От кружка – к Народному театру. История верховажской сцены в советские годы

24.04.2019

Сцена из постановки "Любовь Яровая"

Напомним читателям районной газеты, что 2019 год объявлен в нашей стране  Годом театра. В «Верховажском вестнике» за 15 марта мы начали разговор о развитии театрального искусства в России, заглянув, насколько это позволяют исторические источники, и в театральное прошлое верховажского края. Сегодня – его продолжим.

«Люди тянулись к культуре…»

После революции содержание культурно-досуговой деятельности начало стремительно меняться по всей стране. Учреждениям культуры отводилась большая роль в деле просвещения, пропаганды. Начавшаяся национализация со временем дошла и до наших краев. В 1919 году в доме купца Давыдова (ныне в нем располагается филиал Тотемского политехнического колледжа) по решению местного волостного совета были открыты Народный дом и Народная библиотека. С целью просвещения посадского населения создается коллектив художественной самодеятельности из числа местной интеллигенции. В это время под руководством Н.П. Бовыкина работал драматический кружок, хоровой кружок (Георгий Беляев – руководитель), также был организован оркестр струнных инструментов. Каждое воскресенье для населения было организовано выступление артистов. В день, когда ставился спектакль или концерт, Народный дом был переполнен зрителями. 

В 20-х годах прошлого века особой популярностью стали пользовались «синеблузники», чьи выступления носили агитационно-массовый характер с целью пропаганды советской власти. Первый такой коллектив в 1923 году организовал в Климушине М.В. Дранишников. Отряды «Синяя блуза» и «Красная блуза» в нашем районе просуществовали вплоть до 1935 года. В 1946 году в районе создается отдел культпросветработы, который впоследствии был переименован в отдел культуры. 

Что касается театральной деятельности, то в послевоенные годы в Верховажье появился самодеятельный драматический коллектив, который возглавил директор Верховажской школы Владимир Рафаилович Кедровский. В 1947 году зрителям была представлена «Гроза» А.Н. Островского. 

В своей работе «История становления и развития Народного театра в Верховажье в советские годы» ныне уже выпускница Верховажской средней школы Светлана Зажигина пишет: «По воспоминаниям Григория Максимовича Капустина, учителя русского языка и литературы, а также участника театральных постановок, в 60-е годы в каждой деревне был свой Василий Теркин. Люди тянулись к культуре, искали в художественных произведениях примеры, достойные подражания». Так потихоньку театральная жизнь набирала свои обороты, пока...

 

Звание «народный»

...Пока в 1966 году в Верховажье не приехала молодая инициативная выпускница режиссерского отделения Кировского культпросветучилища Ангелина Шаньгина (Суховская). Вскоре она возглавила районный Дом культуры и стала руководителем верховажского Народного театра. 

Судя по перечню названий поставленных на сцене пьес и имен авторов, таких, как «Гроза» А.Н. Островского, «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Егор Булычев и другие» А.М. Горького, «Любовь Яровая» К.А. Тренева и других, понимаешь, что работу Ангелина Арсентьевна вела серьезную. О ее работе  говорил и масштаб задействования в спектакле людей: включались работники райисполкома и райкома, больницы, роно, люди других профессий. Спустя несколько лет после начала работы театральной студии, будучи на областном смотре художественной самодеятельности в 1970 году, коллектив получил высокую оценку за свою деятельность и звание народного.

«А.А. Суховская выбрала для смотра сложную, остросоциальную, философскую пьесу А.М. Горького «Егор Булычев и другие». Очень много было у нее трудов, чтоб основательно, достойно подготовить весь спектакль в целом и каждого артиста в отдельности. Спектакль был поставлен в Вологде, получил высокую оценку жюри, а всего был поставлен шесть раз, в том числе в Вельске, Вожеге и Харовске», – читаем в одной из публикаций районной газеты.

Театр ставил одну пьесу за другой и приобрел популярность не только в районе, но и за его пределами. Вот что в то время писала районка: «Верховажский театр побывал недавно в гостях у соседей в Сямженском районе. Самодеятельные артисты возили с собой постановку по пьесе А. Софронова «Странный доктор». Большинство зрителей нашего района хорошо знает этот спектакль, так как в сельских клубах и домах культуры он был поставлен не менее 14 раз. Зрители уже не раз горячо благодарили исполнителей ролей пьесы медицинских работников: Г.М. Постриган, М.И. Верещагину, М.И. Третьякову, Н.А. Киселева и других. Всего в спектакле занято 13 человек. Очень тепло приняли наших артистов как в Двиницком сельском доме культуры, так и в Сямже». 

