставился вопрос об успеваемости. Вызывали неуспевающих и спрашивали по всей строгости, считая, что учёба — это первостепенное дело, наш долг перед страной.
В 50- е годы директорами были Нина Дмитриевна Рябкова (1955 - 5.01.1956), Алексей Александрович Верюжский (5.01.1956 — 5.11.1957), Тамара Ивановна Панова (10.11.1957-1961).
60-е годы вошли в историю верховажского образования как время «единства трудового, нравственного, физического, эстетического воспитания». Примером для всех школ была система воспитания В.А. Сухомлинского.
При Петре Петровиче Пивоварове (1961-1964): сделана пристройка к школе (ныне здание начальной школы). У школы появилась хорошая географическая площадка (у первой в области).

Семь лет (1964-1971) школой руководил Анатолий Фёдорович Лебедев. Торжественно отметили 160-летие образовательной системы. Из тех лет песня-гимн учеников Верховажской средней школы:
«…Мы пришли за мужеством, за знаньями,
В юности уж так заведено,
В наше знаменитое каменное здание
В дом на берегу и под роно…»
Тогда же начато строительство нового кирпичного здания школы, открыт школьный музей, учащиеся школы участвовали с экспонатами с пришкольного огорода в выставке на ВДНХ в г. Москва
Летом каждому классу давали задание вырастить цыплят и в августе сдать в колхоз. Ухаживали за ними, растили прямо в классах всё лето.
В спокойные в экономическом отношении 70-е годы у школьного руля стояли женщины: Римма Александровна Булганина (1971-1986), завучи: Тамара Яковлевна Саврасова, Евгения Алексеевна Пономарёва, Полина Кузьминична Платова.
В те годы активно работали пионерская и комсомольская организации. Под руководством Г.П. Дьячкова и М.П. Дружининского учащиеся занимались в различных спортивных секциях, участвовали в спортивных соревнованиях разного уровня. В 1973 году школа отметила новоселье — переехала в новое кирпичное здание.
В 1977 году Верховажская средняя и Верховажская восьмилетняя школы объединились. Количество учащихся достигло 800, учителей — 58.
В летний период школьники охотно участвовали в сборе лекарственного сырья, стали традиционными трудовые лагеря для старшеклассников. За школой были закреплены капуста, турнепс на 25 га, картофель на 20 га, лён — на 45 га.
В 80-е годы перед школами СССР стояла задача «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания и обучения, усилить практическую направленность преподавания…»
Под руководством директоров школы Риммы Александровны Булганиной и Галины Николаевны Новиковой (1986-1989) осуществлялся переход к всеобщему профессиональному образованию.
80-е годы пронизаны духом борьбы за глубокие и прочные знания. Педагоги осваивали новые методики и учебники, проходили курсы повышения квалификации. В школу поступало новое учебное оборудование. На более высокий уровень поднялась воспитательная и внеурочная деятельность. Больше внимания стали уделять развитию школьного спорта, оборудованию школьных спортзалов, открывались новые кружки и секции для учащихся.

Эстафету руководства средней школой в 1989 году приняла Галина Яковлевна Чугреева (1989-1991). Директор уделяла большое внимание учителям, во время ее руководства многие педагоги были отмечены государственными наградами. Галина Яковлевна многое сделала для укрепления материально-технической базы школы.
В трудные перестроечные годы произошли серьёзные изменения в системе образования. Ушли в историю пионерская и комсомольская организации. Учебным заведениям была предоставлена полная самостоятельность в отдельных направлениях учебной деятельности. Но в социальном плане и школа, и учителя оказались в сложнейшей ситуации. Это трудное время выпало и на долю Александра Николаевича Белоусова (1992-1994) и Натальи Борисовны Кузнецовой (1994-1999): не было средств на ремонт школьных зданий, приобретение учебного оборудования, учебников, зарплату выдавали продуктами питания, постельным бельём и даже мебелью...
С началом постепенного выхода из кризиса, повышения уровня жизни россиян, восстановления экономики на новую ступень образовательной деятельности поднимается и школа, главной целью которой становится обучение всех учащихся в соответствии с их способностями и потребностями, создание условий, благоприятных для личностного развития ребёнка
Определены следующие направления в ее деятельности:
1. учебно-образовательное;
2. этнокультурное, предполагающее изучение истории края, села, школы;
3. трудовое; создание производственных бригад (оформительская, ремонтная, библиотечная, спортивная, учебно-опытническая).
Незаменимыми помощниками учителям становятся члены совета старшеклассников — Г. Дружининская, И. Сальников, Н. Мишенёва, В. Шарыгин, В. Попов.
Из воспоминаний выпускников 90-х годов: «Поддерживая и понимая не только друг друга, но и учителей, мы получили мощную основу для дальнейшей жизни…», «Благодаря трудным 90-м я многому научился, а творчеству, выдумке научили наши учителя…», «Меня 90-е научили быть предприимчивым, находчивым, не унывать в трудные минуты и твёрдо верить в то, что из любой ситуации есть выход. Спасибо нашим учителям!»

На рубеже XX-XXI вв. коллектив школы работал под руководством творческих директоров В.Н. Дружининской (1999-2008) и Г. И. Воробьёвой (с 2008 г.)
Основными направлениями в ее деятельности наряду с обучением определены патриотическое, гражданско-правовое, духовно-нравственное, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни. Появляются классы с углублённым изучением некоторых предметов, апробируются новые учебники. В 2006 году школа получила грант в размере 1 миллион рублей за инновационную деятельность.
Т.Н. Мухорина

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер