• Главная
  • Наша история
  • Победа выше жизни. Памяти моего отца Алова Евгения Александровича, жителя п. Теплый Ручей, посвящается

Победа выше жизни. Памяти моего отца Алова Евгения Александровича, жителя п. Теплый Ручей, посвящается

16.05.2025

 Прошло 80 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затухает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы той войны, мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить.

Когда началась война, моему отцу Алову Евгению Александровичу было 17 лет. Он видел, как встала страна на смертный бой, как повзрослели до поры мальчишки и девчонки. Война диктовала свои правила, им пришлось надеть гимнастерки, шинели, ватники, сапоги и встать на защиту Родины.

 

Служба пехотинца

В августе 1942 года Коношским РВК отец был призван в ряды Красной Армии. Его направили в Архангельское военно-пулеметное училище, которое находилось в Цигломени. Училище выпускало командиров пулеметных взводов и командиров-пулеметчиков. Отец вспоминал: «Выдали обмундирование: брюки, гимнастерка, шинель, ботинки и обмотки к ним. Через месяц приняли присягу. Стреляли очень мало, занимались строевой подготовкой, тактикой, изучали приемы рукопашного боя, изучали в основном пулемет «Максим».

«Кожух, короб, рама,

Шатун с мотылем,

Возвратная пружина,

Приемник с ползуном».

Это припев песни, с ним очень хорошо устройство пулемета запоминалось. Пели песню как строевую. Жили в бараках. В мае выезжали в лагеря, которые располагались за городом на берегу Северной Двины. В лагере занимались боевой подготовкой. Там уже были стрельбы, совершали марш-броски, нас обучали переноске пулеметов. Кормили в училище нормально. Давали курсантский паек, а не солдатский. Давали суп, щи, рагу, на второе – разные каши или макароны, каждый день давали кусочек масла».

Тяжела была служба у пехотного солдата, жил он на войне до нескольких месяцев под открытым небом. Обычно между боями на марше бойцы двигались пешком прямо по полям, лесам и болотам, по непролазной грязи, иногда даже пищу приходилось принимать прямо на ходу. Многие бойцы прошли тысячи километров вместе со своими личными вещами. Так, к примеру, вес боевой выкладки бойца стрелкового взвода вместе со снаряжением, личным оружием, боеприпасами и продовольственным «НЗ» нередко составлял почти 30 килограмм. Пехотинец всегда нес на себе большой запас боеприпасов, только патроны весили 4,5 килограмма. Тяжелее всех было в пехоте тем, кто был вооружен тяжелым оружием.

На фронте

 

Легендарный «Максим»

Пулемет «Максим», принятый на вооружение еще русской армией в 1910 году, в 1930 году к началу Великой Отечественной войны был модернизирован с переходом на патрон с более тяжелой пулей. Всю войну пулемет «Максим» оставался основным станковым пулеметом Красной Армии.

Из воспоминаний ветеранов: «При переноске станковый пулемет разбирался на 3 части: щиток, который весил 8 кг, 32-килограммовый станок с колесами и рукояткой и тело пулемета весом 20 кг. Вот трое человек из состава расчета эти части на себе несут. Еще двое или трое несут пять коробок с пулеметными лентами по 250 патронов в каждой».

Естественно, процесс приведения пулемета в боевое положение требовал времени (по оценкам фронтовиков от 15 до 20 минут), что не могло не сказаться на эффективности действий подразделения в целом. Недостатком пулемета было быстрое закипание воды.

Из воспоминаний ветеранов: «Вода быстро закипает, и если бой вести полчаса беспрерывно – пули не вылетают – они плавятся. Они падали на 10 метров и все. Если бы было хотя бы 6-7 литров, а то только 4».

Впрочем, как отмечалось, даже с пробитым кожухом и при полном отсутствии воды пулемет сохранял способность стрелять – короткими очередями. Большой проблемой было снаряжение матерчатых лент.

Из воспоминаний: «Патроны набивали мы по 8 лент на каждый пулемет. Лента 250 патронов, матерчатая, отсыревает, и дырки становятся маленькие, чтобы патрон засунуть, надо иметь силу. Руки, пальцы – все в крови от набивки патронов».

Перекос патронов в матерчатой ленте был основной причиной задержек, которые возникали при стрельбе. Однако устранялось все быстро. Надежность, простота, безотказность, точность и кучность огня сделали этот пулемет легендой. Пулеметы «Максим» прослужили активно более полувека, обеспечивая огневой поддержкой пехоту.

Самое главное в полевом бою для пехотинца – быстро и правильно занять позицию и окопаться, все это делали под огнем врага, для этого у солдата всегда на поясе была приторочена малая пехотная лопата длиной 50 см. Это было не только индивидуальное инженерное вооружение пехотинца, но и его страшное оружие в рукопашном бою, его последний аргумент. Еще один атрибут советского пехотного солдата, про который нельзя позабыть, это его плотная шинельная скатка, которая защищала его от мелких осколков, а при стрельбе лежа служила нередко бруствером, выручала на переправе, а во время привала ее можно было положить под голову.