 

Г.Н. Хромцов и Н.В. Трапезникова в спектакле «Егор Булычев и другие»

«Приезжайте еще!»

Начало 70-х годов можно назвать настоящим расцветом верховажского театра. О постановке драмы в трех действиях башкирского писателя Агамбекова «Седые волосы матери моей» С. Николаев в 1972 году писал: «На днях в Верховажье приезжал из Москвы артист Всероссийского театрального общества Н.А. Могич. Вместе с артистом Вологодского драмтеатра И.А. Дворниковым он посмотрел поставленный Верховажским народным театром под руководством режиссера А.Шангиной спектакль. Гости дали высокую оценку игровой манере актеров, рекомендуя поставить пьесу на сцене областного театра. Оценку спектаклю дали также и зрители, приходившие на него уже в пятый раз. В переполненном зале неоднократно раздавались горячие аплодисменты. 

Молва об интересной и содержательной постановке разнеслась по всему району. В отдел культуры и в Народный театр стали поступать письменные и телефонные заявки из колхозов и лесопунктов... Первого ноября из Кулойского лесопункта прибыли в райцентр за актерами автобус и крытая автомашина. И вот вечер. Забитый до отказа лесорубами клуб. Открылся занавес. Один за другим проходят перед зрителями персонажи пьесы «Седые волосы матери моей». В зале то напряженная атмосфера ожидания неотвратимого, то глубокий вздох облегчения, то тихий шепот сочувствия. Удача! Это поняли все актеры по взволнованным лицам людей, по их громким аплодисментам, по выкрикам: «Приезжайте еще!» И актеры, естественно, пообещали, но теперь с новой пьесой». 

Большим творческим событием явилась и премьера спектакля «Любовь Яровая», в котором играли Г.В. Кирилловская, Н.Н. Кондаков, В.М. Шестакова, В.Д. Горынцев, Г.М. Пономарев, В.М. Будрин, Н.П. Красильников, В.Г. Дубов, Г.М. Капустин, З.А. Могутова, Г.А. Филяков, Л.С. Осовской, В.Ф. Ждановский, В.Ф. Горюнов, Г.В. Горобец, Н.А. Ждановская, Н.М. Рогозин, Г.П. Кушев, А.Н. Богданов, Е.Г. Зажигин, Т.И. Кононова (Стрельцова), А.Н. Бречалова, Н.П. Полежаев, Э.И. Шаньгин.

 

Пожар в ДК

Но однажды, казалось бы, безоблачную жизнь театра подстерегла беда. 29 июня 1974 года, возвращаясь с гастролей из Тотьмы, артисты Народного театра увидели, что Дом культуры, который в те годы находился в храме Успения Божией Матери, полыхает огнем. Пожар уничтожил все костюмы, реквизит, альбомы, пьесы, журналы, методические пособия. Все, что осталось – это память в сердцах зрителей. Разве только это могло послужить утешением для режиссера и артистов. Но все же стремление играть взяло верх – театр возобновил свою деятельность и к очередной годовщине со Дня Победы подготовил и поставил пьесу В. Балашова «Бабы», в которой рассказывалось о деревне в трудные послевоенные годы. В спектакле было занято 11 человек. 

Через несколько лет в Верховажье строится новый Дом культуры. Коллектив театра в эти годы участвует во всех областных и зональных конкурсах. При Народном театре работала и детская студия. Так, к примеру, в 1985 году режиссер-постановщик Л.А. Овсянникова представила спектакль «Белоснежка и семь гномов». Исполнителями ролей были (фамилии сохранены, как в программе): Оля Кашинцева, Галя Горынцева, Галя Кобылина, Света Постникова, Ира Дьячкова, Надя Неустроева, Оля Гурьева, Галя Ташлыкова, а также Лида Юренская, Люда Тулина, Ира Теслина, Света Коканова, Ира Лютикова, Оля Шананина, Надя Конькова, Ира Дербина, Таня Бунина, Галя Кобылина. 

 

Аплодировали стоя

Наступили 90-е – непростое время для многих и многого. В Народном театре – взят небольшой «антракт». Но 14 февраля 1999 года зрители вновь встретились с давно знакомыми и любимыми артистами Народного театра. И хотя реклама постановки по пьесе А.Н. Островского «Грех да беда на кого не живет» была неширокой, в зрительном зале в день премьеры в буквальном смысле слова яблоку негде было упасть, пришлось даже ставить между рядами стулья. А после зрители аплодировали стоя и режиссеру-постановщику Ангелине Суховской и артистам В.А. Брагиной, В.П. Гулиной, Р.А. Кузнецовой, В.Д. Горынцеву, Б.А. Овсянкину, Г.П. Дьячкову, Г.Н. Кушеву, Д. Селищеву, С.Н. Истомину, супругам В.А. и В.М. Меньшениным. 

