- Главная
- Наша история
- Фронт и тыл семьи Коротковых-Антуфьевых-Пилицыных
Фронт и тыл семьи Коротковых-Антуфьевых-Пилицыных

Уже четвертый год идет война... Официально она называется Специальной военной операцией, которая началась 24 февраля 2022 года. Но по сути – это война. Против нас ополчилась коалиция из 51 государства во главе с США. Их цель– стратегическое поражение России. Противник много больше нас, богаче нас. Он не хочет, чтобы в мире существовала огромная по территории, богатая природными ресурсами, сильная Россия.
Идет это еще с 15 века. И даже раньше, после 1054 г., раздела христианской церкви на католическую и православную, Русь стала православной, следовательно – другой, когда западные правители увидели, что восточнее их образовалось большое государство. И до этого захватить русские земли пытались монголо-татары, рыцари-крестоносцы, шведы... Очень не простыми были отношения с поляками, много воевали с турками. Памятно нашествие европейских, французской, австрийской, прусской, польской армий под командованием Бонапарта Наполеона в 1812 году, закончившиеся сдачей Парижа русским и отречением Наполеона от престола. Была и I мировая война... России всегда приходилось доказывать с оружием в руках своё право на существование.
Но особую параллель мы проводим сейчас с Великой Отечественной войной, начавшейся 22 июня 1941 года и закончившейся 9 мая 1945 года, изучаем её уроки. Что тогда было сделано для достижения Победы?
Историки четко сформулировали источники Победы СССР в Великой Отечественной войне. И главный – это справедливый, освободительный характер войны. Лозунг «Все для фронта, все для Победы!» совпадал с общим моральным настроем людей. Отсюда и патриотический подъем и массовый героизм многонационального советского народа на фронте и в тылу. Фронт и тыл были едиными: стойкость Красной Армии и трудовой подвиг в тылу. Страна превратилась в единый военный лагерь под руководством Государственного Комитета Обороны во главе с И. В. Сталиным.
В реальной жизни люди понимали сопричастность общему делу, необходимость делать то, что они должны и могут делать на своём месте, что война не обойдет их стороной. Как это было посмотрим на примере семей Коротковых из деревни Каличье (Терменьга) и Антуфьевых из деревни Ореховская (Нижне-Кулое).
Коротковы
Передо мной старая любительская фотография, сделанная в 1940 году. На ней семья Коротковых из деревни Каличье. Это фото сделано после возвращения сыновей Александра и Михаила с финской войны. Они собрались в родительском доме Петра Васильевича и Анны Фёдоровны Коротковых. Приехал и старший сын Василий со своей семьёй из Вельска, и брат Анны Григорьевны, жены Александра Петровича, с супругой. Маленький сын Александра и Анны – Геннадий (в будущем ставший моим мужем) на руках у бабушки Анны Фёдоровны. Как сложится их судьба?
Семья Коротковых, 1940 год.
22 июня 1941 года началась война, и в этот же день была объявлена мобилизация военнообязанных 1905-1918 годов рождения. Первый день явки в военкомат – 23 июня. Александр Петрович получил повестку на 30 июня, Михаил Петрович на 1 июля 1941 года. Дома остались старики-родители и невестка, жена Александра Анна Григорьевна с маленькими детьми – сыном Геннадием 1939 года рождения и дочерью Риммой 1940 года рождения. На фронт ушли и три брата Анны Григорьевны, муж старшей дочери Коротковых Марии Петровны.
Анна Григорьевна и Александр Петрович Коротковы
В 1942 году умер Пётр Васильевич. Невестка Анна Григорьевна работала сначала мастером, затем помощником мастера на маслозаводе, который находился на высоком правом берегу реки Терменьга под деревней Каличье. Работы было много, так как перерабатывали молоко из колхозов со всей Терменьги и от коров жителей, которые были обязаны выплачивать в качестве налога 240 литров молока в год. Летом на заводе вырабатывался казеин – белковый клей, продукт переработки обрата, который использовался в авиационной промышленности. Кроме этого, летом сушили картошку. Труд на маслозаводе фактически был ручным и поэтому очень тяжёлым. Зимой молока на маслозавод поступало меньше, но нужно было заготавливать самим лёд на реке для помещения, где летом хранилось масло, и дрова, необходимые для работы маслозавода. Но было и своё хозяйство: корова, огород. Корова помогала выжить семье, но сено заготовить для неё было очень сложно... Анна Григорьевна, как и все каличане, много работала (благодаря свекрови Анне Фёдоровне, которая во всем ей помогала), платила налоги государству, подписывалась на облигации государственного займа, растила детей и... ждала писем с фронта. Но вестей от мужа не было. К этому времени умер в госпитале от ран в Сталинграде брат – Григорий Григорьевич Баракшин. Пропал без вести на фронте муж Марии Петровны – Платов Федор Павлович.
Семья Платовы - Федор Павлович, Мария Петровна и их дочь Аля
Отрадно, что хорошие известия приходили от Михаила Петровича: жив, воюет, получил звание майора, награждён.
Коротков Михаил Петрович
Приходили семье весточки от Василия Петровича из Вельска (старшего сына Петра Васильевича и Анны Федоровны). По состоянию здоровья он не был призван на фронт. В военные годы он был директором Вельского сельскохозяйственного техникума. Занятия в техникуме проходили в две смены, так как два учебных корпуса из трёх, четыре общежития из девяти были использованы под госпитали. Треть преподавателей ушла на фронт, нужно было найти им замену. Организовали столовую. Студенты сами заготавливали дрова, снабжали госпитали и детские учреждения картофелем и овощами с учебного хозяйства техникума. За годы войны было подготовлено около 300 агрономов, ветфельдшеров, шло обучение по военным специальностям. В 1945 году, учитывая особую нужду в техниках-механиках, открыто новое отделение – «Механизация сельского хозяйства».
Как нелегко было Василию Петровичу, знали только в семье. Он постоянно был занят решением рабочих вопросов. Сам преподавал в техникуме, лично участвовал в посевных и уборочных работах. Сам садился за рычаги трактора. Дневал и ночевал в техникуме.
Наладить работу техникума в тех условиях мог человек, обладающий организаторскими способностями, целеустремленный, компетентный и ... педагог по призванию.
Я не пишу здесь о том, как тяжело, голодно жила деревня, оставшаяся без работников-мужчин, как сами недоедали, но отдавали последнее ради достижения победы. И мечтали о том времени, когда закончится война и вернутся с фронта мужья, сыновья...
Но Александр Петрович с войны не вернулся. Его друг, Александр Михайлович Дунаев, вернувшийся с фронта, и родные писали письма в различные инстанции, пытаясь узнать о судьбе Александра Петровича, но безрезультатно.
В 1946 году умерла мать, Анна Фёдоровна, так и не узнав о судьбе сына.
Родные предлагали Анне Григорьевне вернуться в родительский дом в деревне Павловская (Шиловская), но она отказалась. «Где горе приняла, там и век свой доживать буду», – был её ответ на уговоры вернуться в родной дом. Она надеялась и ждала мужа, хотя могла бы устроить свою личную жизнь, предложения были.
Рано пришлось повзрослеть детям Александра Петровича и Анны Григорьевны. Их детство украла война. На всю жизнь Геннадий запомнил, как ревела (не плакала) мать, узнавшая о возвращении в деревню очередного фронтовика...
Послевоенные годы были нелегче, а даже тяжелее военных. Подросшего Геннадия буквально впрягли в работу домашнюю и колхозную. Его обязанностью была заготовка дров для дома: тупой ручной пилой напилить в лесу пеньков, сушняка, на санках привезти домой. Как только начинались каникулы в школе, его «наряжали» бригадиры на колхозную работу. Тогда и лошадь колхозную давали, чтобы за дровами, сеном съездить. И на сенокосе работал, и на конной косилке во время уборки зерновых. И матери стало полегче. А мы можем представить себе теперь семилетнего ребенка, выполнявшего такую тяжёлую взрослую работу? Едва ли… Геннадий сравнивал жизнь ровесников, у которых отцы вернулись с фронта, со своей. И вывод был однозначный: у них другая жизнь, у них есть отец – кормилец и защитник. Как ему хотелось, чтобы и у него вернулся отец...
Став взрослым, Геннадий до конца своей жизни пытался найти хоть какие-то сведения о судьбе отца, но безрезультатно. И только в 2023 году семье достоверно стало известно, что 30 июня 1941 года Александр Петрович Коротков с другими мобилизованными пешком добрался до Вельска. Переночевал в деревне Павловская у тещи Екатерины Ивановны и 1 июля в составе команды 777 был отправлен в г. Грязовец. 4 июля в приказе командира 68 запасного стрелкового полка 29 запасной стрелковой бригады значится: «...27. Прибывших из Верховажского РВК рядового и мл. ком. состава запаса зачислить на все виды довольствия с 4 июля с.г.: - мл. команд. Короткова Александра Петровича». Основание: ЦАМО, фонд 8352, опись 84886, дело 2, лист 39 (об).
Как сложилась далее его судьба, можно только предполагать. Это начало войны. Шли очень тяжёлые бои, подразделения несли огромные потери. Поэтому мобилизованных, имевших военную подготовку, могли сразу отправить на фронт. Александр Петрович прошёл не только срочную службу, но и был участником войны с белофиннами. Таким образом, он мог оказаться на передовой в первой половине июля. Где? Возможно, в районе границы между Эстонией и Ленинградской областью. По документам он числится пропавшим без вести с августа – ноября 1941 года. Какие страшные слова: «пропал без вести»! Человек отправлен на фронт Родину защищать, призван государством, и судьба его неизвестна? Так не должно быть!
Меня поразили цифры потерь Вологодской области в годы войны. Из 344 000 мобилизованных примерно 101 000 человек пропали без вести, погибли и умерли от ран примерно 97 000 человек. Какие огромные потери! Я всегда задавала вопрос: почему не государство занималось поиском и захоронением погибших в годы Великой Отечественной войны, а поисковые отряды на добровольных началах? Вопрос риторический.
Антуфьевы
У Анны Андреевны и Степана Андреевича Антуфьевых из д. Ореховская было три дочери. Отец очень горевал, что не было сына.
Старшая – Таисия Степановна (1917 г.р. – 2004 г.) к началу войны жила в Котласе и работала в детском саду Лимендского судоремонтного завода, куда была направлена после окончания в 1938 г. дошкольного отделения Вельского педучилища. В военные годы была освобожденным секретарем комитета комсомола Лимендского завода. Хотела уйти на фронт, но ее не отпустили с работы.
Антуфьева Таисия Степановна (справа)
Сёстры-близнецы Надежда (сент. 1921-1986) и Вера (сент. 1921-1996) к началу войны достигли 19-летия. Надежда Степановна в 1941 г. была отправлена на оборонные работы. А 4 мая 1942 г. по мобилизации была призвана в армию. Служила красноармейцем-наблюдателем 86 ОВНОСБ (3 рота) на Юго-Западном фронте. В 1945 г. на территории Западной Украины была ранена в ногу бандеровцами. Лечилась в госпитале во Львове. Демобилизована 15 мая 1945 г.
Сестры-близнецы Надежда и Вера Антуфьевы
Вера Степановна – потомственный лесохимик. В 1939 г. она окончила Шенкурскую школу леспромхозуч бракеров-приемщиков. После её окончания работала на Усть-Шоношской лесобазе, где её и застала война. В 1943 г. окончила двухмесячные курсы мастеров по подсочным промыслами. Работала по специальности в Коленьгской и Н-Кулойской лесхимартелях. О победе над Германией узнала во время сплава на видилах бочек со смолой в Вельск.
Есть в архиве нашей семьи фотография двоюродного брата моей матери – Дружинина Николая Игнатьевича.
Дружинин Николай Игнатьевич
Эта фотография сделана 16 марта 1941 года в первый год службы в РККА в городе Балашов. Николаю 20 лет. На фотографии надпись: «Смотри, вспоминай, меня не забывай». С войны он не вернулся. Где и как погиб, неизвестно. Мы помним его...
Дошел до Берлина
Мой отец Пилицын Фёдор Сергеевич (1917– 1998) также был призван в РККА 22 июня 1941г., демобилизован в августе 1946г. Всю войну Фёдор Сергеевич провёл за баранкой автомобиля, сначала полуторатонного М-2а (полуторки), а позже машины – летучки мастерской. После обучения в 17 отдельном автополку по подготовке автомехаников в г. Ярославле был направлен в отдельную автобригаду в составе войск I Белорусского фронта с присвоением звания сержант. Службу в автобригаде начал автомехаником отделения, а закончил автомехаником роты. Отвечал за исправность автомобилей во фронтовых условиях, фактически за подвоз боеприпасов, продовольствия в части. В наградном листе к медали «За боевые заслуги» было написано: «Товарищ Пилицын за период своей работы показал себя как лучший автомеханик роты. Благодаря чёткой организации в проведении профилактики автомашин, своевременному их ремонту тов. Палицын добился стопроцентной готовности автопарка. При выполнении боевых заданий двигаясь в техническом замыкании автоколонн, тов. Пилицын своевременно оказывает техническую помощь водительскому составу, чем способствует успешному выполнению боевых заданий. Ведя борьбу по сокращению моторесурсов, применяя буксировку, добился экономии ГСМ».
В середине Пилицын Федор Сергеевич, слева - его младший брат Ириней
В составе отдельной автобригады прошёл путь от г. Барановичи (Белоруссия) до реки Эльба и Берлина, принимал участие в освобождении Белоруссии, Польши, Германии, взятии Берлина. Расписался на рейхстаге.
Летом 1945 г. вывозил из Германии советских людей: военнопленных и угнанных в годы войны. После войны еще год служил в Германии.
Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «Освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу в Великой Отечественной войне», юбилейными медалями.
После демобилизации Фёдор Сергеевич 30 мая 1947 г. женился на Вере Степановне Антуфьевой и переехал в деревню Ореховская. Позже появились у них дети. Одна из дочерей – это я, Надежда Фёдоровна Короткова (в девичестве Пилицына).
* * *
В нашей семье бережно хранятся фотографии предков, мы рассказываем нашим детям, внукам об их вкладе в Победу над фашистами.
День Победы был и остается для нас праздником со слезами на глазах. Всегда вспоминаем поименно родных фронтовиков и тружеников тыла. Особой болью для нас остается память об Александре Петровиче Короткове. По-другому могла сложиться судьба членов семьи, «если б не было войны».
С 24 февраля 2022 г. идет Специальная военная операция, по сути - война. Очень хочется, чтоб искалеченных человеческих судеб было меньше…
Надежда Короткова. Фото из семейного архива автора
«Верховажский вестник» №31 за 9 мая 2025 года