 

Курская битва

После окончания училища отец попадает на Центральный фронт на Курскую дугу в должности командира пулеметного отделения. 5 июля 1943 года началось одно из самых масштабных сражений Великой Отечественной войны – Курская битва. Она продолжалась 50 дней и ночей. С обеих сторон в ней участвовало свыше 4 миллионов человек, 69 тысяч орудий и минометов, более 13 тысяч танков, около 12 тысяч боевых самолетов. Курская битва – самая жестокая битва в истории всего человечества, грандиозное сражение. Танки, самолеты, артиллерия, пулеметы, минометы – днем темно.

«Настоящий ад, конец света», – говорили очевидцы. Месиво из танков, людей, земли – святая ярость крушила все. В бою все средства хороши, закончились патроны в ход шли саперные лопатки, ножи, руки. Пока жив – бей врага. Когда взяли Белгород и Орел – прозвучал первый за годы Великой Отечественной войны победный салют.

Во время Курской битвы отец был ранен в ногу (пулевое и осколочное) под городом Орел. Два месяца находился на излечении в госпитале, а затем был направлен командиром пулеметного отделения в 10 запасную стрелковую бригаду г. Харьков.

Он вспоминал: «Занимались по 10 часов в сутки с перерывом на обед один час. Обязательными являлись два часа санподготовки и 45 минут личного времени. Поднимались в 6-00 с отбоем в 23-00. Большое значение уделялось приближению учебы к боевой обстановке. Обучали тактике ближнего боя в ходах сообщения и окопах, действиям по захвату ДЗОТов противника. Одновременно налаживается клубная работа, работа библиотек и выпуск стенной печати, проводилась демонстрация кинофильмов для поднятия боевого духа бойцов. Бойцы и сержанты, поступающие после госпиталя, и долечивались и учились, чтобы вернуться на фронт».

 

«Ванька взводный»

Затем отца отправляют на курсы младших лейтенантов Белорусского фронта. Через семь месяцев он – командир пулеметного взвода, младший лейтенант.

Из числа погибших и пропавших без вести на Великой Отечественной войне офицеров самая большая доля приходилась на командиров рот и взводов. Именно они – младшие лейтенанты, лейтенанты, старшие лейтенанты – на поле боя показывали личный пример солдатам. Взводные и ротные командиры вместе со своими бойцами побеждали или вместе с ними умирали. Это было не обидным прозвищем, а просто определением окопного офицера «Ванька взводный».

Лейтенанты первыми поднимались в атаку во время наступления, а во время отступления последними покидали траншеи. Поневоле им приходилось становиться фаталистами: «Меньше взвода не дадут, дальше фронта не пошлют».

После ранения. Польша, Познань, 5 июня 1945 года

В составе Первого Белорусского фронта 210-го гвардейского стрелкового полка отец дошел до Польши, участвовал в освобождении Варшавы и был награжден медалью «За освобождение Варшавы» как непосредственный участник штурма. В боях за освобождение Польши и ее столицы от нацистов погибло более 600 тысяч солдат и офицеров Красной Армии. В ноябре 1945 года в память о победе советских воинов в Варшаве был воздвигнут гранитный монумент – памятник советско-польскому братству по оружию. К настоящему моменту монумент подло демонтирован.

В боях за освобождение Польши мой отец совершил личный боевой подвиг. Выписка из наградного листа:

«В ожесточенных боях по овладению населенным пунктом Клесен товарищ Алов со своим взводом в числе первых ворвался в барский двор и истребил до взвода немецкой пехоты, занял два подвала, где взял 17 гитлеровцев в плен с их оружием.

В момент отражения контратак противника, пытавшегося вырваться из окружения и соединиться со своими частями, товарищ Алов, умело меняя позиции своих пулеметчиков, истребил 23 гитлеровца, тем самым дал возможность пехоте успешно отразить все атаки врага.

За это подвиг представляется к правительственной награде ордену «Красного Знамени».

Эта награда относится к числу «элитных». Высший и единственный военный орден СССР до 1930 года. Был утвержден для награждения за особую храбрость, самоотверженность, мужество и отвагу во время боевых действий.

В апреле 1945 года после прорыва глубокоэшелонированной обороны противника на реке Одер отец был тяжело ранен в правую лопатку с переломом ключицы и раздроблением лопатки и 6 месяцев находился на излечении в эвакогоспитале № 274 г. Познань. Вероятно, это ранение спасло ему жизнь, потому что во время штурма Берлина советские войска потеряли 300 тысяч убитыми и ранеными, больше, чем США за все годы войны.

В октябре 1945 года по заключению военно-врачебной комиссии он был признан негодным к военной службе и навсегда выбыл из рядов Красной Армии.

Е.А. Алов, 1977 год 

Отец вернулся живым, раненым, но живым. Всю жизнь он трудился и своих четверых детей воспитывал в строгости, приучал к дисциплине, труду. Посадил яблоневый сад, единственный на поселке, очень хорошо играл на гармони.

Его нет рядом с нами, но память о нем всегда будет жить в наших сердцах.

Вечная память всем, кто отдал свою жизнь за мир!

Л.Е. Баландина (Алова)

«Верховажский вестник» №33 за 16 мая 2025 года

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер