- Главная
- Наша история
- Победитель. К 100-летию учителя-фронтовика Валентина Ивановича Соболева
Победитель. К 100-летию учителя-фронтовика Валентина Ивановича Соболева
В книге «Размышления о жизни» (В.А. Кондаков, село Верховажье. 2011) опубликован очерк под названием «Победитель» (стр. 276-281), посвящённый участнику Великой Отечественной войны В.И. Соболеву из села Чушевицы. Напечатаны его воспоминания и размышления о минувшей войне, жёсткие оценки фронтовика современной российской действительности. Не менее тяжкие испытания Соболев перенёс и в послевоенные годы.
Трудно подсчитать число учащихся Чушевицкой средней школы, которые географию познавали на его уроках. Выпускников 1963 года, в том числе и меня, он знакомил с основами астрономии. Должность учителя-«астронома» была вакантной, и его обязанности руководство школы возложило на могучие плечи Валентина Ивановича.
Две недели назад мне позвонила Лидия Ивановна Глызина из города Кириллов и передала просьбу Елены Александровны Карасёвой (Дурневой), проживающей в г. Москва. Суть её заключалась в том, что 30 ноября сего года исполняется 100 лет со дня рождения В.И. Соболева. В память об этом событии выпускницы (кстати сказать, обе – золотые медалистки) просили опубликовать очерк «Победитель» в районной газете «Верховажский вестник». Конечно, я согласился, надеясь, что Валентина Ивановича вспомнят добрым словом и другие выпускники школы, а также его односельчане.
Валентин Иванович Соболев
«Во всем должен быть порядок...»
В 2009 году я продолжал записывать воспоминания участников Великой Отечественной войны. Не раз искал возможность встретиться и с Соболевым. Но в последний год жизни он часто болел, лечился в больницах, и поговорить с ним не удавалось. Но вот как-то летом мне повезло. Работники библиотеки Г.Н. Бутусова и Г.Ф. Кузнецова, хорошо знавшие фронтовика, сказали мне, что ему стало получше и он находится дома. Накануне заходил к ним и взял целую пачку свежих газет.
...Действительно, Валентин Иванович был дома, читал, лёжа в постели. Газеты занимали место с обеих сторон подушек, лежали на одеяле. Он был взволнован, растревожен российской действительностью настолько, что поговорить о войне мне не удалось. Ответил коротко:
– Володя, все воспоминания я отдал в школу. Возьми там.
Помолчав, он заговорил о том, что его больше всего волновало. И не просто волновало, тревожило, беспокоило, а выбивало из колеи жизни, причиняло душевные страдания, которые были тяжелее физических.
– Ты лучше объясни мне, за что мы воевали и погибали? Вот в газете пишут, что американский миллиардер (он назвал его фамилию) наживал свое состояние целую жизнь, 50 лет. А в России некоторые миллиардерами стали за один день! Все разворовали и говорят, что по закону! Народ раздели чуть не догола... Сейчас ветеранов пытаются успокоить большими пенсиями... Рот можно заткнуть деньгами. А душу?!! Душу чем успокоить?!! Не от этих ли подлостей народ умирает? Сталина ругают за репрессии... А это что? Не репрессии?! Превозносят демократию. Где она? Свобода слова разве что... Это хорошо, да мало. Нужен порядок в политике и экономике, порядок во власти. Болтовней коррупцию не остановишь...
Его позиция во многом мне была понятна. Однако я вряд ли мог успокоить Валентина Ивановича. Ведь в кровати лежал не просто пенсионер, старый, тяжело больной учитель, а опытный боевой офицер, прошедший не только страшную войну, но и не менее суровые испытания в фашистском плену. О последнем обстоятельстве мне стало известно лишь после его смерти.
– Может, о войне поговорим в другой раз? – осведомился я.
– Другого раза может не быть, – отрезал он, – зайди в школу.
Через месяц фронтовика не стало.
Летом 2010 года Тамара Николаевна познакомила меня с обращениями мужа в Российский комитет ветеранов войны и в Государственный архив Советской Армии. Вот тексты его обращений.
«Уважаемые работники Государственного архива Советской Армии
К вам обращается со своими нуждами участник Великой Отечественной войны Соболев Валентин Иванович, родившийся 30 ноября 1924 года в д. Евдокимовская Середского с/с Тотемского района Вологодской области
Мои данные таковы:
В 1940 г. августе месяце поступил на 1-й курс Тотемского педагогического училища, в 1942 г. окончил 2 курса данного училища.
