Ёлочка моего детства

13.01.2016

Праздник в детском саду №1. Конец 1970-х годов

«Рабочий класс имеет новое летоисчисление – Октябрь 1917 года, свой действительно Новый Год, когда впервые товарищ Ленин стал у кормила пролетарского государства...» — так писали в газетах в 1927 году. А как на самом деле проводили последние дни старого года и встречали своё будущее наши прабабушки, бабушки и родители?
...Холодным зимним вечером шёл Васятка домой и прижимал к груди бумажный свёрток с конфетами. Десять круглых конфеток – горошинки большого сокровища. «Подарок баушки Мани, — шептал мальчик, — сказала – возьми, чадунюшко, и никому не давай, съешь-ко сам на Новый год и загадай желание. А чего желать-то?!.. Сосед наш, Антип, говорил, что нельзя праздновать Новый год, только буржуи веселятся. А мама – фартуком глаза вытирала. Врёт, поди, Антипушка. Вот и пусть все веселятся, пусть для всех будет Новый год и подарки-конфетки...
...Васятка шёл домой по тёмной улице. И только у конторы горела большущая красная звезда и подписано – 1927 год.

Откуда пошел …Новый год

История этого праздника знает много страниц и радостных, и трагических. Новый год объявляли «вражеским» в 1915 году, «пережитком досоветского прошлого» в 1917 году и «новым советским праздником трудящихся» в 1936-ом.
Традиция отмечать Новый год 1 января появилась на Руси три столетия назад благодаря указу Петра I. До этого Новый год приходился на 1 сентября, а еще раньше на 1 марта. И вот 20 декабря лета 7208 от сотворения мира Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января и следующее «новолетие» считать 1700 от Рождества Христова. Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года.
В народе этот день с 31 декабря на 1 января чаще именовали Васильев вечер – народное название дня памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарийского (1/14 января). С этого дня начинались страшные вечера — Крещенские, так как начинали ходить по домам наряжухи и колядовщики.
Повсеместно с васильевским вечером связан обычай семейной трапезы с обязательным поминовением умерших предков. Главным блюдом стола считался зажаренный целиком поросёнок, получивший название «кесарийский». Перед иконами зажигали свечу и читали молитву св. Василию Кесарийскому.
Немногие в верховажских деревнях запомнили зажаренного поросёнка как главное блюдо, но обычай «прибирать» свиней в конце декабря сохранился до сих пор.
Во многих деревнях Вологодчины в этот вечер варили специальную кашу в горшке, которую хозяйка выносила на крыльцо со словами: «Батюшко Мороз, не морозь наш овёс!».
В Поважье большие празднества и подарки всегда связывались с Рождеством, а в Васильев вечер крестьянские дети ожидали небольшой подарок от Мороза. Для этого в сугроб втыкали мутовку, а утром на ней оказывался гостинец — ленточки или конфеты.
До революции 1917 года украшенная ёлочка редко встречалась в крестьянских избах, это была городская и помещичья традиция. Но многие верховажане старшего поколения вспоминали, что отец подвешивал маленькую ёлочку к потолку у икон, или же ёлочками украшали дом со стороны улицы, как на Троицу берёзками.
Есть свидетельства, что сам Ленин любил новогодние празднества. Взять, к примеру, знаменитые ленинские елки в Сокольниках, которые Владимир Ильич устраивал лично. Несмотря на некоторый идеологизм, писатель Александр Терентьевич Кононов все-таки вполне достоверно описал это событие в рассказе «Ёлка в Сокольниках». «Красные ёлки» устраивались и агитбригадами синих и красных блуз в Верховажье.

Новый год послевоенный

Приведём несколько воспоминаний наших земляков о новогодних праздниках в Верховажском районе.
Отмечали Новый год — скромно и просто — и в трудные военные годы. Валентина Андреевна Лютикова (деревня Сметанино) запомнила первый новогодний праздник после войны в Морозовской школе. Все дети с волнением клеили из цветной бумаги цепочку и игрушки на ёлку. А Геннадию Африкановичу Буданову (село Верховажье) запомнился Новый год в 1947 году, потому что в этом году умер Калинин и везде по селу повесили красные флаги с чёрными лентами. «Мне было восемь лет. В детском доме – сейчас это Школа искусств – стояла ёлка в большой спальне. И все дети водили вокруг неё хороводы. Дарили подарки в больших бумажных пакетах».
Ангелина Александровна Зажигина (село Верховажье) во время войны была маленькой девочкой. Все вокруг говорили о Новом годе, а она не знала, что это такое и как его праздновать. Отец был на фронте, семья жила очень бедно. Девочка вынимала вицы из веника, втыкала в половицы и наряжала бумажками. Так она представляла праздник. «В детстве я мечтала о детской посудке, — вспоминает Елена Васильевна Пан. - В первом классе мама сшила мне костюм Красной Шапочки, и я получила приз за лучший наряд – алюминиевую посудку. Тут же с братом стали варить суп из новогоднего подарка, из конфет. Но ничего не получалось, всё пригорало. Это было на Макарцеве, в старом клубе. 1968 год, папа с мамой были молодые! Самый счастливый Новый год!»
Родители Татьяны Ивановны Цуваревой жили на лесоучастке Дороватка, не доезжая до Морозова: «Семья была большая, ничего не было. В начале 60-х ёлочку наряжали открытками и конфетками. Самое яркое впечатление тоже на Дороватке. Та ёлка запомнилась на всю жизнь! Сами сшили платье снежинки из марли и ваты. Мне оно казалось очень красивым. Тогда на новогодних праздниках все девочки были снежинками, а мальчики – зайчиками».
 

«В верховских деревнях, — рассказывает Надежда Владимировна Дубова, — дома ёлку никогда не ставили, только в школе. Борис Николаевич Бределев, учитель по черчению, всегда был Дедом Морозом. Голос у него был такой густой, бас. Огромный красный мешок с подарками тащил волоком и всё говорил — такой шутник! Раньше гирлянд электрических не было, обыкновенные лампочки красили в красные, жёлтые цвета и вешали на ёлку. А как зажгут ее, водили хороводы.

У всех обязательно были костюмы. У меня было платье ночи: мама выкрасила марлю в чёрный цвет, из фольги из-под чая вырезали звёздочки. Потом с подружкой Катей Суховской мы были шахматными королём и королевой. Всё делали с большим желанием».
«После нового года, — вспоминает Елена Васильевна Пан, — к нам приходили двоюродные братья Петуховы. Сладостей было много, вот мы и «торговали». Шоколадная конфета стоила две карамельки, а грецкий орех — две шоколадные конфеты, так как от ореха оставались две скорлупки-«лодочки».

Новый год
по-советски

В 60-70-е годы в деревнях обычно свет после десяти выключали, но в Новый год оставляли, а куранты слушали по радио.
Ответственность за организацию новогодних праздников нёс колхозный профсоюз. Деда Мороза назначал председатель. Все рассказчики вспоминают профсоюзную ёлку 1 января в 10 утра, удивительные подарки в бумажных коричневых пакетах. В начале 80-х в Верховье Николай Андреевич Шаров, новый председатель, высказал идею съездить поздравить детей в дальних деревнях – Чёрной, Киселёво. Вот поехали... Дед Мороз вылезает из машины, а Шаров палкой собак отгонял. Те были непривычны к Деду Морозу.
Центральным событием новогодних дней было представление в клубе, куда пускали только взрослых. «Как-то раз Саша Бречалов (1975-1976 годы, Верховье) сделал костюм самовара из большой коробки. Тогда это вызвало супервосхищение! Так в клуб пришёл, а уж женат был».
Слушая рассказы о советских ёлках удивляешься, как любили пошутить люди, сколько было юмора, радости, общения. «В начале 80-х Сергей Истомин сделал костюм Фантомаса. На голову надел обрезанный мячик, выкрашенный в зелёный цвет. Выкрасился сам, вставил фосфорные шарики в рот и ноздри, на ноги надел большие ботинки. Зашёл в клуб и одной бабушке по плечу постукал, а она: «Ой, ты, сотона!» Ну, покрепче сказала. Мы все за ним — ты кто? Кто? А он долго не давался», — рассказывает Н.В. Дубова.
Как и во всех деревнях и весях страны, в Верховажском районе Новый год был государственным праздником и справлялся большими шумными компаниями в рабочих или школьных коллективах. «Собирались учительскими семьями, до тридцати человек, — вспоминает Валентина Николаевна Дружининская. — В 94-м году поставили сказку про Федота-молодца. У нас был перепечатанный текст, мы его берегли как зеницу ока! Участвовали все, вплоть до сантехника, а Кушев Александр Клавдиевич был царём».
Сколько новогодних историй, сколько человеческих судеб... Для многих советских людей Новый год был самым ярким праздником, лишённым идеологических символов и условностей, наполненный ожиданиями подарков, чудес, радости и душевного подъёма.

Новый год  XXI века

А что, интересно, наши дети запомнят о Новом годе-2015? Мы решили спросить их, и вот что они ответили:
Маша, шесть лет: «Собираемся семьёй за большим столом».
Варя, десять лет: «Я запомнила, как один раз я приготовила Деду Морозу подарок с гирляндой и положила под ёлку. А потом он забрал свой подарок, а мне оставил коробку конфет. Чудо! Значит, он существует!»
Соня, девять лет: «Запомнился потому, что дарят подарки и можно на ледянке покататься».
Дима, восемь лет: «А я все Новые года забыл, нет у меня ещё такого!..»

Фото из архивов  Н.А. Румянцевой и детского сада №1,  ДШИ и Лёгкой Г.С.

Ирина Дубова

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер