- Главная
- Наша история
- Мороз, красный нос
Мороз, красный нос (рассказ Василия Фомина)

Нынешняя зима, можно сказать, совсем не баловала верховажан морозами. Привычными на столбиках термометров стали отметки не ниже минус 10 не только в декабре, но и в январе с его традиционными крещенскими похолоданиями. Неужто и правда наступает глобальное потепление?! То ли дело раньше!
Вот и гость нашей сегодняшней «Литературной страницы», наш земляк, уроженец деревни Данилково Верховского сельского совета Василий ФОМИН вспоминает про зиму своего детства, где с раннего утра из печных труб тянулся дымок, когда в школу ходили в валенках, шапках-ушанках, варежках из овечьей шерсти, а обмороженные нос и щёки у ребят были обычным делом.
Над деревней повисла густая снежная пелена. Над домами из печных труб столбом поднимались вверх клубы дыма. На небе сквозь морозную дымку и предрассветные сумерки угадывалось холодное зимнее солнце. Рано утром топились русские печи. Зима в этом году выдалась снежной и морозной. Деревня утопала в снегу. С крыши до окон свисали тяжелые козырьки, под белыми барханами скрылись огороды и палисадники. До дороги ходили «верхом», по снегу прокладывали тропинку, чтобы не провалиться в метровый сугроб, метили ее березовыми ветками. Снег – по приметам к хорошему урожаю, малоснежная зима – к голодному году. «Зима без снега – лето без хлеба», – говорили в народе.
После обильного снегопада ударили морозы. Утром по радио объявили: «В виду понижения температуры учебные занятия с первого по восьмой класс отменяются». Я и мой брат были двойняшками, ходили в третий класс. После завтрака играли дома в прятки и оловянными солдатиками. Удержать целый день дома нас было невозможно. Несмотря на сорока-
градусный мороз, шли на улицу. Около веранды забирались на снежные горы и скатывались с них вниз. Снег забирався в валенки, попадал в варежки и за воротник. Через полчаса с сырыми ногами и красными носами приходили домой и залезали на тёплую печку. Под вечер на улице раздавался треск. На наш вопрос бабушка говорила, что это Мороз колотушкой стучит. После бабушкиных слов мы представляли злого Деда Мороза с длинной седой бородой, который ходит по деревне и стучит своей колотушкой по домам.

Дети приходили с сырыми ногами и красными носами, но довольные (художник Е. Балакшин)
С работы пришел отец, запустил в дом клубы морозного воздуха. Для сохранения тепла стены обкидывали снегом, на входные двери весили ватное одеяло. Печи протапливали на два раза. Вечером топили столбянку в большой комнате. В сильные морозы спасала железная печка, все называли её «буржуйка».
В школу ходили за три километра в другую деревню. Зимы были морозными. На ходу в теплой одежде, валенках, шапках – ушанках и варежках из овечьей шерсти, заботливо связанных бабушкой, не мерзли. В морозы старые здания школы печками обогреть не могли, в классах было холодно. В ручках застывала паста, мы на неё дышали, отогревали ртом. Учителя разрешали сидеть на уроках в верхней одежде. Были дни, когда в школьном коридоре замерзала вода в бачке. «Береги нос в большой мороз». После уроков вприпрыжку бежали домой, обмороженные нос и щёки были обычным делом.
«Зафевралило, свету белого не видно», – сказала бабушка, посмотрев в занесенное снегом окно. Февраль у славян – лютень, студень, вьюговей, ветродуй. После январских морозов начались метели. «Вьюги да метели под февраль налетели», «Два друга – Мороз да вьюга», – подмечали в народе. Вдоль деревни, по дороге бежит позёмка. Резкий порывистый ветер предвещает смену погоды. Февраль переменчив. В полях вольно гуляет ветер, злится, воет и свистит метель. По народному поверью как раз в эту пору зима мимолетно встречается с весной. Не за горами весеннее пробуждение, световой день заметно увеличивается. Над головой высокое голубое небо, в холодных солнечных лучах искрится серебром, сверкает снег. В феврале ещё нетронутыми лежат белые сугробы. Через день – другой снова приходят трескучие морозы.
Мороз, красный нос засыпал снегом деревню, заключил в ледяные оковы речку. Народ сложил множество пословиц и поговорок про русскую зиму. Мне памятна и особенно дорога одна из них: «Даром мне мороз, я в деревне рос».
«Верховажский вестник» №13 за 28 февраля 2025 года





