- Главная
- Наша история
- Феклуха: недалекое прошлое и настоящее
Феклуха: недалекое прошлое и настоящее
Примерно в середине 70-х ХХ века в лексиконе верховажан появилось незнакомое доселе слово Феклуха. Оказалось, что это название лесного поселка, расположенного на самой границе нашего района с Тарногским. На Феклухе находился лесопункт, носивший название Коленгский, названный по одноименной речке, протекающей через поселок. Лесопункт передавался Верховажскому леспромхозу вместе с населенным пунктом.
Только на вездеходе
Тарногский район Вологодской области – «брат-близнец» Верховажского района. По количеству населения, по площади занимаемой территории, по экономическому потенциалу. Даже сейчас после 30 лет по этим показателям мы идем почти вровень. (Сохраненный в Тарноге маслозавод – сюжет для отдельного повествования). Сам поселок был включен в состав Коленгского сельского совета, до центральной деревни которого 20 км по очень непростой дороге. Наверное, основным мотивом передачи лесопункта было то, что лесосырьевая база находилась в нашем районе. К тому же заготовленный за зимний сезон лес сплавлялся по реке Кулой на ту же Вельскую лесобазу. Нижний склад Коленгского лесопункта с катищами находился на правом берегу Кулоя неподалеку от осташевской деревеньки Кувалдино.
Первые годы транспортное сообщение с Феклухой было через Нижнюю Коленьгу. А это не менее 70 километров. Причем между Коленьгой и Феклухой дорога, особенно в межсезонье, становилась труднопроходимой. И если жители других лесопунктов ездили в райцентр на автобусах марки ПАЗ, КаВЗ, то Феклуха все годы существования лесопункта и дольше ездила на вездеходах типа УРАЛ, ЗИЛ-131, ГАЗ-66 с кунгом.
Здание основной школы. Добротное, со светлыми классами и большой рекреацией. 6 мая 2011 года школа реорганизована в начальную. 23 января 2013 года вышел приказ о ликвидации Коленгской начальной школы
Грибной край
В зимний период, когда мороз сковывал землю и покрывал толстым льдом реки, дорога на Феклуху становилась доступнее и короче. Имевшаяся в лесопункте в большом количестве тяжелая техника позволяла быстро прокладывать и затем содержать зимние дороги, которые были покороче летних. Но та, летняя дорога через Нижнюю и Верхнюю Коленьги, была примечательна своей первобытностью что ли, своего рода романтизмом. Она проходила борами, вдоль берегов реки Коленьги. Красивейшие места и, главное, грибные! Пассажиры, да часто и водители автомашин, проезжающих по этой дороге в грибной сезон, невольно вглядывались в белые мхи подступающего вплотную к дороге бора, и часто, увидев коричневую шляпку белого, кричали – «Стой, белый!» Такие грибные места начинались сразу после отворотки к гаражу колхоза имени Калинина после деревни Ногинская. Километров через 10 дорога приводила к Верхней Коленьге, такое название включало в себя две деревни – Удальцовская и Григоровская. Первая была немного в стороне – на возвышенности. В Григоровской, через которую шла дорога, в 80-е вологодским консервным заводом был куплен дом, у которого стоял современный летний павильон – заготовительный пункт грибов и ягод. С августа до глубокой осени здесь принимали дары леса и делали их первичную обработку. А грибов в ближних лесах росло неимоверное количество. К тому же принимали все съедобные грибы. Коленгские леса не случайно вошли в территорию, представленную на карте, выпущенной в те годы под названием «Грибные места Вологодской области». С началом ельцинских реформ консервный завод в Вологде постепенно закрылся, и, соответственно, его цех.
На нижнем складе
Через 10 километров после Григоровской дорога приводила к промзоне лесопункта, заваленной бунтами леса. Феклушане при этом, иногда вслух, на весь автобус объявляли: «Дровяная Феклуха!» В 80-е дорогу на Феклуху построили через Осташево. Но Коленгский сельсовет, в который входит лесной поселок, старался содержать и эту, внутрипоселенческую дорогу.
От Феклухи до села Тарногский Городок, пожалуй, ближе, чем до Верховажья. 12 километров по лесной, не беспроблемной весной и осенью дороге. Нужно выехать на трассу, ведущую на север, к станции Костылево, что рядом с поселком Октябрьский Устьянского района Архангельской области. Ну, а после на юг, около 45 километров, где и расположено замечательное село Тарнога, или Тарногский Городок – административный центр одноименного района, с которым у жителей и уроженцев Феклухи прочные ментальные и родственные связи.