12 августа 1942 г. Тотемским райвоенкоматом Вологодской области призван в ряды Советской Армии и зачислен курсантом Пуховического пехотного училища, которое было эвакуировано из Белоруссии и размещено в г. Великий Устюг Вологодской области. После прохождения ускоренного курса обучения в 9-й роте 3 батальона данного училища, в мае месяце 1943 года, мне было присвоено звание лейтенанта приказом Архангельского военного округа (номер приказа не помню). В июне месяце 1943 года мы (выпускники выше названного училища) прибыли в распоряжение Центрального фронта. В конце июня 1943 года я получил назначение в 13-ю армию, в 6-ю гвардейскую дивизию, 4-й гвардейский стрелковый полк на должность командира взвода автоматчиков личной охраны командира полка во вторую роту.
Наша часть находилась в районе станции 1 и 2 Поныри (Орловский фас Курской дуги), где вели упорные оборонительные бои. Измотав противника в тяжелых боях, часть перешла в наступление 12 августа 1943 года. Во время прорыва обороны противника я был ранен двумя осколками в голову (в лицевую часть), к счастью, ранения не задели жизненно важных центров организма, и по моей просьбе лечение проходило в медсанбате части (справки о ранении не имею).
После излечения, по прибытии в часть, мне сообщили, что 2-я рота автоматчиков расформирована по сокращению, я получаю назначение командиром стрелкового взвода 3 батальона (4 гв. полка) где прошел в тяжелых боях по территории ряда областей, форсировал реку Десну, затем Днепр (где-то вблизи слияния этих рек). В сентябре месяце 1943 года мы переправились в тяжёлой обстановке через реку Припять и вели длительное время упорные бои за расширение плацдарма. В конце сентября 1943 года мы получили приказ о наступлении на город Чернобыль, части были измотаны в боях (в нашей роте было не более 30 человек, и я единственный, имеющий звание офицера). Частиподдержки (артиллерия и пр.) остались далеко за водными рубежами (р. Десна, Днепр, Припять).
30 сентября 1943 года нам был дан приказ перейти в наступление. Мы были на голодном пайке в смысле обеспечения боеприпасами (не было гранат, патронов на каждого бойца, минометы 82-х мм имели ограниченное количество, другой огневой поддержки нам оказано не было). Бойцы не получали целую неделю продуктов питания (кухни якобы не смогли переправиться) питались кто как может: находили посадки картофеля, покинутые населением, рыбой, оглушенной в реке, если была такая возможность выловить ее).
Без предварительной артиллерийской подготовки мы двинулись в наступление. Через несколько минут от исходного рубежа я был сражен разрывной пулей, которая ударила в диск автомата, разрушив его, раздвоила первый палец левой руки, но в пылу боя (скорее по инерции) я все еще бежал вперед и при взрыве мины получил три осколка в левостороннюю часть груди.Лечился в эвакогоспитале в Черниговской области.
После излечения от ран, в декабре 1943 г. в свою дивизию не попал, так как она сменила место дислокации. Зачислен в 60-ю армию в 4-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию, 4-й гв. полк на должность командира взвода. 60-я армия действовала в составе Первого Украинского фронта. Мы вели наступательные бои на территории Житомирской, Киевской, Винницкой областей.
18 декабря 1943 года приказом №033 7 по 60-й армии мне было присвоено звание старшего лейтенанта. Одновременно командованием полка отмечалось, что я представлен к ордену Великой Отечественной войны I степени, но это, видимо, просто были слова без подтверждения действием.
В январе 1944 года наша часть действовала западнее г. Киева, нам сообщали, что мы действуем в боевых операциях на Винницком направлении. В конце января или начале февраля 1944 г. во время боя за какой-то населенный пункт, при наблюдении за ходом боя, стоя за углом хаты, был тяжело контужен и ранен осколком снаряда в ягодицу. При транспортировке в тыл мы оказались под обстрелом немецких танков, укрылись в каком-то лесу и на следующий день были пленены. Дальнейшая судьба наша известна. Непризнание боевых заслуг, запись в послужном со слов считалась надуманной, все мы, оказавшиеся в плену длительное время, преследовались. Командиру стрелкового взвода оперативные карты Верховного командования, естественно, не были известны. Прошли десятилетия после войны, многие годы нас, участников тех событий, третировали, и все это исходило от людей, видевших и знавших о войне только понаслышке.
Мне стало известно после войны из мемуаров военачальников, в частности ГК. Жукова, что наша часть находилась на внешнем кольце Корсунь-Шевченковского котла, и при усилии деблокировать окруженные части немцы предприняли яростные атаки отборных войск СС на наши позиции и частично смяли наше внешнее кольцо боевых позиций, в результате чего я оказался тяжело контуженный и раненый в плену.
Прошла война, нам, 20-летним юношам, удалось выжить и вернуться на родину. По возвращении домой мне мать сказала, что сначала пришло сообщение о том, что ваш сын ранен и отправлен в госпиталь. Прошло много времени, при новом запросе моих родителей сообщили, что ваш сын пропал без вести.
Так оно и было: сын оказался в плену тяжело раненый. После войны наше оправдание во внимание не принималось, запись в служебной книжке подверглась сомнению, так как записана со слов.
Уважаемые товарищи, помогите мне, пожалуйста, восстановить истину, дайте подтверждение моего участия в войне, какие-то прямые или косвенные подтверждения о ранениях. Пусть меня обследует компетентная медицинская комиссия и даст заключение (я и по сей день ношу в своем теле 5 осколков). Особенно важно подтверждение контузии: сильное сотрясение мозга, потеря слуха на левое ухо, утрата зрения на 30%.
Остаюсь с надеждой, с товарищеским приветом Соболев.
16 февраля 1990 г.»
«В Российский комитет ветеранов войны. Комиссия бывших военнопленных. От инвалида войны второй группы Соболева Валентина Ивановича, родился 30 ноября 1924 г. в д. Евдокимовская Тотемского района Вологодской области, в настоящее время проживаю в с. Чушевицы, Набережная, 13, Верховажского района Вологодской области.
Уважаемые друзья, товарищи!
Я служил в 4 гвард. возд. дес. див. в составе 60-й армии. В 1944 году наша дивизия пополнилась украинцами из освобожденных областей и действовала как стрелковая дивизия на внешнем кольце Корсунь-Шевченковской группировки в направлении г. Винницы. В конце января 1944 г. немцы танковыми клиньями отсекли и окружили большую группировку наших войск 100-й стр. д., 4 див., других не знаю. Было пленено более 5000 чел. 27 января 1944 г. я был ранен в бедро и получил тяжелую черепно-мозговую травму, с чем и был пленен. Нас доставили в г. Львов, где я в дополнение заболел сыпным тифом. Каждую ночь умирало столько, что наутро нагружали тел целую бортовую машину. Быть может, эти сведения прояснят о гибели людей, кто безвестно пропал в это время. Меня поддержал пленный врач грузин, он же скрыл от немцев, что я офицер. После выздоровления в мае 1944 года нас доставили в Австрию, г. Линц, где в составе команды работал на железной дороге от фирмы «Мейцгер». Освобожден 5 мая 1945 г. американцами. К письму прилагаю справку райвоенкомата».
Дата и подпись отсутствуют.
Суровые испытания после войны
Читатель ошибется, если посчитает, что Соболев B.И. описал все испытания, связанные с войной и пленом. 2 октября 2010 года вдова Тамара Николаевна дополнила его биографию устным рассказом. После прохождения проверки в одном из фильтрационных лагерей НКВД СССР он вернулся в родную деревню. Подал заявление в Тотемское педагогическое училище, занятия в котором прервала война в 1942 году, и его восстановили на учебе. Получив диплом педагога, он начал работать учителем в одной из сельских школ района. Однако в 1949 году его осудили по политической статье и на четыре года отправили в исправительно-трудовой лагерь.
Подробные обстоятельства дела выяснились уже после его освобождения. Оказалось, что председатель местного колхоза из зависти и личной неприязни подговорил группу молодежи, и в один из летних религиозных праздников в деревне те спровоцировали драку. Соболева избили, камнем проломили череп. Двое знакомых унесли его в избу, и он семь дней лежал без сознания. Тем временем в отношении его возбудили уголовное дело. Якобы он поносил советскую власть. За это и избили. Подговоренные свидетели дали нужные показания, и бывший военнопленный вновь оказался в лагере. Теперь уже в советском. Отсидел весь срок.
