- Главная
- Наша история
- Моя восьмилетняя школа...
Моя восьмилетняя школа...
Почти полвека назад директором восьмилетней школы назначили Валентину Михайловну Коротину, удивительного человека и прекрасного педагога. Она была строгим, требовательным руководителем, но в то же время понимающим и доброжелательным. Опираясь на комсомол, пионерскую организацию, развивая инициативу самих ребят, коллектив Верховажской восьмилетней школы добился немалых успехов в работе. По итогам соревнования «Сияйте, Ленинские звезды» пионерская дружина стала лучшей в районе.
О том, как жили в то время, как работали, рассказывает она сама.
- Валентина Михайловна, с каким чувством Вы приняли назначение на должность?
- Знаете, тогда особо не спрашивали. Представители из райисполкома и отдела образования организовали собрание коллектива. На повестке только один вопрос: «Выборы директора». Внесли предложение, поддержали, проголосовали, и все! Единственное, я сказала: «Если вы будете мне помогать, я буду работать». И первое время мы собирались раз или два в месяц, я всегда спрашивала, что я делаю не так. Все вопросы решали только вместе.
- Коллектив у вас был слаженный, стабильный, никакой «текучки» кадров. Как вам это удавалось?
- Я ничего специально не делала. Учителя сами так работали. Они были ответственные, всегда приходили на помощь. Ведь кроме уроков, нам приходилось и политучебу проводить, читать лекции на предприятиях района. Все педагоги принимали участие и в работе методических объединений, и в педагогических чтениях. У меня был блокнот, где не то что на каждый месяц, на каждый день было запланировано, кто из учителей куда должен сходить с лекцией или какое мероприятие провести. Ну и график открытых уроков никто не отменял.
А еще при школе был и прекрасный дендрарий, очень хороший учебно-опытный участок, теплицы. Лидия Александровна Будрина с ребятами проводили опыты, выращивали интересные культуры, которые в нашей местности не были распространены, участвовали в выставках сельскохозяйственных культур и цветов. Большую работу они проводили и по распространению декоративных кустарников и деревьев. Наша школа вырастила много саженцев желтой акации, бузины, сибирского кедра. Мы продавали их школам и населению. Наши юннаты не раз занимали первое место в опытнической работе
Успеваемость учащихся всегда была в школе на первом месте, поэтому вечерами учителя посещали семьи отстающих. А перед началом нового учебного года вообще к каждому ученику приходили, чтобы посмотреть, где у ребенка место для занятий, как родители выполняют свои обязанности, следят за выполнением домашних заданий. Знакомство и постоянные контакты с родителями просто необходимы. Поэтому и на собраниях всегда было многолюдно. Родительский комитет оказывал большую помощь школе.
Во время родительской недели уроки в 1-8 классах посетили 156 человек. Члены родительских комитетов побывали на квартирах более чем у 100 семей. Итогом недели явилась конференция «Правильно ли мы воспитываем своих детей?». Были оформлены стенды «Родители-активисты», «Роль семьи в воспитании детей». Выпущены стенгазеты, оформлена книжная выставка, представлены поделки учащихся с уроков труда, тетради и дневники ребят.
(По заметке из районной газеты от 5.03.1968 года).
Одним словом, учителя не время отрабатывали, не о деньгах думали, а жили школой. Коллектив у нас был маленький, поэтому не работать или плохо работать было нельзя. И жили мы очень дружно. Когда через несколько лет меня назначили завучем в среднюю школу, я долго отказывалась.
- Валентина Михайловна, сколько же времени тогда оставалось на личную жизнь?
- Я ложилась спать в 11 вечера, а вставала в 4 утра. Мне времени на работу не хватало, какая уж тут личная жизнь. Вот как не проведать ребят в интернате? Все ли они на месте? Сделали ли уроки? Может, у них проблемы какие-то есть? А сколько времени уходит у педагога, чтобы написать конспекты, проверить тетради, подготовить наглядный или раздаточный материал?
Я очень благодарна своим домашним. Меня никто не упрекал, что я сутками пропадаю на работе, что часто езжу в командировки. Муж мне ни разу ничего плохого не сказал. Детей, своих родных детей, мы, учителя, не видели! Не только я. Сейчас жалею, что мало внимания им уделяла: обнять, поцеловать лишний раз было некогда. А ведь им это было необходимо.
- А нет сожаления, что не получили другую профессию? Учитель – это Ваше призвание?
- Нет. Даже несмотря на то, что работа педагога не из легких. Я изначально поступала на литфак. Мне очень хотелось быть учителем русского языка и литературы. Но я не прошла по конкурсу. Решила забрать документы и пойти учиться в железнодорожный техникум, потому что когда ехала на поезде, понравился проводник. Надо было это как-то папе сообщить, но я очень боялась. После окончания школы он мне сказал: «Или врачом будешь, или учителем».
Прихожу я в деканат, а мне говорят: «Девушка, у вас в аттестате по иностранному языку пятерка стоит, почему же вы на иняз не поступаете?» А там как раз был недобор. Вот так я и попала на французское отделение.
После окончания учебы меня направили в Усть-Кубинский район учителем французского языка. Там я и начала свою педагогическую деятельность. Спустя какое-то время поехала в Вологду на курсы пионервожатых, там отпросилась домой на выходные и … вышла замуж. Так и осталась в родном Верховажье, начала преподавать в вечерней школе немецкий язык.
Столько лет прошло, а Валентина Михайловна все еще переживает, что не уберегла документы, материалы, которые просто-напросто выбросили, когда школу закрыли. «Постеснялась я прийти тогда, а сейчас жалею. Все пропало!» – вздыхает она. Снова и снова думает о своей восьмилетней школе, вспоминает коллектив, учеников, которые всегда относились к ней с любовью и уважением. Сколько сил, знаний и времени вложила она в них, чтобы стали они достойными людьми.
Сегодня, в знак уважения, выпускники восьмилетней школы говорят: «Уважаемая Валентина Михайловна! Мы с благодарностью вспоминаем годы учебы, наше счастливое, беззаботное детство, коллективные дела, пионерские сборы, сад Л.А.Будриной и многое другое. Мы с уверенностью говорим, что именно наша школа дала нам путевку в самостоятельную жизнь, хотя и не была средней. Огромное спасибо лично Вам и всему педагогическому коллективу Верховажской восьмилетней школы за самоотверженный труд. Действительно, вы душу вкладывали в работу и прилагали все усилия, чтобы мы стали людьми.
С уважением, ваши ученики Н. Саврасова, С.Капустин, Н. Ширяевская, Г. Ивашевская, О. Некрасова, К. Романова и другие.
Очень приятно, что по стопам Валентины Михайловны пошла ее внучка – Юлия Александровна Семакова, учитель начальных классов Верховажской средней школы. Это прекрасный педагог и творческая личность. В этом году она стала победителем районного конкурса «Учитель года». Многие отмечают, что требовательность, принципиальность и ответственное отношение к работе у Юлии Александровны от бабушки, Валентины Михайловны Коротиной.
Анна Нимчук.