И школа, и клуб, и водопровод
Как и в любом лесном поселке, где базировалось лесопромышленное предприятие, здесь была школа-восьмилетка, детсад, медпункт, столовая, хлебопекарня, магазин продуктовых и промышленных товаров сети ОРСа ЛПХ, клуб, библиотека, почта, общежитие для сезонных рабочих. Контора лесопункта – отдельное здание в центре поселка, на окраине – гараж. Производство – основа развитию всего, в том числе и благополучия людей. Хорошие заработки, гарантированный соцпакет вселяли уверенность в завтрашнем дне. Создавались семьи, в них появлялись дети. Закончив школу, многие уезжали в города, но многие и оставались. Лесопункт мог трудоустроить любого. Более того, на зимний период вербовали рабочих из южных республик СССР. Работала система подготовки кадров всех специальностей, которую возглавлял отдел кадров ЛПХ.
В 70-80-е годы в поселке строились двухквартирные рубленые дома
Рабочая молодежь советских предприятий активно занималась спортом. Помнится, как волейбольная команда из Феклухи в первые годы вхождения в состав Верховажского района держала лидирующее место в районных соревнованиях. На одном из ежегодных фестивалей – самом крупном празднике района в те годы, непременным содержанием которых были спортивные первенства, команда волейболистов, на майках которых было написано «Коленгский л\п», уверенно переиграла всех остальных. Судья того матча, инженер Верховажского леспромхоза Михаил Медведников, сидел, как и положено, над сеткой, был одет в белые брюки и рубашку. Спорт в СССР был массовым и отношение к нему было серьезным. В штате управления ЛПХ была должность спортивного методиста-организатора. Народ работал с энтузиазмом. Перед отъездом в делянки рабочие собирались в конторе или около нее. Вернувшись вечером, часто вновь собирались там же в коридоре, сидя на сундуке, обитом железом, обсуждали производственные дела, передавали начальству просьбы, вносили предложения.
Мотоцикл – в каждой семье
Лесопункт строил жилье для рабочих, специалистов объектов соцсферы. В 80-е это уже были не щитовые домики, которые называли «бараки», а двухквартирные рубленые дома. На промплощадке перед поселком была пилорама и другие станки, позволявшие производить необходимый материал для строительства и ремонта зданий любого предназначения, а также сортировочная линия. Как альтернативу молевому сплаву всё больше практиковали вывозку пиловочника на железную дорогу. Станция Костылево была ближней.
Весной улицы Феклухи становились труднопроходимыми. Передвигаться пешком можно было только в сапогах и по узким тропинкам по обочинам дорог, изрезанных глубокими колеями. По этим тропинкам умудрялись еще ездить на мотоциклах. А мотоциклы в 80-е были в каждой семье. Предпочитали покупать марки ИЖ, с отцепляемой коляской, и желательно «Планету». В середине 80-х лесопункт построил в поселке водопровод с уличными колонками. Прикрепив 40-литровую молочную флягу ремнями к заднему сиденью, мотоциклисты умудрялись возить воду таким способом. (Были распространены тачки на двух колесах с крючком, за который подцеплялась фляга – прим. ред.)
Вместе с развалом СССР…
Поступательное развитие производства, соцсферы на Феклухе закончилось, как и повсеместно, с развалом СССР. Массовая приватизация экономики через акционирование поставила крест на будущем. Постепенно лесопромышленное производство на Феклухе сошло на нет.
Когда кто-то из частников решил на территории бывшей промзоны лесопункта запустить свой деревообрабатывающий станок, в сколоченном наспех сарайчике, сарайчик сгорел во время ночной грозы с ливнем. Восстановленный, он вскоре опять сгорел. Противоречия, описанные Марксом в фундаментальном труде «Капитал», о которых знали по учебникам, мы начинали наблюдать в реалиях нового времени.
Здание бывшего детского сада сейчас заброшено
Свертывание производства неизбежно повлекло отток молодежи. Резко сократилась рождаемость. Закрылись детский садик, а затем и школа. Последние школьники с Феклухи закончили Н-Кулойскую среднюю школу более пяти лет назад. Приватизированная контора сгорела. Автобус «Урал», на котором многие годы осуществлялись перевозки людей в райцентр, исчерпал свой ресурс и был сдан в металлолом. Оставшуюся лесосырьевую базу в округе осваивают современные лесопромышленные предприятия с другими технологиями, на основе новых правил лесопользования, введенных новым Лесным кодексом. И выгодополучатели от новой системы лесопромышленного производства проживают теперь отнюдь не на Феклухе.
Геннадий НЕПОМИЛУЕВ. Фото Марины Погожевой
Материал впервые был опубликован на личной страничке автора в социальной сети «ВКонтакте».