Встреча выпускников, окончивших Чушевицкую среднюю школу в 1971 году. Первый ряд, слева направо, учителя: Валентин Иванович Соболев, Александр Николаевич Климовский, Анна Викторовна Кондакова, Галина Алексеевна Русинова, Глафира Александровна Дербина, Владимир Николаевич Дербин, выпускник Иван Климовский. Второй ряд: Ольга Закрепина, Надежда Закрепина, Валентина Кушева, Ольга Комякова, фамилия выпускницы не установлена, Ирина Кашинцева, Надежда Шадрина, трое, что стоят сзади В.Н. Дербина и И. Климовского тоже неизвестны. Третий ряд: Валентина Рогозина, Евгений Климовский, учительница Нина Александровна Варламова, Николай Коротаевский, Иван Кузнецов, Алексей Кулигин, учительница Галина Николаевна Киприянова, Галина Воеводина, Александр Дубов. Личность крайнего справа установить не удалось
Освободился в 1953 году и стал работать учителем физкультуры в Середской начальной школе Тотемского района. Одновременно исполнял обязанности счетовода школы (бухгалтера). Там же познакомился с будущей женой Тамарой. Оба стали учиться на заочном отделении Вологодского пединститута. Валентин Иванович закончил географический факультет. Уже после смерти Сталина бывший председатель колхоза покаялся перед Соболевым. В школе. Это слышали другие учителя. Принесли извинения и подговоренные свидетели. Сейчас их уже никого нет в живых. В 1964 году мужа реабилитировали. А двумя годами раньше он был принят в члены КПСС. По линии военкомата ему присвоено воинское звание «капитан». А позднее, как участнику Великой Отечественной войны, присвоили звание «майор». С 1962 года семья проживала в селе Чушевицы.
Послесловие
Очерк был написан 14 лет назад, и, чтобы освежить информацию, я пообщался с некоторыми учениками Валентина Ивановича и дочерью, Галиной Валентиновной Михальченко.
Владимир Клавдиевич Мизинцев, впоследствии директор Чушевицкой средней школы, отметил, что свой предмет, географию, Соболев знал хорошо. У доски настойчиво учил нас работать с картой. В 1977 году его назначили директором вечерней школы. В тот период молодёжи, желавшей получить аттестат о среднем образовании, было много. Учились как колхозники, так рабочие и служащие. Всё было организовано очень чётко. Например, большая группа из Липок приезжала на автобусе во главе с секретарём парторганизации Николаем Добрыниным.
Соболев всегда занимал активную жизненную позицию. На встречах с выпускниками, которые проходили ежегодно, непременно выступал. Давал оценку состояния дел в стране, критически отзывался о перестройке.
Валентине Анатольевне Житковой (Долговязовой) запомнилось умение Соболева работать как на сенокосе, так и дома. Если ходил за водой, то сразу нёс три ведра: два на плече, на изогнутом коромысле, и одно в руке. Высокий, сильный, он всегда выглядел величаво.
Среди потомков супругов Соболевых три сына, две дочери, восемь внуков и шесть правнуков. Коротко о детях. Владимир работал в Череповце, после выхода на пенсию уехал в тёплый Краснодарский край. Галина, работник культуры, осталась на малой родине. Татьяна, финансист, живёт в Вологде. Все трое получили высшее образование. Сергей остаётся в Череповце. Василий обустроился в новом микрорайоне села Чушевицы – Калинкове, служит в пожарной части.
Характер, стойкость, сила воли Валентина Ивановича не раз проверялись в горниле тяжких испытаний. Он все выдержал и прожил без малого 85 лет.
Да, у каждого человека своя жизнь, своя судьба. И кто более достоин восхищения: тот, кто прожил её тихо, мирно, ни разу не запнувшись, или тот, кто оступался и падал, потом поднимался и шел вперед. А если не мог встать, то полз к цели на коленках?
Автор признателен всем, кто принял участие в подготовке статьи. Особая благодарность супругам Мизинцевым.
Владимир КОНДАКОВ. Фото из семейных альбомов Соболевых и Мизинцевых
«Верховажский вестник» №89 за 29 ноября 2024 года