- Главная
- Наша история
- Крестьянские имена и фамилии
Крестьянские имена и фамилии
Шесть лет назад, изучая архивные документы об истории строительства Липецкой церкви, невольно обратил внимание на большую неграмотность мужского населения волости. Не будет преувеличением, если скажем, что полтора века назад она была почти поголовной. Из 100 крестьян, упомянутых в мирских приговорах (протоколах сельских сходов), грамотных оказалось лишь пять. О женщинах и говорить не приходится.
Андреяновы, Демидовы, Тарасовы...
В строительстве церковного здания принимали участие крестьяне 18 липецких селений, за исключением деревни Глубокорецкой, в просторечии – Горюшино. Она располагалась близко к Троицкому храму и осталась в Шелотском приходе. Среди причислявшихся к новому Липецкому приходу не значатся Дуброва, Сарафанница, Маврия, Мало-Макаровская (Подкустик). На 1861 год не упоминается даже Плёсо. Хотя через 20 лет эти населённые пункты значатся, но уже в составе укрупненной Шелотской волости. Липецкая как таковая была упразднена.
В упомянутых 18 селениях проживало 1018 человек, в том числе 519 лиц мужского пола. В социальном отношении все жители считались удельными крестьянами, так как проживали на землях, принадлежавших семье российского императора. Для управления громадной собственностью: дворцами, землями с людьми, лесами и водами, рудниками, заводами, фабриками и др. было создано министерство Императорского Двора. В его составе имелся Департамент уделов.
На местах же учреждались соответствующие органы управления. Надо полагать, немало было и чиновников, если, например, территория Вельского уездного округа в 1896 г. составляла 2 645 626 десятин, или 2 млн 900 тыс. гектаров (ж. Вологодский ЛАД, 2005 – 2, стр. 165). Для организации деятельности требовались не только управляющий в ранге губернатора и столоначальники, но и землемеры, инженеры, архитекторы, лесоводы, объездчики владений и др.
В данной заметке хочу обратить внимание читателей не на хлеб насущный, а, прежде всего, на имена и фамилии наших прадедов. Они упоминаются в двух мирских приговорах.
Если большинство фамилий на слуху и сегодня, то многие имена за 160 лет совсем затерялись. Что вполне объяснимо. Сохранились единицы и то в прозваниях домохозяйств: Алистарковы, Андреяновы, Арсютины (Арсехины), Галашичи, Демидовы, Лупичевы, Никитины, Никонорковы, Осиповы, Тарасовы, Федосовы, Якунины и некоторые другие. Да и помнят их лишь те, кому за пятьдесят. Казалось бы, старинные мужские имена нынче в моде, но… они совсем другие, светские.
Заметим, что размышлять приходится только о мужских именах, поскольку женские в упомянутых документах не называются. Причина проста – в царское время правом голоса на сельских сходах обладали только лица мужеска пола. Они же считались ревизскими душами, с которых исчислялись подати. Размер земельного надела зависел от числа родившихся мальчиков.
Какие же имена преобладали в то время? Приведу дословный текст одного из документов, сохранив, по возможности, написание слов и выражений, а также знаки препинания или их отсутствие.
Имеем весьма сильно желание…
«1863 года Генваря 24 дня. Мы нижеподписавшиеся удельные крестьяне Вологодской Губернии Вельского Уезда, Шелотского Троицкого Прихода, Липецкой волости, имеем весьма сильное желание иметь у себя в нашей Липецкой волости Священником Диакона Вологодского Кафедрального Собора, Михайла Евдокимова Попова и обязываемся дать ему на прожитье доходов Руги по Пяти (так выделено в тексте, прим. авт.) фунтов ржи с каждой ревизской души и повольный сбор (добровольный, прим. авт.). В чём и подписуемся. К сему мирскому приговору вместо крестьян Ивана, Фрора, Фомы Бовыкиных Ивана Черноберескаго Степана Кузнецова Степана Хамалинского Григорья Матвея Андрея Фоминских Акима, Василья Иванчиловых Николая Григорья Чашиных Ивана Загоскина Андрея Ивана Кулигиных Фёдора Дьячкова Фрора Колотилова Андрея Медведева Матвея Ивана Кулигиных прошением их крестьянин Зиновей Бовыкин изасебя руку приложил. Вместо крестьян Михайла Александра Павла Демина Андрея Афанасья Ферапонта Тетериных, Тараса Мохова Григорья Тараса Комолиных, Казьмы Кулигина Дмитрия Ивана Пищалевых, Ивана Степана Никиты Федора Чашиных Алексея Павла Пятуниных, Егора Тендрякова Осипа Загоскина, Ерофима Абрама Ляпиных, Афанасья Чашина Григорья Петра Андрея Бориса Тендряковых, прошением их крестьянин Михайло Хамалинский и засебя руку приложил. Вместо крестьян Ивана Никиты Григорья Василья Дрочковых Фёдора Ивана Петра Федышиных Павла Арсения Андрея Степана Якова Осипа Даниловых Луппа Дрочкова Якова Федышина Степана Полинария Федоса Котовых, Григорья Бовыкина Никиты(фамилия неразборчива, при. авт.)… вместо крестьян Василия Фоминского Якова Ряполова Ивана Капустина Симеона Федышина Федоса Ляпина Дмитрия Жидкова Василия… Куракиных Матвия Фёдора Губиных Гаврила Фёдора Моховых прошением их крестьянин Михайло Федышин руку приложил. Вместо крестьян Степана Пятунина Ивана Хамалинского Ивана Черноберевскаго Алексея Дмитрия Ивана Колотиловых Галахтиона Водченикова Дмитрия Иоанна Александра Саввы Глызиных Арсентия Тендрякова Никонора Дьячкова Якова Федышина прошением их крестьянин Фёдор Чернобереский изасебя руку приложил». Каждое пятое имя, фамилия написаны не с заглавной, а со строчной буквы.
Фрагмент текста мирского приговора
Как видим, население царской России, особенно сельское, было малограмотно. Но это совсем не значит, что в деревнях не доставало людей умных, смекалистых, способных проявить инициативу, деловую хватку, сплотить людей для решения конкретной задачи. В то далекое от нас время на деле проявлялись лучшие черты русского национального характера, такие, как трудолюбие, стойкость, самоотверженность, взаимопомощь, стремление к добру и справедливости. Большое старались делать сообща, коллективно. Свидетельством этого является Воскресенская церковь, построенная по инициативе крестьян и на их же деньги.
Последние 30 лет народная культура Русского Севера оказалась ненужной. Вместе с идеями коммунизма ее из нашей жизни постарались вычеркнуть. Даже то, что сохранилось на уровне деревни, продолжает разрушаться. Заброшенных полей, веками кормивших крестьян (и не только их), становится всё больше. И как следствие, растет число пустых домов, покинутых населённых пунктов. И это притом, что в любой стране мира пахотные земли являются национальным достоянием государства. Залогом безопасности его населения, материальной основой для развития традиционной народной культуры. Землю наши предки обожествляли. Они видели в ней не только начало материального благополучия, но и ценили как мощный источник духовной силы.
Есть надежда, что в длинном списке имён и фамилий, упомянутых в заметке, коренной липецкий житель сумеет разглядеть предков и уточнить свою родословную.
Владимир КОНДАКОВ
«Верховажский вестник» №48 за 5 июля 2024 года