Позже, участвуя в областном конкурсе именно с этим спектаклем, верховажские артисты подтвердили для своего театра звание «Народный» и были награждены дипломом победителя в номинации «За достойное воплощение классики на любительской сцене». 

Участники постановки «Без вины виноватые» по пьесе А.Н. Островского 

Вторая семья

По пьесам Александра Островского на сцене также ставились, причем неоднократно,  «Не все коту масленица», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Без вины виноватые», «Светит, да не греет» и другие. В 2000-х годах в труппе театра насчитывалось 22 актера разных возрастов и профессий: работники культуры, преподаватели, врачи, сотрудники милиции, пенсионеры, школьники. 

Театр неоднократно получал награды, среди которых диплом секретариата Союза писателей СССР «За достойное воплощение классики на любительской сцене», диплом Всесоюзного оргкомитета, Почетная грамота Ленинградского института культуры, Диплом за достигнутые успехи, исполнительское мастерство, большую работу по реализации творческих способностей населения и другие. Много различных наград и у самой Ангелины Арсентьевны – орден «Знак Почета» за заслуги в развитии советской культуры, литературы, искусства, нагрудный значок «Отличник культурного шефства над селом» Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры и другие.

В 2004 году Народный театр представил зрителям спектакль «Печка на колесе» (режиссеры – И.В. Киселева, А.А. Суховская)

Уже после ухода на заслуженный отдых Ангелина Арсентьевна вновь возвращается в театр. На этот раз она пришла помочь Ирине Владимировне Киселевой, которая в 2004 году стала режиссером спектакля по пьесе Н. Семеновой «Печка на колесе». Тогда на сцене играли Елена Бычкова, Виктор Писларь, Алексей и Марина Сушинские, Любовь Шишова, Виктор Меньшенин, Николай Домаков, Татьяна Толстикова. Музыкальное оформление спектакля было доверено Валерию Кудряшову, обязанности звукооператора исполнял Дмитрий Рябов, художника – Ольга Веселкова. 

В 2020 году Народный театр отметит круглую дату – 50 лет с момента, как ему было присвоено звание «Народный». За время своего существования через театральную школу прошли десятки наших земляков. Для многих верховажских самодеятельных артистов игра в театре стала не только хорошим сценическим опытом, но и раскрыла их таланты, способности. Кроме того, после постоянных репетиций, выступлений, поездок, да и самой атмосферы творчества, пожалуй, для каждого участника постановок театр становился второй семьей. Во многом это, конечно, благодаря руководителю. Стоит сказать, что за почти пять десятков лет режиссерами-постановщиками народного театра были также Т.В. Полежаева, Н.М. Маткеева. Сейчас театром руководит Татьяна Иринеевна Стрельцова. На ее счету восемь поставленных спектаклей. Но это уже другая история...

 

Мнение

Ангелина Суховская:

– Театр и строительство нового Дома культуры - большая часть моей жизни. Сколько всего было за это время – спектакли, бессонные ночи, роли, артисты, поездки, сомнения... Первым мы поставили спектакль «Шестеро любимых» по пьесе Арбузова. Поначалу в выборе репертуара ориентировались на количество действующих лиц, а не на содержание постановки. В костяк театральной труппы в то время входили Г.Н. Хромцов, Р.А. Кузнецова, Б.А. Овсянкин, Н.В. Трапезникова, Н.П. Гулина, Г.В. Кирилловская, чуть позже присоединились супруги Ждановские, а также мои учителя Т.В. Ажгибков, Г.М. Капустин. Уже потом Народный театр насчитывал до 30 человек. В советские годы при Доме культуры в кружках и секциях занималось очень много народу. Это сейчас люди больше времени проводят у экранов телевизора. А раньше к культуре в целом, и к театру в частности, они тянулись. Один спектакль мы могли показывать более десятка раз – и практически всегда аншлаг. А еще перед показом обязательно проводились лекции. Большое спасибо всем артистам, кто играл когда-то на сцене. Среди самодеятельных актеров немало семейных пар и династий. Спасибо всем-всем, кто словом и делом поддерживал на протяжении многих лет Народный театр. Нынешним артистам и Татьяне Иринеевне – новых интересных постановок и хороших зрителей. 

По материалам музея, газет подготовила Ольга ГУЛИНА. Фото из архива Народного театра

"Верховажский вестник" №29 за 17 апреля 2019 года

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер